Альбина Салимова
Рабочая программа по LEGO — конструированию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Темочки:
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Программы
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности LEGO -конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Актуальность
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
– «Закон об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года № 3266-1,в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ);
– «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.);
– «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
– «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
– «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,
регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
LEGO–конструирование направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Главной целью использования LEGO-конструирования является овладение навыками начального технического конструирования.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.
2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части устанавливать связь между их назначением и строением.
3. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.
4. Развивать речь, расширять словарный запас.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать память, внимание.
7. Воспитывать толерантность друг к другу.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
• личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
• природосообразности (учитывается возраст детей);
• сотрудничества;
• систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения; «от простого – к сложному».
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В процессе занятий LEGO – конструированием дети:
• Развивают мелкую моторику рук;
• Развивают память, внимание, умение сравнивать;
• Учатся фантазировать, творчески мыслить;
• Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
• Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
• Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. Конструктор LEGO помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Нельзя не упомянуть такую форму работы по легоконструированию, как взаимодействие с родителями.
Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
*открытые мероприятия;
*выставки совместных работ;
*участие в интернет - конкурсах;
*игротеки;
*оформление материала по данной теме на стенде, в буклетах;
*консультации;
*пополнение LEGO - уголков в группах.
Планируемый результат
В ходе работы по LEGO -конструированию ребенок должны знать:
- основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Тематическое планирование (средняя группа)
№ занятия Тема Цели и задачи Оборудование Результат
СЕНТЯБРЬ
1-2 Вводное занятие Закрепить ранее полученные умения и навыки Конструкторы Лего Duplo Дети собирают простейшие конструкции: простые дома, заборы, мебель для дома, вспомнили разновидности животных и растений
3 Знакомство с новыми деталями конструктора Познакомить с элементом шестеренка, способами крепления Лего Duplo по количеству детей Дети знают применение шестеренок, умеют правильно их применять
4 Модель вертушка Познакомить с деталью вертушка, дать общее представление о вращении, трении, силе, порядок сборки деталей Конструкторы в достаточном количестве Дети знают названия конструктора, дифференцируют детали по форме, цвету. Знают порядок сборки деталей
ОКТЯБРЬ
5 Модель волчок Познакомить с деталью волчок. Дать понятие об устойчивости/неустойчивости, энергии, вращении Конструктор «Первые конструкции» Дети самостоятельно могут изготавливать по образцу модель волчка
6 Перекидные качели Познакомить с моделью перекидные качели, дать понятие о равновесии, точке опоры Конструктор «Первые конструкции» Дети самостоятельно могут изготавливать по образцу модель перекидных качелей, взаимодействие в группе
7 Колеса Познакомить с различными видами колес. Изготовление простых машин Конструктор «Первые механизмы» Дети могут придумывать необычные модели машин
НОЯБРЬ
8 Карета Познакомить с моделью карета, изготовление модели по образцу Конструктор «Первые механизмы» Дети строят модель кареты, учатся заменять одни детали другими
9 Свободная тема Закрепить полученные ранее знания Среди множества деталей дети легко ориентируются и могут строить объекты по замыслу в группе и индивидуально
10-11 Знакомство с элементами дома (окна, двери, черепица для крыши) Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения Набор Лего «Окна, двери, черепица» Дети знают новые элементы, умеют их различать, знают их применение
ДЕКАБРЬ
12 Строительство домов Научить строить дома и различные конструкции по схемам Набор лего в достаточном количестве Дети умеют строить по схемам
13 Строительство домов Самостоятельно изготавливать дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению Набор лего в достаточном количестве Дети умеют воспроизводить модели и объекты реальности из деталей конструктора
14 Наш двор Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей Набор лего в достаточном количестве Дети умеют строить сюжетные композиции, соблюдая пропорции симметричности, устойчивости
15 Городской пейзаж Дать учащимся основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек. Набор лего в достаточном количестве Дети, используя свою фантазию могут строить различные городские здания, детские, спортивные площадки
ЯНВАРЬ
16-18 Сказочные и исторические персонажи Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO. Различные виды конструктора лего в достаточном количестве Дети закрепляют свои знания и умения по скреплению, различию деталей. Умеют планировать свою работу, освоенные навыки передают средствами конструктора лего
ФЕВРАЛЬ
19-21 Работники муниципальных групп Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; знакомство с профессиями людей Различные виды конструктора лего в достаточном количестве Дети познакомились с различными видами профессий, умеют определять по характерным признакам
22 Свободная тема Построение по замыслу Различные виды конструктора лего в достаточном количестве Дети закрепляют ранее полученные знания и умения
МАРТ
23 Подарок для мамы Самостоятельное изготовление подарка для мамы по замыслу из конструктора лего Различные виды конструктора лего в достаточном количестве Закрепить навыки и умения
24 Общественный и муниципальный транспорт Закрепить правила дорожного движения, познакомиться с видами транспорта. Дети закрепляют знания о видах транспорта, закрепляют ПДД
25-26 Строим город. Проектная деятельность Закрепление знаний о транспорте и городских построек Дети умеют взаимодействовать друг с другом, создавать сюжетные композиции
АПРЕЛЬ
27 Общие представления о космосе Дать общее представление о космосе, познакомить с планетами. Строительство простых ракет, самолетов Лего «Космос и аэропорт» Дети знакомятся с космосом, строят различные модели самолетов и ракет
28 Космос и аэропорт Строительство космического шатла, создание различных композиций Лего «Космос и аэропорт» Дети применяют ранее полученные знания на практике
29 Водный транспорт Знакомство с водным транспортом, построение моделей по схемам Лего «Космос и аэропорт» Дети
30 Подготовка к фестивалю Изготовление моделей для лего-фестиваля. Модель по изученным темам Различные виды конструкторов лего Дети умеют в самостоятельном конструировании изученные способы, соединения деталей
МАЙ
31 Подготовка к фестивалю Изготовление моделей для лего-фестиваля. Модель по изученным темам Различные виды конструкторов лего Дети конструируют из разнообразных конструкторов,
32 Подготовка к фестивалю Изготовление моделей для лего-фестиваля. Модель по изученным темам Различные виды конструкторов лего Дети конструируют из разнообразных конструкторов
33-34 Фестиваль лего Презентация моделей Лего-фестиваль Различные виды конструкторов лего Дети конструируют из разнообразных конструкторов, осуществляют презентацию своих проектов