Яна Харина
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
дополнительного образования из внебюджетных средств
«Весёлая радуга»
по развитию художественно-творческих способностей
для детей 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Программа направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей ДОО на основе амплификации содержания художественно – эстетической деятельности детей, придания ей развивающего и творческого характера.
Публикация «Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тематика занятий планируется в соответствии со временем года, календарными праздниками.
Каждое занятие дополняется небольшой познавательной беседой по теме рисования.
Новизна данной программы заключается в создании условий для детского художественного - творчества позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Актуальность разработанной программы : занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия). В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей. В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку. Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т. п.
Цель программы :
формирование у дошкольников эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
Учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать из каких деталей складываются, многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот – же объект.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
Формировать представления о художественных ремеслах.
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Показывать способы экономного использования художественных материалов.
Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая, цветная, краски, пастель, инструментами (кисть, карандаши, изобразительными техниками:
совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета);
легко и уверенно пользоваться кистью;
закрепить особенности рисования акварелью;
познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углем, сангиной.
Форма занятий:
Занятие проводится с группой детей 2 раза в неделю (во 2-ой половине дня, по подгруппам. Продолжительность НОД 25 минут (вторник, четверг) с 15.15 по 15.40. Курс занятий рассчитан на 11 месяцев (с11 сентября по 31июля). В сентябре и мае проводится мониторинг умений детей.
Занятия – основная форма обучения. Проводится в отдельном кабинете, подготовленным и оснащенным всем необходимым материалом. Дополнительные формы работы (конкурсы, выставки). Дети показывают знания, умения и навыки, которые они получили на занятиях.
Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со средней группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 25 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь : ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация.
Формы подведения итогов в конце года.
-Проведение выставок детских работ
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемые результаты:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Учебный план
Название курса Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год Длительность занятий Количество воспитанников
«Веселая радуга»
Календарно-тематическое планирование
Месяц № Тема Программное содержание Количество в месяц
Сентябрь
1. «Волшебные дорожки (горизонтальные, вертикальные – «Небесный пилотаж», волнистые – «Морские волны», круговые – «Клубочки», кривые, зигзагообразные Дать представление о том, что с помощью разных видов штрихов можно изобразить различные предметы.
2. «Мы едем, едем, едем!» Воспитывать интерес к данной технике.
Развивать графические навыки.
3. «На морском дне» Закреплять представление о разных видах штрихов.
4. «Зайка» Развивать у детей воображение, мелкую моторику, подготавливает детей к школе.
5. «Рисуем листопад» Развивать творческое видение мира, образное, логическое мышление.
6. «Здравствуй, солнце золотое! Закреплять представление о разных видах штрихов; Дать представление о том, что с помощью разных видов штрихов можно изобразить различные предметы. Воспитывать интерес к данной технике;
Развивать графические навыки
Всего 6 занятий
Октябрь
1. «Пенёк с опятами» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, учить использовать ладонь как средство изобразительного искусства.
2. «Петушок» Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.
3. «Собака» Развивать воображение и творчество. Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.
4. «Рыбка» Вызвать интерес к рисованию пальчиками и ладошками. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа.
5. «Краб» Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.
6. «Черепаха» Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания ладони.
7. «Осьминожка» Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.
8. "Жираф"Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.
Всего 8 занятий
Ноябрь
1. «Весёлые Кляксы» Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. 1
2. «Цыпленок» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (кляксография и пуантилизм). 1
3. «Осенний пейзаж» Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. 1
4,5 «День матери»
Коллективная работа Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
6. «Кактус» Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.
7. «Осьминожки» Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.
8. «Веселый клоун» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (кляксография и пуантилизм)
Всего 8 занятий
Декабрь
1. «Снежинка» Учить аккуратно пользоваться пластилином. Научить выкладывать пластилин точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
2. «Снеговик» Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в новой технике.
3. «В лесу родилась елочка» Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Воспитывать инициативность, самостоятельность.
4. «Рукавичка» Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
5. «Снигирь» Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
6,7. «Новый год» Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
8. «Ёлочная игрушка» Учить аккуратно пользоваться пластилином. Научить выкладывать пластилин точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Всего 8 занятий
Январь
1. «Котёнок» Развивать мелкую моторику детей;
- познакомить с техникой рисования из круга; - воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
2. «Черепашка» Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.
3. «Слон» Научить детей поэтапно выстраивать свою работу. Продолжать развивать фантазию и воображение детей
4. «Петушок» Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. «Барашек» Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.
6. «Кролик» Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.
