Ирина Балахнина
Рабочая программа по финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень освоения содержания программы стартовый.
Актуальность программы. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017– 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений.
Публикация «Рабочая программа по финансовой грамотности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Формирование финансовой воспитанности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести необходимые личностные качества.
Адресат программы. Данная Программа рассчитана на детей в возрасте: 5-6 лет (первый год обучения, 6-7 лет (второй год обучения). Набор в кружок осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Количественный состав группы первого года обучения – 30 человек, второго года обучения – 30 человек.
Объем и срок освоения программы. Программа предусматривает обучение в течение двух лет, общее количество часов на весь период обучения – 27 часов. первый год обучения – 14 часов; второй год обучения – 13 часов.
Формы обучения и форма организации обучения: очное.
Режим занятий. Занятие проводится два раза в месяц по одному академическому часу. Продолжительность одного академического часа для детей в возрасте 5-6 лет – 25 минут, для детей в возрасте 6-7 лет - 30 минут. Цель программы : формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире.
Задачи:
Первый год обучения:
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
- развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;
-понимать простейшие экономические явления и основные экономические категории;
-давать аргументированную оценку поступкам героев; формировать у детей представления о профессиях и труде взрослых;
- воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестное отношение к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями.
Второй год обучения: - поддерживать интерес к изучению мира экономики и финансов;
- положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими возрасту детей;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
Содержание программы.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№
Общее кол-во часов Теория Практика
1 Потребности 2 1 1
2 Труд 2 1 1
3 Ремесло 2 1 1
4 Товар 2 1 1
5 Бартер 2 1 1
6 Деньги 2 1 1
7 Реклама 2 1 1
Итого 14 7 7
Содержание учебно-тематического плана первого года обучения.
Тема 1. «Потребности»
Теоретическая часть: 1. Чтение сказки «Три поросенка» с последующим обсуждением.
Практическая часть:
2. Конструирование различных видов жилья
Тема 2. «Труд»
Теоретическая часть:
1. Чтение РНС «Морозко».
Беседа по прочитанному
Практическая часть:
2. Коллективный хозяйственно-бытовой труд в группе
Тема 3. «Ремесло»
1. Чтение РНС «Каша из топора».
Беседа с детьми
Практическая часть:
2. Сюжетно-ролевая игра «Кулинарный поединок»
Тема 4. «Товар»
Теоретическая часть:
1. Чтение РНС «Как барин овцу купил».
Беседа с детьми
Практическая часть:
2. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Тема 5. «Бартер» 5
Теоретическая часть:
1. Чтение РНС «Лисичка со скалочкой».
Беседа с детьми
Практическая часть:
2. Квест «Киндер Сюрприз» (игра на обмен заранее приготовленными игрушками)
Тема 6. «Деньги»
Теоретическая часть:
1. Чтение РНС «Серебряная монетка» Г. -Х. Андерсон.
Беседа с детьми
Практическая часть:
2. Изготовление денег для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Тема 7. «Реклама»
Теоретическая часть:
1. Чтение РНС «Мальчик с пальчик».
Беседа с детьми
Практическая часть:
2. Изготовление рекламных буклетов.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ Раздел программы Количество часов
Общее кол-во часов Теория Практика
1 Потребности 2 2 -
2 Товар 1 1 -
3 Труд 1 1 -
4 Ремесло 3 2 1
5 Бартер 1 1 -
6 Деньги 3 2 1
7 Реклама 1 - 1
8 Итоговое занятие 1 - 1
Итого 13 9 4
Содержание учебно-тематического плана второго года обучения. Тема 1. «Потребности»
Теоретическая часть:
1. Понятие об экономике. Как жили первобытные люди
2. Потребности современного человека
Тема 2. «Товар»
Теоретическая часть:
1. «Что такое ресурсы»
Тема 3. «Труд»
Теоретическая часть:
1. Труд и товар
Тема 4. «Ремесло»
Теоретическая часть:
1. Поговорим о профессиях
2. Поговорим о профессиях (продолжение)
Практическая часть:
3. Изготовление плакатов «Дерево профессий» - профессии моей семьи Тема 5. «Бартер»
Теоретическая часть:
1. Обмен и деньги
Тема 6. «Деньги»
Теоретическая часть:
1. Экономика семьи
2. Мы с мамой идем в магазин Практическая часть
3. Мы играем в «Магазин»
Тема 7. «Реклама»
Практическая часть:
1. Просмотр рекламных видеороликов.
Изготовление рекламных буклетов
Тема 8. «Итоговое занятие»
Практическая часть:
1. Викторина «Знаете ли вы экономику»
Планируемые результаты.
К концу первого года обучения:
дети знают такие понятия как «потребность», «товар», «деньги», «реклама», «труд», «ремесло», «обмен»; знают профессии; проявляют уважение к результатам трудовой деятельности.
К концу второго года обучения: дети начинают использовать в своей речи экономические категории; дети начинают соизмерять свои потребности и финансовые возможности семьи; проявляют бережливость.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
Календарный учебный график
№ Год обучения Объем учебных часов Всего учебных часов Количество учебных часов Режим работы
1 1 14 14 14 2 раза в месяц
2 2 13 13 13 2 раза в месяц
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в группе (площадь 60 м 2). Основной формой занятия на первом и втором году обучения является игра, что позволяет педагогу «идти от ребенка», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Также используются методические материалы и средства обучения и воспитания: методическая литература; детская литература (сказки, методические пособия по всем разделам; электронная библиотека; иллюстрации.
Формы аттестации и оценочные материалы
Основной задачей мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы является определить степень освоения ребенком содержания Программы. Мониторинг проводится педагогами, реализующими Программу, и отслеживается через оценку уровня сформированности финансовой воспитанности.
Мониторинг делится на:
- первичный (сентябрь);
- итоговый (май).
Полученные в ходе мониторинга результаты фиксируются в диагностической таблице. В сравнении с результатами первичной диагностики итоговый мониторинг позволяет определить у детей уровень финансовой воспитанности.
Результаты освоения Программы доводятся до сведения родителей (законных представителей) в конце мая (через любые удобные формы – собрание, индивидуальные консультации, рекомендации и т. п.).
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене. Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) - знание ребенком потребностей семьи;
- представления о труде родителей;
- представления об экономических понятиях;
- проявление интереса к окружающим явлениям современного общества
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро те- 8 ряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какойлибо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Карта мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Ф. И. ребенка ___ Год рождения___
Начало года Средний балл Уровень Конец года Средний балл Уровень
Знания о потребностях
Знания о ресурсах
Знания о деньгах и цене
Знания о рекламе
Всего баллов
Методические материалы
Для освоения данной Программы на занятиях применяются: - методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); - педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, технология образа и мысли, здоровьесберегающая технология.
Список литературы
1. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] : Практическое пособие / А. А. Смоленцева. – М. : АРКТИ, 2006.
2. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике [Текст] : методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2017