Екатерина Токарева
Рабочая программа по изобразительной деятельности по Швайко Г. С.
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа обеспечивает художественно- эстетическое развитие детей в возрасте 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по тематическому модулю «Изобразительная деятельность». В данной рабочей программе представлена модель организации образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Программа разработана с учетом парциальной «Программы по изобразительной деятельности в детском саду» Г. С. Швайко.
Публикация «Рабочая программа по изобразительной деятельности по Швайко Г, С,» размещена в разделах
Рабочая программа составлена на основе следующих регламентирующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049- 13», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Цель программы : развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности;
-развивать познавательную активность детей;
-воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества ;
-формирование элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах;
Вся программа состоит из различных циклов занятий. Во все циклы включены задачи и перечни тематических занятий по рисованию и дидактические игры.
Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной, возможность развития всесторонних способностей ребенка.
Задачи по развитию художественного изобразительного творчества реализуется через:
- нетрадиционные формы занятий по изобразительной деятельности : тематические, с элементами психогимнастики, на фольклорной основе, интегрированные;
- занятия, игры, тренинги, практические занятия посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, 5 учебным фильмам;
- посещение мероприятий, способствующих ознакомлению с традициями художественной культуры родного края и народными художественными промыслами;
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в детском саду своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
- предметно-развивающую среду: в группе имеется уголок художественного творчества.
1.3 Характеристика особенностей развития детей
Старшая группа (от 5-6 лет).
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя е. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно- образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
1.4 Планируемые результаты реализации рабочей программы Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К 5 годам ребенок:
- самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; - эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике близкой опыту;
- различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности;
- в соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы созданию изображения в разных видах деятельности;
- проявляет автономность, элементы творчества, «экспериментирует» с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.
К 6 годам ребенок:
- высказывает предпочтения ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений;
- эстетически откликается на проявления прекрасного; - последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации;
- различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности;
- любит и по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, «подарки» родным, предметы украшения интерьера;
- самостоятельно определяет замысел будущей работы, может е конкретизировать;
-уверенно использует освоенные техники;
-создает образы, подбирает для их создания средства выразительности;
- проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности;
- демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым;
- приминает участие в процессе выполнения коллективных работ.
2. Содержательный раздел
2. 1. Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Старшая группа.
Все учебное содержание занятий сгруппировано по циклам. Каждый цикл является одновременно законченным, целостным и вместе с тем связанным с предшествующими и последующими циклами. Завершенность состоит в том, что динамика занятий идет от прямого обучения детей к выбору ими для изображения тех или иных вариантов, предлагаемых воспитателем, к внесению ребенком дополнений, обогащающих содержание рисунка и, наконец, к работе творческого характера. Законченность каждого цикла дает возможность, при необходимости, например из-за недостатка времени, без особого ущерба пропускать 1 – 2 цикла в течение учебного года. А связь между циклами занятий позволяет чем дальше, тем реже прибегать к прямому обучению детей, так как в последующих циклах ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме: в способах изображения, в передаче строения предметов, во включении их в новый сюжет, в других по содержанию композициях, но выполненных так же, как и в предшествующем цикле (расположение предметов на широкой полосе земли или др.).
В каждом цикле изобразительных занятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.
Среди разнообразных методических приемов, есть такие, как работа со схемами, которые применяются детьми для передачи разных движений персонажей («Клоуны», составления композиций из сюжетных рисунков и аппликации («Дети на прогулке», выполнения декоративных узоров («Украсим кукольную мебель городецким узором»).
Работая с детьми по предложенным циклам занятий, следует помнить, что развитие способностей ребенка происходит в деятельности, и не в подражательной, а в той, где он самостоятельно решает поставленные задачи. Поэтому очень важно не игнорировать методические приемы, направленные на развитие способностей, самостоятельности, инициативы и мышления детей.
Программа. Циклы занятий
1. Овощи и фрукты.
2. Осенняя природа.
3. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
4. Посуда.
5. Человек.
6. Здания и транспорт.
7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
8. Симметричное вырезывание (посуда, человек).
Задачи I цикла занятий.
1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов, умение замечать сходство и различия в их форме и цвете.
2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке и аппликации.
