Ирина Викторовна Козьмина
Рабочая программа по дополнительному образованию спортивно-оздоровительного направления «Веселые ножки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.3. Срок реализации Программы.
1.4. Формы и методы занятий кружка.
1.5. Планируемые результаты реализации Программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. План работы спортивно-оздоровительного кружка «Веселые ножки».
3. Организационный раздел.
3.1. Учебный план.
3.2. Расписание.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию спортивно-оздоровительного направления „Веселые ножки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
3.3. Описание материально-технического обеспечения рабочей программы кружка, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.4. Использованная методическая литература.
1.1 Пояснительная записка.
В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Все чаще и чаще в детском саду встречаются дети с плоскостопием, с вялой осанкой. Плоскостопие нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.
В результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее наружу теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т. д. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.
Понятно, что предупредить дефекты осанки и стопы значительно легче, чем их лечить. Именно своевременность использования физических упражнений с профилактической целью является наиболее значимым фактором внедрения коррекционной гимнастики в практику работы дошкольных учреждений учреждений. Применяемые физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия, становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно - двигательного аппарата. Поэтому так важно правильно организовать комплексную работу по формированию осанки и профилактике плоскостопия уже на ранней стадии заболевания, привлекая к решению проблемы не только сотрудников ДОУ, но и родителей воспитанников.
Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ осуществляется систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования. Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, проводится индивидуальная работа.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: эффективность проводимой профилактической работы. Профилактика и коррекция детского плоскостопия и нарушений осанки.
Задачи программы :
Образовательные задачи :
- расширять двигательные возможности детей старшего дошкольного возраста;
- сформировать представления о значимой части тела- стопе;
- упражнять детей в выполнении специальных физических упражнений для укрепления мышц стопы и голени с использованием разнообразного физкультурного оборудования;
- обучать детей умению захватывать предметы и удерживать их пальцами ног, сохраняя мышечный тонус;
- Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;
- Развивать физические качества: выносливость, силу, гибкость, ловкость, быстроту;
- Развивать двигательное воображение, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, выразительность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к собственному здоровью, бережное отношение к своей стопе;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки;
- воспитывать потребность к занятиям физическими упражнениями;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, устойчивую мотивацию, положительное самоощущение.
Оздоровительные задачи:
- способствовать укреплению мышц и связок стопы и голени;
- формировать правильную осанку и правильный стереотип ходьбы;
- совершенствовать функциональные возможности организма;
- приобщать детей к основам здорового образа жизни.
1.3 Срок реализации Программы
Программа рассчитана для работы с детьми 3 - 7 лет дошкольного возраста. Планирование работы и распределение коррекционного материала в течении учебного года осуществляется с октября по май месяц. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий –20 мин. Один комплекс рассчитан на месяц. Всего занятий в месяц - 8, в год —72.
1.4 Формы и методы занятий кружка
Форма обучения: индивидуальная
Основные принципы занятий.
1. Наглядность. Показ физических упражнений.
2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от легкого к трудному.
3. Систематичность. Регулярность занятий.
4. Индивидуальность. Учет дефекта, особенностей возраста, особенностей каждого ребенка.
5. Сознательность. Понимание пользы упражнений, потребность выполнения в домашних условиях. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.
1.5 Планируемые результаты реализации Программы
Предполагаемый результат: добиться значительного снижения числа детей, имеющих нарушения, в результате комплексного использования средств физического воспитания; частичная коррекция нарушений свода стопы; повышение интереса детей к организованной деятельности, преодоление негативных реакций; активное вовлечение родителей и сотрудников ДОУ в процессе оздоровления детей.
2. Содержательный раздел
2.1 План работы спортивно-оздоровительного кружка «Веселые ножки»
Месяцы Гидромассаж
5 мин
Коррекция осанки.
10 мин Профилактика плоскостопия.
5 мин
Октябрь
Гидромассажные
ванночки для ног Комплекс «Принцесса сказочной страны»
Задачи:
-укрепление ослабленных мышц туловища;
- учить принимать правильную осанку;
-дать представление о правильном дыхании. Самомассаж стоп.
Подготовительные упражнения из положения сидя.
Задачи:
-укрепление мышц, формирующих свод стопы;
-создание правильного представления о нормальной установке стоп в положении сидя.
Ноябрь. Гидромассажные
ванночки для ног Комплекс «Куклы»
Задачи:
-увеличение подвижности позвоночника;
-общее укрепление мышц туловища и конечностей;
-учить правильно дышать. Самомассаж стоп. Комплекс «Зоопарк»
Задача:
-общее укрепление мышечно-связочного аппарата.
Декабрь. Гидромассажные
ванночки для ног Комплекс упражнений «Буратино»
Задача:
-укрепление ослабленных мышц туловища;
- учить правильно дышать. Комплекс упражнений из положения стоя и с использованием оборудования. (Ребристая доска, «ежики», тренажеры-качалки, вата)
Задача:
-сохранение правильного свода стопы при выполнении упражнений;
Январь. Гидромассажные
ванночки для ног Комплекс «Веселый гномик»
Задачи:
- общее укрепление мышц туловища и конечностей;
- закрепление навыка правильной осанки;
-продолжать учить правильно выполнять упражнения на дыхание. Упражнения с мячом.
