Евгения Коняхина
Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада «Прямоугольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада. Тема: «Прямоугольник».
1) сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры прямоугольника среди фигур разной формы;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
Публикация «Конспект открытого занятия по математике в средней группе детского сада „Прямоугольник“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Прямоугольник. Геометрическая фигура
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
3) закрепить геометрические и пространственные представления, счет до пяти, умение соотносить цифры с количеством, умение определять и называть свойство предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: квадрат, прямоугольник, изображение елки, человечка, карточки с цифрами 1-5, карточки с геометрическими фигурами, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.
Раздаточный: квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети встают в круг вместе с воспитателем. Произносят традиционную песню.
Все мы дружные ребята. Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло.
Восп. : Ребята, какое у вас настроение? Если хорошее, то руки в стороны. Если грустное, то ладошки вместе. По моему счету 1-2-3 настроение покажи. Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение.
Введение в игровую ситуацию.
Собираю детей вокруг себя.
Восп. Были ли вы в театре?
- Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?
Игра «Билеты в театр».
Восп. : Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?
Дети: Купить билет.
Дети подходят ко мне, идет продажа детям билетов – карточки, на которых изображено разное (от 1до5) количество одинаковых геометрических фигур – кругов, треугольников, квадратов, овалов. На стульях лежат карточки с цифрами.
Восп. : Вам нужно занять место, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на вашем билете. Эта цифра должна быть такого же цвета, как и ваши фигуры.
После того как все дети рассядутся, проверяю билеты.
Восп. : - Сколько фигур на твоем билете?
Дети отвечают, согласовывая числительное с существительным в роде.
Дети: - На моей карточке три квадрата (пять кругов, четыре треугольника и т. п.).
Восп. : Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?
- Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?
После проверки билетов начинается представление. Выставляю на магнитную доску квадрат и прямоугольник. Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковы.
Восп. : Жили – были два друга. Один из них вам знаком. Как его зовут? (Квадрат.)
- Пошли они как-то в лес.
Выставляю изображение ёлки, высота которой равна длинной стороне прямоугольника.
-Вдруг слышат друзья, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу?
Выслушиваю все ответы детей, после чего подвожу их к тому, что кто-то заблудился. Выставляю изображение человечка.
- Человек обратился за помощью к квадрату: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?»
Ставлю человечка на квадрат. Высота человечка, стоящего на квадрате, не должна превышать высоты елки.
- Увидел человек свой дом?
- Почему он не смог этого сделать? (Потому что елка выше человечка, стоящего на квадрате.)
Игра «Прямоугольник и квадрат».
- Что делать?
Заинтересованно выслушиваю версии всех детей, поддерживаю их, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Подвожу детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок. Если дети сами не выскажут такого предложения, можно задать им наводящие вопросы:
- Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает). Что-то изменилось (Нет.)
- Жаль, что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуры тоже одинаковые? (Нет.)
- Что же получится, если ее перевернуть?
- Чем это поможет?
Переворачиваю прямоугольник, ставлю на него человечка и хвалю детей:
- Молодцы! Вот вы как замечательно придумали!
Прошу сравнить две фигуры:
- Чем же похожи обе фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов?
Вместе приходим к выводу: у обеих фигур по 4 угла и по 4 стороны.
- Почему же вторая фигура смогла помочь человеку? (У нее две стороны короткие, а две – длинные.)
- Пролетала мимо сорока. «Ну что, увидел свой дом? – спрашивает она человечка. – Кто же тебе помог?»
Человечек не знает имени помощника и обращается к детям.
- Кто помог человечку увидеть свой дом? (Прямоугольник.)
Фиксирую внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой – прямоугольником.
Игра «Тропинка».
Собираю детей около себя.
- Человечек, взобравшись на прямоугольник, увидел свой дом. Он был довольно далеко, за речкой. Человечек приглашает вас к себе в гости. Идти надо по лесу по очень узкой тропинке, по краям которой растет колючий кустарник. Как вы пойдете?
Дети должны догадаться встать боком и идти друг за другом.
- Вышли на поляну, давайте поиграем.
Физкультурная минутка.
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы ногами топ - топ,
Мы плечами чик – чик,
Мы глазами миг – миг,
Раз – туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Сели, встали, сели, встали.
Словно Ваньки – Станьки встали.
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
Раз-два, раз-два.
Вот и кончилась игра.
Игра «Мост».
Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлена карточка с нарисованной на ней речкой, а также квадрат и прямоугольник коричневого снега. Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата. Говорю детям о том, что дом человека находится за рекой.
- Как человек может перебраться через реку?
Дети предлагают переплыть на лодке, перебраться через реку вплавь и т. п., построить мост.
- Квадрат и прямоугольник – это дощечки, из которых можно построить мост. Но для строительства можно взять только одну дощечку.
Детям предоставляется самостоятельность. После выполнения задания задается детям вопрос:
- Какой формы дощечку вы взяли? (Прямоугольник)
- Почему вы не взяли для строительства квадрат? (Река шире квадрата.)
- Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?
Дети с моей помощью еще раз фиксируют полученный ранее вывод: у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие.
Музыкальная игра «Молотки стучат».
Предлагаю с помощью музыкальной игры «Молотки стучат» укрепить мост и заодно размяться.
Интерактивная игра «Прямоугольник».
Предлагаю детям просмотреть несколько слайдов и ответить на вопросы по теме. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.
Итог занятия.
Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Собираю детей вокруг себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Чем вы помогли человечку?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Хвалю детей и сообщаю о том, что они сумели помочь человечку найти свой дом, помогли построить через речку мост, потому что знают, чем прямоугольник отличается от квадрата. В качестве благодарности, он передал вам гостинец: корзинку с грибами (шоколадными).