Папки-передвижки

Рабочая программа по поликультурному воспитанию дошкольников. Часть 1

Анна Небова
Рабочая программа по поликультурному воспитанию дошкольников. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Общеобразовательная общеразвивающая программа

по поликультурному воспитанию

Возраст детей: дошкольный (3-7 лет)

Пояснительная записка

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Поэтому проблема развития поликультурного воспитания и образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений». В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает необходимость разработки программы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация «Рабочая программа по поликультурному воспитанию дошкольников, Часть 1» размещена в разделах

Поликультурность воспитания предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современном контекстах.

Без решения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что вторая половина XX века отмечена радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни человечества - экономической, трудовой, политической, демографической, культурно-образовательной, духовной и т. д. Одной из актуальных проблем является проблема воспитания такого важного интегративного качества личности как толерантность. Толерантность, понимая в самом обобщенном виде, как «искусство жить с другими людьми» (А. Г. Асмолов, выражается в способности человека принимать и уважать культурные различия, в готовности вести конструктивный диалог с окружающими, в умении договориться по спорным вопросам.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами.

Программа базируется на следующих принципах:

- принцип дифференциации и разнообразия;

- принцип культурной целостности;

- принцип преемственности;

- принцип объемности картины мира.

Цель программы :

Создание в дошкольном учреждении социокультурного пространства и условий для формирования толерантного взаимодействия ребёнка с окружающим миром; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей.

Задачи программы :

- изучать родной край во взаимосвязи с культурой и историей России;

- знакомить детей с основами национальной культуры, приобщать детей к языку, литературе, истории своей Родины;

- воспитывать уважение к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

- воспитывать понимание самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям;

- знакомить детей с основами мировой культуры, и воспитывать уважение к представителям других стран;

- знакомить детей с основами толерантности и взаимопонимания;

- воспитывать чувства сострадания и готовности помочь другим людям;

- формировать понимание важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по поликультурному воспитанию.

В детском саду задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО.

Концепция программы

Приобретение детьми основ личностной культуры, её базиса, соответствующих общечеловеческим духовным ценностям.

Реализация программы :

Реализация программы поликультурного образованная в дошкольном возрасте направлена на:

- становление основ мировоззрения;

- становление основ национально - культурной и гражданской идентичности; - духовно–нравственное развитие.

Задачи программы по формированию интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений предполагается реализовывать через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу путем проведения воспитательных мероприятий духовно – нравственной и национально-культурной направленности.

Важным направлением в реализации программы, является активизация проектной деятельности воспитанников и их родителей. При реализации программы учитывается содержание основной общеобразовательной программы с учетом следующих факторов:

- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастом воспитанников с целью более глубокого усвоения материала и поддержания интереса дошкольников;

- взаимодействие специалистов ДОУ и привлечение родительской общественности;

- необходимость грамотного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения дошкольником общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации, гуманизации и межнациональных отношений.

С 2018 года в нашем учреждении формируется мультикультурное пространство посредством реализации проектов, одним из которых является проект под названием «Традиционные праздники России», его задачи:

- приобщать дошкольников и родителей к истории и культуре России;

- формировать в учреждении мультикультурное пространства;

- знакомить детей с культурой и бытом народов России;

- вовлекать родителей в процесс духовно-нравственного воспитания детей.

Уровни и компоненты поликультурного воспитания

Воспитательная работа в рамках Программы включает следующие направления:

- формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;

- воспитание персональных нравственно высоких качеств;

- воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр. ;

- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;

- формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;

- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;

- целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;

- развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;

- осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;

- формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;

- формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;

- пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.

- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

- изучение национальных традиций и обычаев;

- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;

- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;

- изучение основ религиозной культуры разных народов;

- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;

- освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.

Ожидаемый результат

Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и её интеграции в поликультурное мировое пространство:

- ребенок понимает значение «родословная»;

- умеет выстраивать бесконфликтные взаимоотношения со сверстниками различных национальностей;

- называет столицу России, геральдику России, края, в котором проживает ребенок;

- отличает и называет особенности культуры народов, проживающих в России и в ближнем зарубежье: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры;

- знает и выполняет правила народных игр (4-5 игр, самостоятельно организует детей на проведение подвижных народных игр;

- ребенок владеет приемам игры на народных инструментах: рубель, ложки, трещотка, колокольчик, бубенцы, бубен, свистульки;

- проявляет стойкий интерес к изготовлению игрушек, макетов с поликультурной тематикой;

- активно участвует (по желанию) в драматизации песенного и устного народного творчества.