(мячи среднего размера)
Задача:
-общее укрепление мышечно-связочного аппарата.
Февраль. Гидромассажные
ванночки для ног Комплекс мышечный корсет;
-продолжать учить
принимать правильную
осанку и закреплять
навык ее длительного
поддержания;
- закреплять навык
Правильного дыхания с мешочком.
Задачи:
-укрепление мышц, формирующих Упражнения на лестнице. (гимнастическая лесенка)
Задача:
-учить правильной установке стоп при ходьбе;
укрепление мышц, формирующих свод стопы.
Март. Гидромассажные
ванночки для ног Комплекс упражнений из положения лежа.
Задача:
-увеличение подвижности позвоночника;
-закреплять навык правильного дыхания. Комплекс упражнений из положения лежа.
Задача:
-тренировка мышц стопы.
Апрель. Гидромассажные
ванночки для ног
Комплекс с мячом.
Задачи:
-создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;
-Уравновешивание тонуса мышц передней и задней поверхностей туловища и конечностей. Комплекс упражнений с платочком.
Задача:
-общее укрепление мышечно-связочного аппарата; исправление имеющейся деформации стопы.
Май.
Гидромассажные
ванночки для ног Разучивание игр, которые лечат.
Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов за год.
Задача:
- воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Разучивание игровых упражнений. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.
Задача:
-закрепление навыка правильной походки.
3. Организационный раздел
3.1 Учебный план
Спортивно-оздоровительный кружок «Веселые ножки»
Учебно-тематический план
№
п/п Тема Кол-во занятий в месяц
Количество часов
1. Комплекс «Принцесса сказочной страны» 8 2.40
2. Комплекс «Куклы» 8 2.40
3. Комплекс упражнений «Буратино» 8 2.40
4. Комплекс «Веселый гномик» 8 2.40
5. Комплекс мышечный корсет 8 2.40
6. Комплекс упражнений из положения лежа 8 2.40
7. Комплекс с мячом.
8 2.40
8. Разучивание игровых упражнений 4 1.20
9. Проведение итоговой диагностики. 4 1.20
Итого: 64 19.20
3.2 Расписание
График работы кружка дополнительного образования
«Веселые ножки»
Вторник
Четверг
15.00 – 15.30
15.00 – 15.30
3.3 Описание материально-технического обеспечения рабочей программы кружка, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Перечень названий программ, педагогических технологий, методических разработок, пособий, на основании которых составлена дополнительная программа по физическому воспитанию.
Автор Название
программ, педагогических технологий, методических разработок, пособий. Год издания
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва, 2011 г.
Э. Я. Степаненкова Методика физического воспитания. Москва, 2005 г.
В. Г. Алямовская Программа «Здоровье» Н. Новгород, 1993 г.
О. В. Козырева Лечебная физкультура. Москва, 2003 г.
О. В. Козырева Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников.
Москва, 2007 г.
О. Н. Моргунова Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж, 2005 г.
Е. Д. Подольская Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет.
Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. Волгоград, 2011 г.
Москва, 2009 г.
О. А. Волков Весёлая йога специально для детей. Ростов-на-Дону, 2008 г.
А. С. Галанов Игры, которые лечат. Москва, 2005 г.
Л. В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Москва, 2008 г.
М. Ю. Картушина Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2008 г.
О. И. Бочкарёва Система работы по формированию ЗОЖ. Волгоград, 2008 г.
Оборудование и инвентарь:
- массажные дорожки;
- роликовые массажёры, массажные мячи;
- гимнастические палки разных размеров и веса;
- мячи разного размера и веса;
- мелкий инвентарь для профилактики плоскостопия;
- картотека комплексов ОРУ;
-гидромассажные ванночки для ног.
3.4 Использованная методическая литература
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 № 273 ФЗ
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва
3. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
4. Постановление от 15 мая 2013г. № 26. Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
5. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в условиях детского сада. / авт. сост. Клюева М. Н--- СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
6. Бабенкова Е. А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. - М. : ТЦ Сфера, 2008. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб. : Речь, 2007.
7. Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста. Практическое пособие/Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова; под общей редакцией Г. В. Каштановой. -2 –е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2007.
8. Комплексы лечебной гимнастики / авт. Сост. Е. И. Подольская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
9. Картушина М. Ю. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М. : ТЦ Сфера, 2004.
10. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.
11. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников /авт. сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.
12. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
13. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /авт. Сост. Т. Г, Карепова. Волгоград: Учитель, 2011г.
14. Лосева В. С. Плоскостопие у детей: профилактика и лечение. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
15. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
16. Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. – М. УЦ «Перспектива», 2011