3. Учить достижению выразительности в рисовании, лепке и аппликации через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.
4. Совершенствовать умения в аппликации (плавное вырезывание округлых форм, вырезывание предметов с использованием всей поверхности исходных форм.
5. Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
6. Развивать композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
7. Учить на основе сформированных обобщенных представлений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.
Задачи II цикла занятий.
1. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
2. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
3. Учить передавать в рисунках и аппликации колорит осеннего пейзажа в разную погоду.
4. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья).
5. Помочь овладеть в аппликации приемом парного вырезывания одинаковых частей предметов.
6. Учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ («Осенний ковер»).
7. Продолжать формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу между участниками.
8. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).
Задачи III цикла занятий.
1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, с особенностями росписи.
2. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на животных и фигурках людей.
3. Учить расписывать дымковские игрушки в определенной последовательности, сочетая гладкоокрашенные части с узорами.
4. Учить группировать цвета: яркие, темные и светлые, использовать эти знания при рисовании дымковских узоров.
5. Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.
6. Формировать навыки совместной работы (составление композиций из нескольких расписанных дымковских игрушек).
Задачи IV цикла занятий.
1. Познакомить детей с художественной керамической посудой и разными способами ее украшения: росписью и рельефом.
2. Познакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой и высокой; помочь овладеть новым способом лепки высокой посуды – ленточным.
3. Учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным.
4. Дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с ее формой.
Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды.
5. Воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей, определять исходную форму для каждой части.
6. Развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.
Задачи V цикла занятий.
1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками, изображающими людей в разных позах. Дать представление о том, какими средствами скульпторы достигают устойчивости фигурок.
2. Познакомить с одним из жанров живописи – портретом. Объяснить, что портрет –это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
3. Учить в лепке, рисунке, аппликации изображать человека в разной одежде: зимней, в костюмах Снегурочки, клоуна; передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движений.
4. Формировать умение передавать в рисунках настроение (веселое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное и др.).
5. Продолжать развивать композиционные умения (принимать активное участие в обсуждении композиции в коллективных u1088 работах, составлять композицию по предложенному эскизу, придумывать свое содержание в сюжетной лепке в пределах темы).
6. Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета.
7. Научить использовать штрихи разного характера для изображения меха и хвои елки (короткие отрывистые штрихи и неотрывные наклонные).
8. Формировать представление о холодных цветах – голубом, синем, фиолетовом – и умение определять их.
Задачи VI цикла занятий.
1. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий. Научить различению по характерным признаками жилых зданий и общественных: школ, магазинов, театров и др. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.
2. Учить изображать разные по архитектуре здания в рисунках и аппликации.
3. Формировать умение изображать грузовые автомобили для перевозки разных по характеру грузов (грузовик с открытым кузовом, цистерна, крытый фургон).
4. Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше, слегка загораживая один
предмет другим; понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме.
5. Воспитывать умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений и рисовании контуров предметов (сильный нажим).
6. Учить самостоятельно изображать дома разной архитектуры на основе приобретенных умений и знаний.
7. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).
Задачи VII цикла занятий.
1. Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства – городецкой росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями городецкого узора (элементы, композиция и цветосочетание).
2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, бутонов, листьев.
3. Учить изображать плотную симметричную прямую и закругленную цветочную гирлянду с постепенным уменьшением величины элементов от ее центра к краям.
4. Учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.
5. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования: контурного мазка для рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.
6. Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.
Задачи VIII цикла занятий.
1. Формировать умение представления детей о назначении орнамента как средства для украшения предметов быта. Познакомить с разными способами украшения деревянных, фарфоровых, керамических, стеклянных предметов: резьбой, аппликацией из соломки, росписью, рельефом и др.
2. Помочь овладеть приемами симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (посуда, фигурки людей, дать представление об осевой симметрии (цветок с четырьмя лепестками).
3. Развивать пространственное воображение – умение узнавать целый предмет по его половине.
4. Совершенствовать точность движений при работе с ножницами – умение вырезать по нарисованному контуру предметы сложной формы.
5. Учить группировке цветов на светлые и темные, использованию знаний о цветах при декоративном украшении изделий (посуда, одежда).