В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик эффективности настоящей Программы могут быть использованы следующие индикаторы:

- ориентированность на гуманистические ценности, общую культуру личности, российские общенациональные культурные ценности;

- социальная адаптированность и адекватность развивающейся личности;

- ваpиативность и гибкость предлагаемой технологии (для возможной корректировки);

- применение личностно-ориентированного, возрастного и индивидуального подходов к проблеме;

- сочетание индивидуального подхода с групповой гармонией;

- сочетание требований образовательной программы и желаний ребенка;

- вовлеченность родителей и учет их запросов в этом направлении воспитания;

- готовность педагога к реализации поликультурного образования.

Работа строится на основе следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);

- интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);

- использование взаимодействия в системе “педагог - ребенок - родитель”;

- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры России и других стран.

Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.

Главные направления в работе с детьми :

- развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, народных традициях, культуре народов России, других стран;

- воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, Родине, народам других стран.

Главные направления в работе с родителями :

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- создание атмосферы общности интересов;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

- объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания детей.

Главные направления в работе с педагогами :

- организация консультаций, семинаров, педагогических советов для реализации программы деятельности дошкольного учреждения по поликультурному образованию;

- выставка дидактических материалов для организации работы с детьми по поликультурному воспитанию;

- наглядная стендовая информация для педагогов;

- повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию.

Используемые в работе средства :

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- народные игры, народная игрушка и национальная кукла;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыка.

Реализация программы осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.

Используемые формы и методы работы :

- наглядный дидактический материал, костюмы, атрибуты;

- ориентация на индивидуальные особенности детей;

- куклы в национальных костюмах;

- посещение музея «Баклуши»;

- экспонаты мини музея «Русский быт»;

- технические средства обучения (проектор с экраном, ноутбук, музыкальный центр).

Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

В мини музее «Русский быт» находятся предметы старины, декоративно-прикладного искусства, дидактические материалы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Оформлен паспорт мини музея. Разработаны конспекты экскурсий детей в мини музей «Русский быт».

В методическом кабинете создан уголок поликультурного воспитания, в котором собран дидактический материал по ознакомлению детей с национальными костюмами народов России.

В детском саду имеется уголок кукол в национальных костюмах разных народов.

В группах воспитатели оформили уголки по ознакомлению детей с национальной культурой России.

Работа по поликультурному воспитанию в детском саду ведется по четырем блокам:

1 блок: Наша любимая Ярославия.

2 блок: Мы – россияне.

3 блок: Наши соседи.

4 блок: На свете много разных стран.

Для решения программных задач по поликультурному образованию и воспитанию в детском саду разработано перспективное планирование для разных возрастных групп.

Свою работу в этом направлении мы разделили на четыре возрастные ступени:

- младший возраст от 3-4 лет;

- средний возраст от 4-5 лет;

- старший возраст от 5-6 лет;

- подготовительный к школе возраст от 6-7 лет.

Подбирая материал, игры, и т. д. для каждой возрастной ступени по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста опираемся на такие основные критерии как:

- доступность знаний, достоверность и научность;

- соответствие сложности материала возрасту детей;

- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

- краеведческий опыт;

- исторический опыт.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Педагоги дошкольного учреждения создают условия для совместной творческой деятельности, сочетания индивидуального и коллективного творчества детей и родителей, что способствует единению педагогов, родителей и детей, а также формирует положительное отношение друг к другу. Родители - активные участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении тематических и русских народных праздников, в реализации творческих проектов, в изготовлении атрибутов в мини музеи, в украшении групп к народным праздникам «Новый год», «Рождество», «Пасха» «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В работе с педагогами дошкольного учреждения проводятся разнообразные методические мероприятия по поликультурному воспитанию, повышение курсов квалификации по данному вопросу: консультации; семинары-практикумы; открытые мероприятия с детьми; педагогические советы в форме круглых столов; тематический контроль; проведение тематических дней и фестивалей.

Публикации по теме:

Проект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группыПроект по поликультурному воспитанию «Мы все разные, но мы вместе!» для детей подготовительной к школе группы Паспорт проекта Вид проекта: художественно – творческий, познавательно – игровой. По времени проведения: краткосрочный. По характеру.

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по поликультурному воспитанию дошкольников. Часть 1
Опубликовано: 25 апреля 2020 в 13:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по поликультурному воспитанию дошкольников. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Анна Небова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД