Эльмира Силаева
Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» с использованием блоков Дьенеша в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия, повышение эффективности образования дошкольников в области математики и развития речи;
• развивать интерес воспитанников к математике;
• создание условий для всестороннего развития детей.
Задачи:
• вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша и желание действовать с ними;
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Занимательная математика“ с использованием блоков Дьенеша в средней группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Актуальность: Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование пре дпосылок учебной деятельности. И, действительно, в современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией» любого человека. Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвижение в основном избранном деле.
Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди педагогов и родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.
В комплекте «Блоки Дьенеша» 48 фигур четырех форм: круга, треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: красного, желтого, синего; двух размеров: маленького и большого; двух видов толщины: толстых и тонких.
Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Программа составлена с учетом возрастных, психологических особенностей детей дошкольного возраста (4-5 лет, уровня их знаний и умений).
Методы работы :
• Словесный (беседа, рассказ);
• Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции);
• Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Режим: Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня по 20 минут.
Ожидаемые результаты:
• Развитие мыслительных операций и действий, таких как: сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование;
• Развитие интеллектуальных процессов, и сделать их помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программой, развитие мышления, памяти;
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
№ Список детей Количество и счет Ознакомление с геометрическими фигурами Определение величины Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости Решение логических задач
1
«+» – ребенок владеет информацией в полном объеме
«-» – имеет частичное представление по данному разделу
Список используемой литературы :
1. https://jili-blog.ru/logicheskie-bloki-denesha-igry-i-albomy-s-zadaniyami.html
2. https://nashideto4ki.ru/14096-kartoteka-didakticheskih-igr-po-rabote-s-blokami-denesha-v-sredney-gruppe.html
3. https://holmrzdo.edusite.ru/p310aa1.html
4. Н. И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьеныша» - учебный курс для детей 4-5 лет.
Перспективный план работы с логическими блоками Дьенеша
месяц № п/п Тема занятия Цель занятия Развивающая среда Стр.
октябрь 1. Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Сортируем блоки по наличию одного признака Научить выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Набор блоков Дьенеша
jili-blog.ru
2. Сортируем фигуры по наличию двух признаков
Дидактическая игра «Найди»
Знакомить с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку.
Набор блоков Дьенеша
jili-blog.ru
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Находить геометрические фигуры, узнавать форму.
Мешочек, набор логических блоков Дьенеша.
nashideto4ki.ru
4. Дидактическая игра
«Что изменилось»
Замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения Набор логических блоков Дьенеша. jili-blog.ru
5. Дидактическая игра
«Найди не такую»
Выделять существенные признаки, называть их
Набор логических блоков Дьенеша.
nashideto4ki.ru
6. Сортируем блоки с использованием логических карточек Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
jili-blog.ru
7. Подбираем карточки к соответствующимфигурам Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
jili-blog.ru
8. Сортируем блоки по отсутствию одного признака Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
nashideto4ki.ru
ноябрь 1. Сортируем по отсутствию двух и более признаков Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
holmrzdo.edusite.ru
2. Находим сходство и отличие Выделять у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.
Набор блоков Дьенеша
nashideto4ki.ru
3. Д/и «Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие
Классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам Набор логических блоков Дьенеша, «домик для блоков». holmrzdo.edusite.ru
4. Собираем дорожку / мостик по заданным условиям Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
nashideto4ki.ru
5. Строим дорожку / круг, чтобы рядом не было деталей одинакового цвета / размера
Дидактическая игра
«Цепочка»
Анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. Набор блоков Дьенеша
holmrzdo.edusite.ru
6. Знакомимся с понятием пересекающихся множеств Анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. Набор блоков Дьенеша
nashideto4ki.ru
7. Расселяем жильцов» в домике. Учимся работать с таблицей Анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. Набор блоков Дьенеша
holmrzdo.edusite.ru
8. Строим дорожку по схеме Учить ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Набор блоков Дьенеша
nashideto4ki.ru
декабрь 1. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 1, ч. 1) Осваивать использование условных обозначений отдельных свойств при анализе различных предметов Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 5-8
2. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 1, ч. 2) Осваивать использование условных обозначений отдельных свойств при анализе различных предметов Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 5-8
3. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 2, ч. 1) Формировать пространственное отношение «слева», «справа», «над», «под», «выше», «ниже». Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 9-12
4. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 2, ч. 1) Формировать пространственное отношение «слева», «справа», «над», «под», «выше», «ниже». Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 9-12
5. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 3, ч. 1) Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 12-15
6. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 3, ч. 2) Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 12-15
7. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 4, ч. 1) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
15-18
8. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 4, ч. 2) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
15-18
январь 1. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 5, ч. 1) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов. Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
19-22
2. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 5,ч. 2) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов. Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
19-22
3. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 6, ч. 1) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства). Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – форма). Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
22-27
4. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 6, ч. 2) Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства). Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство – форма). Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
22-27
5. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 7, ч. 1) Развивать умение выделятьсвойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство). Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
27-30
6. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 7, ч. 2) Развивать умение выделятьсвойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство). Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
27-30
7. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 8, ч. 1) Развивать восприятие, внимание, умение анализироватьи сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство) Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
30-36
8. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 8, ч. 2) Развивать восприятие, внимание, умение анализироватьи сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство) Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
30-36
февраль 1. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 9, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
36-41
2. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 9, ч. 2) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
36-41
3. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 10, ч. 1) Развивать устойчивую связь между образом свойства и слова, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
42-46
4. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 10, ч. 2) Развивать устойчивую связь между образом свойства и слова, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
42-46
5. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 11, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам прирешение практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 46-51
6. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 11, ч. 2) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определённым правилам прирешение практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 46-51
7. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 12, ч. 1) Развивать умение определять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 52-58
8. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 12, ч. 2) Развивать умение определять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 52-58
март Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 13, ч. 1) Развивать классификационные умения Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 58-61
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 13, ч. 2) Развивать классификационные умения Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 58-61
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 14, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 62-68
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 14, ч. 2) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 62-68
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 15, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, соавнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 68-73
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 15, ч. 2) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, соавнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 68-73
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 16, ч. 1) Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 73-79
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 16, ч. 2) Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 73-79
апрель Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 17, ч. 1) Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 80-85
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 17, ч. 2) Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 80-85
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 18, ч. 1) Развивать умение классифицировать, развивать способность к анализу, развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 85-89
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 18, ч. 2) Развивать умение классифицировать, развивать способность к анализу, развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 85-89
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 19, ч. 1) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
89-95
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 19, ч. 2) Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
89-95
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 20, ч. 1) Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
96-102
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 20, ч. 2) Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
96-102
май Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 21, ч. 1) Развивать умение классифицировать. Развивать умение рассуждать логически. Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
102-106
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 21, ч. 2) Развивать умение классифицировать. Развивать умение рассуждать логически. Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
102-106
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 22, ч. 1) Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
106-112
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 22,ч. 2) Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
106-112
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 23, ч. 1) Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
112-117
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 23, ч. 2) Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
112-117
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 24, ч. 1) Развивать умение решать задачи. Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры 118-126
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока Дьеныша» Н. И. Захарова, зан. 24, ч. 2) Набор блоков Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры