Светлана Павлова
Курсовой проект «Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…3
1.1. Пояснительная записка…. 3
Цели и задачи реализации Программы …. 3 - 4
Принципы и подходы к формированию Программы ….4 - 7
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы…7 - 9
1.2. Планируемые результаты освоения Программы… …. ….…9 -10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…. …. ….10 2.1 Описание образовательной деятельности. ….10 - 11
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. …11 - 14
Публикация «Курсовой проект „Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы“, Часть 1» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Проекты
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Темочки
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. …. 14 - 16
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы….16
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…. 16 - 18
.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…. …. 18
3.1 Календарно-тематический план работы…. 18 - 22
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы….23 - 26
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды….27 - 28
Список использованной литературы… …29 - 30
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
Рабочая программа составлена для младшей группы «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей Вурнарского района Чувашской Республики»
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., исп. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНЕТЕЗ, 2015 г. Рпи разработке программы учитывались следующие нормативные документы :
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированный в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. (регистрационный № 30384);
- Декларация прав ребенка. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, 1959;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.
Программа воспитания ребенка-дошкольника/ под ред. О. В. Драгуновой. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995 г.
Национально-региональное содержание обеспечивается через реализацию:
- программы этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» Л. Г. Васильева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
- программы по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» : примерная парциальная образовательная программа/ Е. И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд., 2015.
Цели рабочей программы : развитие личности, мотивации и способности детей в разных видах деятельности, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; обеспечение становлению у детей начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, интереса к национальной культуре и традиции; формировать знания ребенка о родном крае, его природе.
Задачи рабочей программы :
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы :
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей;
10) принцип развивающего обучения
11) принцип научной обоснованности и практической применимости
12) принцип интеграции, который предусматривает взаимодействие отдельных образовательных областей и обеспечивает целостность образовательного процесса.
13) календарно-тематический принцип построения образовательного процесса (Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
14) принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, направленный на его всесторонне развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
15) принцип культуросообразности (учет национальных ценностей и традиций в образовании).
16) принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала).
17) принцип единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
18) принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
19) принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущий вид деятельности игра).
20) принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.
принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой
Принципы и подходы для вариативной части рабочей программы :
21) Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» : примерная парциальная образовательная программа/ Л. Г. Васильева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 2015.
- принцип амплификации (обогащения) детского развития;
- принцип регионализации этнохудожественного образования;
- принцип исследовательского познания;
- принцип обеспечения взаимосвязи орнаментального искусства с устным и музыкальным народным творчеством;
- принцип моделирования пространственно-предметной и духовно-эмоциональной художественной среды;
- принцип активизации ассоциативного мышления и стимулирования познавательной и творческой активности детей;
- принцип комплексного тематизма;
- принцип интеграции в организации освоения содержания этнокультурного образования.
22) Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» : примерная парциальная образовательная программа/ Е. И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
- принцип понимание образования как организованного на научной основе процесса развития и саморазвития личности ребенка;
- принцип поликультурности;
- принцип единства интеграции и дифференциации;
- принцип социообразности,
- принцип сотрудничества на основе развития партнерских отношений между всеми субъектами образовательного процесса (педагог — ребенок — родитель);
- принцип реализации требований личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности;
- принцип преемственности в содержании и уровне образованности дошкольного и начального общего образования.
Основные подходы к формированию рабочей программы :
1. Личностно-ориентированный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец) – ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
2. Культурно-исторический подход к развитию ребенка – развитие определяется как «. процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л. С. Выготский, 1956).
3. Системно-деятельностный подход к развитию ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов) предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого. Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и интересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.
4. Аксиологический (ценностный) подход – организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
5. Компетентностный (формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач).
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы :
Планируемые результаты освоения Программы
Программы Планируемые результаты
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368с. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368с. [стр. 19-24].
Программа воспитания ребенка-дошкольника/Под рук. О. В. Драгуновой. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство. ,1995 год (раздел «Моя республика») «Моя республика» (Программа воспитания ребенка-дошкольника/Под рук. О. В. Драгуновой. –Чебоксары. Чувашское книжное издательство. ,1995 год.). [стр. 38]
Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» : примерная парциальная образовательная программа/ Л. Г. Васильева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 2015. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» : примерная парциальная образовательная программа/ Л. Г. Васильева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 2015 2015 [стр. 20].
Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» : примерная парциальная образовательная программа/ Е. И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 2015 Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» : примерная парциальная образовательная программа/ Е. И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 2015 [стр. 12].