Получи документы

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность»

Наталья Каспарова
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Обязательная часть.

По образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» разработана на основе ООП ДО детского сада № 119 «Волжаночка» АНО ДО Планета детства «Лада» на 2018-2019 учебный год

Составитель программы :

музыкальный руководитель Каспарова Н. А.

Публикация «Рабочая программа „Художественно-эстетическое развитие, Музыкальная деятельность“» размещена в разделах

Содержание

I. Целевой раздел

1.1 Обязательная часть

1.1.1. Пояснительная записка

цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Обязательная часть

1.1.1. Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Детского сада № 119 «Волжаночка» Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» (ООП) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Цель Программы - обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах :

– социально-коммуникативной;

– познавательной;

– речевой;

художественно-эстетической;

– физической.

Цели Программы реализуются через решение следующих задач, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

– обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

– обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа детского сада базируется на следующих принципах и подходах:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

4) сотрудничество Организации с семьей;

5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

7) учет этнокультурной ситуации развития детей;

8) принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его способностями и возможностями (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

9) принцип компетентностного подхода и взаимосвязи в работе специалистов;

10)принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;

11)принцип развивающего образования (обучение, ведущее за собой развитие и ориентирующее педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка);

12)принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и воз-можностями образовательных областей, предполагающий связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса;

13) комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса).

Подходы к формированию Программы :

Исходными теоретическими позициями программы является :

- концепция генезиса общения ребёнка М. И. Лисиной (каждый субъект общения становится объектом познания и отношения другого, что позволяет ему посмотреть на себя «другими глазами» и таким образом познать и оценить себя);

- положения культурно-исторической теории Л. С. Выгодского определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учета интересов и потребностей ребенка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребенка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.);

- теория ведущей деятельности А. Н. Леонтьева (активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определенной деятельности, но и собственного развития);

- периодизация психического развития Д. Б. Эльконина (закономерное чередование периодов преимущественного развития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы).

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Возрастные и индивидуальные особенности от 3 до 4 лет

Во второй младшей группе дети имеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность, самостоятельность. Это сказывается, прежде всего, в характере движений, которые становятся довольно разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. Например, дети овладевают не только обычной ходьбой, но и на носках, высоко поднимая колени, со сменой направления, врассыпную.

Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Все это позволяет значительно расширить объем музыкального воспитания трехлетнего дошкольника.

Дети уже обладают определенным объемом навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность их в ее простейших формах начинает играть все большую роль.

Слушая песни, небольшие пьесы, ребята обнаруживают отзывчивость на музыку различного, достаточно ярко выраженного характера. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм (если он постоянен, уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее.

В процессе дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например, показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок ("Чей домик?” Е. Тиличеевой); звенят колокольчиками или ударяют по барабану ("Угадай, на чем играю” Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр.

В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный диапазон (ре1 - ля1). Интонации проявляются всестороннее, со всеми признаками, пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.

В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая гимнастические, танцевальные образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска, изменять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа.

В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. Дети замечают особенности произведений изобразительного характера, у них формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.

Дети учатся понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем рассказала музыка; проявляя звуковысотный слух, различают высоту двух звуков в пределах октавы – сексты, различают тихое и громкое звучание, узнают некоторые инструменты (бубен, барабан, металлофон, их звучание, характерный ритм, связанный с игровыми образами ("медведь идет”, "зайчик прыгает”).

Разучивая песни, дети должны петь естественным звуком, без напряжения и крика, протяжно, внятно произнося слова; не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках, песнях, петь с помощью воспитателя, с сопровождением и без.

Возрастные и индивидуальные особенности детей шестого года жизни

Слушание музыки остается по - прежнему весьма привлекательным для ребенка.

Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоционально – образное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки.

Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности. Ребята могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладо - высотный слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать.

В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально – слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикции у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

У детей формируется осанка, движения становятся более свободными, выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными и уверенными

Ребенок способен и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующие ритмичности и координированности исполнения.

Дети имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы на основе знакомых движений.

Однако возможности этих детей несколько ограничены: в движениях не хватает пластичности, полетности, выразительности, тем не мене данная возрастная ступень имеет самостоятельное значение в последовательном музыкально – ритмическом развитии каждого ребенка.

У детей проявляется большое желание заниматься игрой на музыкальных инструментах, в элементарных импровизациях на металлофоне большего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука.

При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинках, не соседствующих друг с другом, это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки.

В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля. Прежде всего, ритмического, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте, металлофоне, и на других, доступных их возрасту и возможностям.

Возрастные и индивидуальные особенности детей седьмого года жизни

Дети этого возраста приобретают более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, обладают заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. К этому времени у них имеется значительный оббьем музыкальных впечатлений, они знают некоторых композиторов, избирательно относятся к музыке, мотивируют свой выбор.

Дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки.

Ребенок способен анализировать музыкальное произведение, сравнивать выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи.

У дошкольников достаточно развит психологический механизм восприятия музыки : эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, память. Музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, способность к творчеству.

Таким образом, у выпускников детского сада большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох.

В этом возрасте ребенок обладает существенными возможностями для проявлении себя в пении, он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя голосовые связки не сформированы окончательно.

Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы ДО (первой, ДО (второй). Большинство ребят имеют большой запас песен, выделяют любимые, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении песни.

Дети могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно.

Взрослым необходимо постоянно заботиться об охране детского голоса.

В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку – движения делаются легкими, изящными, пластичными.

В движении под музыку дети легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, в характере музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. К этому времени у ребят уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.

Ребенок инициативен и активен как в музыкально – игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумать новый танец (в основном из знакомых движений, а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через игровую деятельность Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве,.

Деловая игра «Художественно-эстетическое развитие в ДОУ» Деловая игра для педагогов «Художественно – эстетическое развитие в ДОУ» Автор: Кирюшкина Елена Викторовна – старший воспитатель МБДОУ.

Художественно-эстетическое развитие «Цветотерапия» в старшей группе .

Художественно — эстетическое развитие. Аппликация «Нарядная матрешка»Художественно — эстетическое развитие. Аппликация «Нарядная матрешка» Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой, как с символом русского народного искусства. Образовательные.

Художественно-эстетическое развитие ребёнка-дошкольникаХудожественно-эстетическое развитие ребёнка-дошкольника Изобразительная деятельность - продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Разноцветные гусеницы»Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Разноцветные гусеницы» Рисование «Разноцветные гусеницы». Цель: - Создание интереса и эмоционального настроя. - Воспитание самостоятельности, аккуратности при.

Художественно-эстетическое развитие у детей 4–5 летХудожественно-эстетическое развитие у детей 4–5 лет Конструктивно-модельная деятельность. Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках.

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» художественно-эстетической направленности Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» художественно-эстетической направленности (составлена на основе парциальной программы Лыковой.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По образовательной области «Художественно – эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» разработана на основе ООП.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность»
Опубликовано: 4 октября 2018 в 19:13
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Каспарова (УИ 23553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД