Марина Баранова
Рабочая программа по работе с родителями «Родители-заместители» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по работе с родителями «Родители-заместители»(старшая группа)
Воспитатель: Баранова М. В.
Смоленск 2017
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Публикация «Рабочая программа по работе с родителями „Родители-заместители“ в старшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.).
Цель работы с родителями:
формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового
– насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Раздел 1. Общие положения программы
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Объекты программы:
воспитанники
семьи детей, посещающих ДОУ,
педагогический коллектив
Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Раздел 3. Структура программыРеализация программы рассчитана для работы с детьми старшего возраста (дети 5- 6 лет). Рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад
Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Раздел 4. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ
а. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1. Сбор информации о семьях
2. Распространение информации о работе детского сада:
- сайт;
- публикации в печати;
-родительские собрания.
3. Анализ информации.
1. Сбор информации:
о ребенке:
- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
- выявление одаренных детей;
- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
о семье:
- состав семьи;
- определение социального статуса семьи (социальная анкета);
- выявление семей группы «риска»;
- материально-бытовые условия;
- психологический микроклимат, стиль воспитания;
- семейные традиции, увлечения членов семьи;
- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
о потребностях педагогических кадров:
- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
выявление стратегии взаимодействия с семьями.
2. Анализ информации.
б. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
1. Просветительская деятельность:
- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т. д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы
в. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
• Организация культурно-массовых мероприятий.
• Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп детского сада;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т. д.);
- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
• Вовлечение детей в творческий процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);
- совместное участие с родителями в семейных концертах;
г. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
1. Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2. Организация работы родительских комитетов по группам.
3. Создание общего родительского комитета.
4. Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
Формы работы при реализации программы
Традиционные:
Анкетирование родителей
Памятки
Буклеты
Родительское собрание.
День открытых дверей.
Консультации (тематические и индивидуальные).
Семейные праздники.
Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).
Папки – передвижки.
Выставки совместного творчества.
Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные
Сайт детского сада.
Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).
Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
Раздел 5. Реализация программы
• Перспективный план работы с родителями
• План родительских собраний
• Протоколы родительских собраний
Тематический план работы (5-6 лет)
Месяцы Название мероприятия Цель
Сентябрь 1. Групповое родительское собрание: «Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год. Знакомство родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет.
2. Фотовыставка «Вот и лето прошло».
Привлечь родителей поделиться опытом общения с ребенком в летнее время.
3. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей.
3. Консультация «Всё о развитии детской речи». Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
4. Папка-передвижка для родителей «Мы работаем по ФГОС». Познакомить с новым направлением в ДОУ.
5. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно.
6. Мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок». Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования, для спортивного уголка в детском саду и дома.
Октябрь 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
3. Семинар - практикум
«Витаминный календарь». Рассказать родителям о правильном питании дома. Познакомить с рецептами приготовление различных блюд из овощей и фруктов.
4. Коллаж для родителей «Произведения К. И Чуковского». Рисунки родителей и детей. Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, развивать творческие способности.
5. Выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени». Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать интерес в общении детей и родителей.
Ноябрь 1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». Предложить разные варианты совместного отдыха родителей и детей.
2. Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье». Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.
3. Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.
4. Папка передвижка «День матери». Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Воспитание любви к матери.
5. Семинар – практикум «Семья глазами ребенка». • Распространение педагогических знаний среди родителей.
• Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.
Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».
Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
2. Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора». Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка.
4. Семинар – практикум «Игрушки на елку своими руками». Дать практические рекомендации по изготовлению поделок к Новому году.
5. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин». Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности (дети, родители). Развивать творческие способности.
Январь 1. Консультация «Гиперактивные дети».
Познакомить родителей с особенностями воспитания гиперактивных детей.
Дать рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.
2. Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!» Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности родителей и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
4. Конкурс фотоальбомов «Здоровый образ жизни в семье». Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей.
5. Беседа: «Чем и как занять ребенка дома?»
Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребенка в семье.
Февраль 1. Выставка детских рисунков, тема: «Портрет моего папы». Повысить роль папы в воспитании детей. Воспитывать чувство патриотизма.
2. Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой».
Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада
3. Энциклопедия здоровья. «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.
4. Конкурс построек из снега «Город мечты». Содействие укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. Развитие творческих способностей.
5. Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье». Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Март 1. Выставка творческих работ детей к 8 марта «Мама, моё солнышко». Укрепление взаимодействия семьи и детского сада, приоритет семейного воспитания детей.
2. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
3. Родительская гостиная «Семейные традиции». Знакомство родителей с традициями детского сада. Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей.
Родители расскажут о семейных традициях.
4. Анкетирование «Воспитание у детей интереса и любви к книге». Развивать интерес у семьи к книге.
5. Консультация «Всё о компьютерных играх». Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.
6. Семинар – практикум «Изготовление поделок из природного материала». Дать практические советы по изготовлению поделок из природного материала. Развивать творческие способности детей и родителей.
Апрель 1. Педагогический всеобуч «Музыка и дети». Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах музыкального воспитания детей.
2. День земли. Папка передвижка «Посмотри и удивись!» (загадки, пословицы о труде, земледелии). Дневник наблюдений за рассадой.
Оформление огорода на окне. Углублять экологические знания родителей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Доставить детям и родителям радость от общения с природой.
3. Физкультурный досуг «Полет в космос». Сплочение родителей детей.
Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.
Пропаганда активных форм отдыха.
4. Консультация «Веселая скакалочка».
Дать практические советы, как правильно выбрать длину скакалки. Предложить упражнения и игры со скакалкой.
5. Акция «Пусть цветёт наш детский сад!». Раскрыть личное отношение каждого к проблеме, проявить творческое трудолюбие; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру; бережное, заботливое отношение к природе. Дать возможность каждому проявить внимание к благоустройству участка.
Май 1. Итоговое родительское собрание по теме: «Растём, играя» с просмотром открытого НОД по математики для родителей.
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
2. Консультация: «Как выбрать место для летнего отдыха». Обучение родителей методам взаимодействия детей и родителей в летний период.
3. Папка передвижка «День Победы». Развитие чувство патриотизма в семье.
4. Выставка рисунков «Мир в рисунках детей». Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.