Наталья Авдеева
Рабочая программа педагога-психолога. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
2.2 Организация системы взаимодействия педагога – психолога
- с руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.
Публикация «Рабочая программа педагога-психолога, Часть 2» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
2. Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
8. Предоставляет отчетную документацию.
9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
- с зам. зав. по УВР
1. Участвует в разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
2. Формирует содержание психолого - педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого – педагогическим вопросам.
5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
9. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
10. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно - развивающей среды.
11. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
12. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ - технологии).
14. Оказывает помощь в создании предметно - развивающей среды в группах.
15. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
- с воспитателями
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ- технологии).
15. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
16. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
17. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещает воспитателей по данной тематике.
- с музыкальным руководителем
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).
3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
7. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
8. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
10. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
11. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
12. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
- с инструктором по физической культуре
1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию
8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
9. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
- с учителем - логопедом
1. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
2. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
3. Разрабатывает индивидуально - ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
- с родителями
Обучает родителей:
• способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
• умению организовывать и направлять разные игры детей;
• методам игрового взаимодействия с ребенком;
• созданию оптимальной развивающей среды дома;
• правилам выбора игровых средств и оборудования.
Проводит:
• индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
• групповые тематические консультации для родителей;
• психологическую диагностику детей.
Знакомит родителей:
• с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
• со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Объясняет родителям значимость:
• создания условий для успешной социализации детей;
• обучения игровому взаимодействию с детьми.
Формирует:
• психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
• потребность к овладению психологическими знаниями;
• модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
• личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
• предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
Проводит:
• групповые тематические консультации для родителей:
• индивидуальные консультации для родителей по запросу;
• консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.
2.3 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию рабочей программы
Направление развития Методические пособия Наглядно – дидактические пособия Рабочие тетради
Познавательное развитие 1. Барсукова Е. В., Евдокимова Л. А., Семененко Л. А. Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей 5-9 летнего возраста.
2. Л. Парамонова, Н. Головнева 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребенка к школе.
3. О. А. Журбина, Н. В. Краснощекова Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе.
4. М. В. Ильина Развитие невербального воображения.
5. А. С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
6. В. Л. Шарохина Коррекционно – развивающие занятия в средней группе.
7. В. Л. Шарохина Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе.
8. В. Л. Шарохина Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе. 1. М. В. Ильина Развитие вербального воображения. Раздаточный и демонстрационный материал.
2. М. В. Ильина Развитие невербального воображения. Раздаточный и демонстрационный материал.
3. А. С. Роньжина Раздаточный материал к занятиям психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
4. В. Л. Шарохина Раздаточный материал к корекционно – развивающим занятиям в старшей группе
5. Л. И. Катаева Раздаточный материал к корекционно – развивающим занятиям в подготовительной группе.
6. Логическое лото «У кого какой малыш».
7. Логическое лото «Профессии».
8. Демонстрационный материал «Времена года».
Социально – коммуникативное развитие 1. И. В. Граничева Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми
2. Л. А. Дубина Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений.
3. Л. И. Катаева Работа психолога с застенчивыми детьми.
4. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослым и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)
5. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина Я,ты, мы Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.
6. В. Кротов Озорство и хулиганство.
7. И. Л. Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду
8. Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина Сказкотерапия в ДОУ и семье.
9. О. А. Шорохова Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.
10. М. М. Миронова Разработки занятий Средний и старший дошкольный возраст.
11. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
12. В. Г. Пузиков Технология ведения тренингов. Методическое пособие для начинающих тренеров. 1. И. В. Граничева Демонстрационный материал Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)
2. Л. А. Дубина Картинный материал для проведения игр и упражнений по коммуникативной компетентности дошкольников
Организационный раздел программы педагога – психолога
___
3.1 Формы организации психолого – педагогического сопровождения
С родителями: С педагогами : С детьми:
индивидуальные консультации
групповые консультации
психологические тренинги
«Школа для родителей» индивидуальные консультации
подгрупповые консультации
групповая консультация
тренинг подгрупповые занятия
индивидуальные занятия
фронтальные занятия
3.2 Режим организации психолого – педагогического сопровождения
Месяцы Индивидуальная работа с детьми Коррекционно – развивающие (групповые) занятия с детьми
Работа с воспитателями Работа в ПМПк
Сентябрь По запросу родителей / воспитателей
согласно годовому плану
согласно годовому плану
Октябрь
Ноябрь Дети, находящиеся на сопровождении педагога – психолога (по результатам диагностики/заключению ПМПК) занимаются 2 раза в неделю (Список детей находится у специалиста) Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю
Дети старших групп - 1 раз в неделю
Декабрь Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю
Дети старших групп - 1 раз в неделю
Январь Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю
Февраль Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю
Дети средних групп - 1 раз в неделю
Март Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю
Дети средних групп - 1 раз в неделю
Апрель Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю
Май Дети подготовительных группы – 1 раз в неделю
Июнь Дети ясельной группы 2 раза в неделю
Дети 2-ой младшей группы 2 раза в неделю
Июль Дети ясельной группы 2 раза в неделю
Дети 2-ой младшей группы 2 раза в неделю
Август Дети ясельной группы 2 раза в неделю
Дети 2-ой младшей группы 2 раза в неделю
3.3 Особенности организации психолого – педагогического сопровождения
Организация психолого – педагогического сопровождения осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013г. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013г.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «ЦРР – детский сад № 93» на 2015 – 2016 учебный год.