Анна Небова
Рабочая программа по поликультурному воспитанию дошкольников. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Общеобразовательная общеразвивающая программа
по поликультурному воспитанию
Возраст детей: дошкольный (3-7 лет)
Пояснительная записка
Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Поэтому проблема развития поликультурного воспитания и образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений». В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает необходимость разработки программы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
Публикация «Рабочая программа по поликультурному воспитанию дошкольников, Часть 1» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Поликультурность воспитания предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современном контекстах.
Без решения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что вторая половина XX века отмечена радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни человечества - экономической, трудовой, политической, демографической, культурно-образовательной, духовной и т. д. Одной из актуальных проблем является проблема воспитания такого важного интегративного качества личности как толерантность. Толерантность, понимая в самом обобщенном виде, как «искусство жить с другими людьми» (А. Г. Асмолов, выражается в способности человека принимать и уважать культурные различия, в готовности вести конструктивный диалог с окружающими, в умении договориться по спорным вопросам.
Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. Эффективность процесса поликультурного воспитания обеспечивается посредством внедрения технологии, предусматривающей отбор содержания, оптимального включения взаимосвязанных национальных культурных компонентов в педагогический процесс; дифференцированный подход, ориентированный на психофизиологические и личностные особенности детей дошкольного возраста и особенности национальной культуры, реализацию воспитательно-образовательного потенциала национальных культур; ознакомление с национальными культурами.
Программа базируется на следующих принципах:
- принцип дифференциации и разнообразия;
- принцип культурной целостности;
- принцип преемственности;
- принцип объемности картины мира.
Цель программы :
Создание в дошкольном учреждении социокультурного пространства и условий для формирования толерантного взаимодействия ребёнка с окружающим миром; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере поликультурного воспитания и образования детей.
Задачи программы :
- изучать родной край во взаимосвязи с культурой и историей России;
- знакомить детей с основами национальной культуры, приобщать детей к языку, литературе, истории своей Родины;
- воспитывать уважение к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- воспитывать понимание самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям;
- знакомить детей с основами мировой культуры, и воспитывать уважение к представителям других стран;
- знакомить детей с основами толерантности и взаимопонимания;
- воспитывать чувства сострадания и готовности помочь другим людям;
- формировать понимание важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по поликультурному воспитанию.
В детском саду задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО.
Концепция программы
Приобретение детьми основ личностной культуры, её базиса, соответствующих общечеловеческим духовным ценностям.
Реализация программы :
Реализация программы поликультурного образованная в дошкольном возрасте направлена на:
- становление основ мировоззрения;
- становление основ национально - культурной и гражданской идентичности; - духовно–нравственное развитие.
Задачи программы по формированию интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений предполагается реализовывать через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу путем проведения воспитательных мероприятий духовно – нравственной и национально-культурной направленности.
Важным направлением в реализации программы, является активизация проектной деятельности воспитанников и их родителей. При реализации программы учитывается содержание основной общеобразовательной программы с учетом следующих факторов:
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастом воспитанников с целью более глубокого усвоения материала и поддержания интереса дошкольников;
- взаимодействие специалистов ДОУ и привлечение родительской общественности;
- необходимость грамотного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения дошкольником общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации, гуманизации и межнациональных отношений.
С 2018 года в нашем учреждении формируется мультикультурное пространство посредством реализации проектов, одним из которых является проект под названием «Традиционные праздники России», его задачи:
- приобщать дошкольников и родителей к истории и культуре России;
- формировать в учреждении мультикультурное пространства;
- знакомить детей с культурой и бытом народов России;
- вовлекать родителей в процесс духовно-нравственного воспитания детей.
Уровни и компоненты поликультурного воспитания
Воспитательная работа в рамках Программы включает следующие направления:
- формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;
- воспитание персональных нравственно высоких качеств;
- воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр. ;
- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
- формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
- целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
- развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
- осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;
- формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;
- формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;
- пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
- изучение основ религиозной культуры разных народов;
- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;
- освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.