7. «Коза» Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции у детей.
Всего 7 занятий
Февраль
1. «Легковой автомобиль» Привить у ребенка интерес к выполнению сложных рисунков путем стратегии. Развить у ребенка логическое мышление и конструирования в рисовании. Убрать страх, мешающий ребенку в выполнении сложных задач.
2. «Грузовик» Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.
3. «Ракета» Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои мысли, чувства в художественной форме.
4. «Самолет» Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом. Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.
5. «Яхта» Развивать фантазию, воображение, композиционные умения. Упражнять в рисовании методом размывания краски на листе бумаги. Определить какими красками пользоваться. Развивать фантазию, воображение.
6. «Танк» Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.
7. «Трактор» Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.
8. «Автобус» Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои мысли, чувства в художественной форме.
Всего 8 занятий
Март
1. «Снежинки» Развивать композиционные умения, цвето – и формовосприятие, умение самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с задуманным сюжетом.
2. «Подснежник» Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования. Воспитывать инициативность, интерес к рисованию, желание порадовать близких подарком.
3. «Веселый дождик» Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.
4. «Под зонтом» Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом. Воспитывать умение восхищаться явлениями природы.
5. «Ночное небо» Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.
6. «Ветка ели» Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом. Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.
7. «Ветка вербы» Закрепить знания детей о натюрморте как жанре изобразительного искусства. Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.
8. «Космос» Развивать фантазию, воображение, композиционные умения. Упражнять в рисовании методом размывания краски на листе бумаги. Определить какими красками пользоваться. Развивать фантазию, воображение.
Всего 8 занятий
Апрель
1. «Пейзаж» Учить рисовать пейзаж по затонированой бумаге сухой кистью. Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
2. «Букет сирени» Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить совмещать две техники в одном изображении (традиционную и тычком).
3. «Планеты» Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
4. «Космические дали» Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги; чувство прекрасного, желание создавать что-то оригинальное. Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники и техники коллаж.
5. «Пушистый котенок» Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.
6. «Одуванчики» Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности у детей.
7. «Ромашковое поле» Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
8. «Праздничная верба» Совершенствовать умение рисовать сухой кистью. Учить рисовать вербу на тонированной бумаге сухой кистью. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Всего 8 занятий
Май
1,2 «Праздничный салют» Познакомить детей с новой техникой рисования –граттаж. Подготовка «холста».Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая, учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.
3,4 «Подводный мир»
Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники -граттаж. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональное отношение к образу.
5,6 «Волшебные цветы» Закреплять умение использовать для создания изображения технику граттаж. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
7,8 «Сказочный город» Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.
Всего 8 занятий
Июнь
1. «Воздушные шары» Закрепить представления детей о цветовом многообразии, закрепить умение различать хроматические (основные) и ахроматические цвета. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.
2. «Разноцветные бабочки». Закреплять навыки работы техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность.
3. «Одуванчик вдруг расцвёл» Учить дорисовывать детали объектов (цветов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности у детей.
4. «Музыкальная фантазия» Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
5. «Разноцветное небо» Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции.
6. «Пёстрый котёнок» Совершенствовать технику рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.
7. «Волшебная страна-подводное царство» Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Продолжить освоение техники рисования «по мокрому». Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству.
8. «Красная Смородина» Развивать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (техника тычка, печатание листьями.
Всего 8 занятий
Июль
1. «Пейзаж» Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.
2. «Рисуем по шаблону» Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение.
3. «Рисунки-невидимки» Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов.
4. «Зеркальный пейзаж» Закрепить такие способы изображения как монотипия (отпечаток). Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.
5. «Птицы на ветках» Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.
6. «Волшебные животные» Развивать умение творчески применять способы изображения, как кляксография и примакивание показать их выразительные возможности.
7. «Бабочка» Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.
8. «Мишка косолапый» Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей.
Всего 8 занятий
Итого: 85 занятий
Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования в старшей группе
Оценка становления основных характеристик освоения НТР ребёнком осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт. Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели сформированности основных НТР выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые он должен опираться во время наблюдений за решением образовательных задач, поставленных перед детьми. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребёнка, те сведения, которые накопились за время кружковой работы.
Диагностика проводится два раза в год: сентябрь – октябрь, апрель - май.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – выставка детских работ
Система оценивания предметных результатов:
Итоговый контроль результатов обучения обучающихся
Уровни развития Качественные характеристики
Высокий уровень
2 балла По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
Средний уровень
1 балл НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.
Низкий уровень
0 баллов НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.