Наташа Кухаренко
Рабочая программа по работе с родителями во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
2 группа раннего возраста
«Звёздочка»
Разработала : Кухаренко Н. П.
Реализация программы : 2018 – 2019 уч. год
Мыски 2018
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Публикация «Рабочая программа по работе с родителями во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.).
Цель работы с родителями : формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых, они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Раздел 1. Общие положения программы
Законодательно-нормативное обеспечение программы :
Закон РФ «Об образовании»,
Концепция дошкольного образования,
Семейный кодекс,
Устав МБДОУ№15 «Теремок»,
Договор с родителями.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы могут стать : повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в группе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Объекты программы :
воспитанники
семьи детей, посещающих ДОУ,
педагогический коллектив
Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Раздел 3. Структура программы
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 2- 3 года). Рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями :
Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад
Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Раздел 4. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО
а. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1. Сбор информации о семьях
2. Распространение информации о работе детского сада :
- сайт;
- публикации в печати;
-родительские собрания.
3. Анализ информации.
1. Сбор информации:
о ребенке:
- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
- выявление одаренных детей;
- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
о семье:
- состав семьи;
- определение социального статуса семьи (социальная анкета);
- выявление семей группы «риска»;
- материально-бытовые условия;
- психологический микроклимат, стиль воспитания;
- семейные традиции, увлечения членов семьи;
- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
о потребностях педагогических кадров:
- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
выявление стратегии взаимодействия с семьями.
2. Анализ информации.
б. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
1. Просветительская деятельность:
- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т. д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы
1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:
- информационные стенды;
- родительские уголки;
- методическая литература.
3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
- беседы;
- консультации;
- круглые столы;
- родительские собрания.
1. Социально-нравственное и познавательное развитие:
- семья;
- родословная;
- семейные традиции;
- гендерное воспитание;
- формирование духовных ценностей.
в. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
1. Организация культурно-массовых мероприятий.
3. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
1. Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп детского сада;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т. д.);
- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
1. Вовлечение детей в творческий процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);
- совместное участие с родителями в семейных концертах;
г. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
1. Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2. Организация работы родительских комитетов по группам.
3. Создание общего родительского комитета.
4. Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
Формы работы при реализации программы
Традиционные:
Анкетирование родителей
Памятки
Буклеты
Родительское собрание.
День открытых дверей.
Консультации (тематические и индивидуальные).
Семейные праздники.
Папки – передвижки.
Выставки совместного творчества.
Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные
Сайт детского сада.
Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
Раздел 5. реализации программы
• Перспективный план работы с родителями
• Темы родительских собраний
• Протоколы родительских собраний
Перспективный план «Работа с родителями»
2 группа раннего возраста «Звёздочка»
Цель: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Распространять педагогические знания среди родителей;
2. Оказать практическую помощь в воспитании детей;
3. Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы : адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнерских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребенка.
Темы родительских собраний
Месяц Тема Ответственные
Октябрь Адаптация детей раннего возраста к ДО. Воспитатели группы
Декабрь Растем, играя Воспитатели группы
Февраль Возрастные особенности детей 2-3 лет. Воспитатели группы
Май Подведем итоги года: Как выросли и чему научились наши дети за год Воспитатели группы
Перспективный план работы с родителями
во второй группе раннего возраста «Звёздочка» на 2018 -2019 уч. г.
Месяц Тема, формы работы
Беседы Консультации В уголке для родителей (папки-передвижки, памятки, рекомендации) Родительские собрания Анкетирование
Сентябрь 1. Режим дня.
2. Как приучить ребенка к горшку? 3. О вредных привычках ребенка.
4.
О прохождении адаптации детей.
1. Какие игрушки нужны малышу в раннем возрасте.
2. Сон в дневное время, нужен ли он?
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего жизни.
4. Адаптация детей, что это такое? 1. Первый раз в детский сад.
2. Показатели окончания адаптационного периода. 3. Что необходимо знать родителям при поступлении детей в детский сад? 4. Особенности развития ребенка третьего года жизни. Анкетирование
Анкета – знакомство
«Готов ли ребенок к детскому саду?»