Ожидаемый результат
Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и её интеграции в поликультурное мировое пространство:
- ребенок понимает значение «родословная»;
- умеет выстраивать бесконфликтные взаимоотношения со сверстниками различных национальностей;
- называет столицу России, геральдику России, края, в котором проживает ребенок;
- отличает и называет особенности культуры народов, проживающих в России и в ближнем зарубежье: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры;
- знает и выполняет правила народных игр (4-5 игр, самостоятельно организует детей на проведение подвижных народных игр;
- ребенок владеет приемам игры на народных инструментах: рубель, ложки, трещотка, колокольчик, бубенцы, бубен, свистульки;
- проявляет стойкий интерес к изготовлению игрушек, макетов с поликультурной тематикой;
- активно участвует (по желанию) в драматизации песенного и устного народного творчества.
В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик эффективности настоящей Программы могут быть использованы следующие индикаторы:
- ориентированность на гуманистические ценности, общую культуру личности, российские общенациональные культурные ценности;
- социальная адаптированность и адекватность развивающейся личности;
- ваpиативность и гибкость предлагаемой технологии (для возможной корректировки);
- применение личностно-ориентированного, возрастного и индивидуального подходов к проблеме;
- сочетание индивидуального подхода с групповой гармонией;
- сочетание требований образовательной программы и желаний ребенка;
- вовлеченность родителей и учет их запросов в этом направлении воспитания;
- готовность педагога к реализации поликультурного образования.
Работа строится на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);
- интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);
- использование взаимодействия в системе “педагог - ребенок - родитель”;
- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры России и других стран.
Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.
Главные направления в работе с детьми :
- развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, народных традициях, культуре народов России, других стран;
- воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, Родине, народам других стран.
Главные направления в работе с родителями :
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания детей.
Главные направления в работе с педагогами :
- организация консультаций, семинаров, педагогических советов для реализации программы деятельности дошкольного учреждения по поликультурному образованию;
- выставка дидактических материалов для организации работы с детьми по поликультурному воспитанию;
- наглядная стендовая информация для педагогов;
- повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию.
Используемые в работе средства :
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- народные игры, народная игрушка и национальная кукла;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыка.
Реализация программы осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.
Используемые формы и методы работы :
- наглядный дидактический материал, костюмы, атрибуты;
- ориентация на индивидуальные особенности детей;
- куклы в национальных костюмах;
- посещение музея «Баклуши»;
- экспонаты мини музея «Русский быт»;
- технические средства обучения (проектор с экраном, ноутбук, музыкальный центр).
Работа по поликультурному воспитанию требует создания соответствующей предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
В мини музее «Русский быт» находятся предметы старины, декоративно-прикладного искусства, дидактические материалы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Оформлен паспорт мини музея. Разработаны конспекты экскурсий детей в мини музей «Русский быт».
В методическом кабинете создан уголок поликультурного воспитания, в котором собран дидактический материал по ознакомлению детей с национальными костюмами народов России.
В детском саду имеется уголок кукол в национальных костюмах разных народов.
В группах воспитатели оформили уголки по ознакомлению детей с национальной культурой России.
Работа по поликультурному воспитанию в детском саду ведется по четырем блокам:
1 блок: Наша любимая Ярославия.
2 блок: Мы – россияне.
3 блок: Наши соседи.
4 блок: На свете много разных стран.
Для решения программных задач по поликультурному образованию и воспитанию в детском саду разработано перспективное планирование для разных возрастных групп.
Свою работу в этом направлении мы разделили на четыре возрастные ступени:
- младший возраст от 3-4 лет;
- средний возраст от 4-5 лет;
- старший возраст от 5-6 лет;
- подготовительный к школе возраст от 6-7 лет.
Подбирая материал, игры, и т. д. для каждой возрастной ступени по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста опираемся на такие основные критерии как:
- доступность знаний, достоверность и научность;
- соответствие сложности материала возрасту детей;
- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
- краеведческий опыт;
- исторический опыт.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Педагоги дошкольного учреждения создают условия для совместной творческой деятельности, сочетания индивидуального и коллективного творчества детей и родителей, что способствует единению педагогов, родителей и детей, а также формирует положительное отношение друг к другу. Родители - активные участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении тематических и русских народных праздников, в реализации творческих проектов, в изготовлении атрибутов в мини музеи, в украшении групп к народным праздникам «Новый год», «Рождество», «Пасха» «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
В работе с педагогами дошкольного учреждения проводятся разнообразные методические мероприятия по поликультурному воспитанию, повышение курсов квалификации по данному вопросу: консультации; семинары-практикумы; открытые мероприятия с детьми; педагогические советы в форме круглых столов; тематический контроль; проведение тематических дней и фестивалей.