Октябрь 1. Любимые игрушки. 2. Вредные привычки. 3. Какие игрушки покупать малышу. 1. Детки – двухлетки. 2. Игрушка в жизни ребенка. 3. Как уберечь ребенка от опасностей в быту.
1. Прогулки с детьми осенью.
2. Профилактика ОРВИ и гриппа.
3. Совместные игры детей и родителей. Родительское собрание Адаптация детей раннего возраста к ДО.
Ноябрь 1. Режим дня в выходные дни.
2. Игры с детьми в выходные дни. 1. Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. 2. Домашние животные и дети. 1. Мой дом - моя крепость, или безопасность ребенка дома и около него.
2. Если ребенок мечтает о домашнем животном. Анкетирование вновь поступивших детей
Декабрь 1. Как сделать утро ребенка добрым?
1. Что и как подарить ребенку на новый год?
2. Чем можно заняться с ребенком на прогулке зимой.
3. Профилактика ОРЗ и гриппа. 1. История новогодней игрушки.
2. Наблюдения с детьми зимой.
Январь 1. Режим дня в выходные дни.
2. Если ваш ребенок не хочет убирать за собой игрушки.
1. Профилактика простудных заболеваний.
2. Как организовать детский досуг в зимнее время. 1. Первые подвижные игры малышей.
2. Безопасность зимних прогулок.
3. Родителям маленьких детей об основах безопасности жизни?
Февраль 1. О пользе дневного сна.
2. О плаксах.
3. Игры и занятия с ребенком дома.
1. Как выбрать книгу для малыша. 2. От игры в кубики к конструированию. 1. 23 февраля – день защитника Отечества. 2. Сенсорный мир ребенка.
3. Одежда малыша зимой. Родительское собрание
Возрастные особенности детей 2-3 лет.
Март 1. Если ребенок упрямится.
2. Одежда детей весной.
1. Говорящие пальчики. 2. Весна идет - весне дорогу!
3. Можно ли добиться послушания детей. 1. 8 марта -международный женский день.
2. Осторожно – сосульки. 3. Весенние прогулки с родителями.
Апрель 1. Для чего нужны пальчиковые игры? 2. О любимых игрушках.
3. Об активных детях.
1. Воспитание сказкой.
2. Игрушка в жизни ребенка.
1. Как выбрать книгу для малыша?
2. Какие игрушки нужны малышу?
3. Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки.
Май 1. Как правильно выбрать обувь ребенку.
2. Игры детей на природе.
1. Весенние прогулки с малышом.
2. Правила безопасного поведения детей на дороге. 1. Основы нравственных отношений в семье.
2. Знакомимся с транспортом.
3. Воспитание единственного ребенка в семье. Родительское собрание «Подведем итоги года»
Июнь 1. О пользе дневного сна. 2. О соблюдении режима дня в выходные дни. 1. Как организовать летний отдых малыша.
2. Проводим лето с пользой. 3. Какую музыку слушать с малышом. 4. Питание ребёнка раннего возраста. 1. Здравствуй, лето! 2. Игры малышей на природе.
Июль 1. Игры с водой и песком летом. 2. Как приучить ребенка к порядку и самостоятельност
3. Совместные игры детей и родителей.
1. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
2. Воспитание дружеских отношений в игре.
3. Поговори со мною, мама.
4. Как показать ребенку свою любовь.
1. Летний отдых с пользой.
2. Профилактика ОКИ.
3. Отдыхаем всей семьей. 4. Любовь родителей к детям.
5. Безопасный отдых детей у воды.
Август 1. Что нужно делать, чтобы быть здоровым. 2. Ребенок на природе.
1. Закаливание – первый шаг на пути к здоровью.
2. Безопасность детей в лесу.
3. Досуг с ребенком на природе. 1. Советы родителям по закаливанию ребенка.
2. Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей.
3. Игры малышей на природе.
4. Безопасность детей на природе.