Юлия Денисова
Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 34»
"ПРИНЯТО" :
Педагогическим советом
МБДОУ ПГО "Детский сад № 34"
Протокол №___
от "___"___20___г.
"УТВЕРЖДАЮ" :
Заведующий МБДОУ ПГО
"Детский сад № 34"
___Харина Н. В.
"___"___20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для детей 5 -7 лет
Разработчик программы
Публикация «Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
МБДОУ ПГО «Детский сад № 34»
Денисова Ю. А.
Г. Полевской
Пояснительная записка
В последнее время система дошкольного обучения и воспитания претерпевает большие изменения. Социальный заказ общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях, ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуализации каждого ребёнка, позволяют по-новому поставить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Особое место в развитии творческих способностей детей занимает искусство. Влияние искусства на развитие творческого потенциала отражено в работах Л. С. Выготского, А. И. Савенкова и др.
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, в котором в наибольшей мере концентрируются творческие проявления. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую деятельность, и представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творческих способностей детей.
В отечественной музыкальной педагогике имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей (Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Б. М. Теплов, К. В. Тарасова и др.). Исследователи отмечают зависимость уровня музыкально-творческого развития от развития познавательных способностей, мышления и воображения; рассматривают творческую деятельность как естественную для возможностей каждого ребёнка и отмечают проявление творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, в том числе и музыкально-театральной.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Детский музыкальный театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности;
-развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.
Кроме того, детский музыкальный театр обладает рядом преимуществ в сравнении с другими видами музыкальной деятельности дошкольников : в музыкальном спектакле взаимосвязь различных видов искусств наиболее естественна и целостна; музыкально-сценическая деятельность дошкольников основана на интегрировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на детских музыкальных инструментах и т. д., предполагает активное включение детей в творческую деятельность и сочетание коллективных и индивидуальных форм работы (инсценировка песен, постановка клипов, народных обрядов и т. д.).
И главное, детский музыкальный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности музыкального руководителя.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста музыкальный руководитель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста:
-содержательные условия;
-организационные условия;
-технологические условия (принципы, методы, приемы);
-материально-технические условия (развивающая среда);
-социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
-контрольно-диагностические условия.
Рабочая программа по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5-7 лет разработана в соответствии с нормативными документами федерального уровня и локальными актами МБДОУ ПГО «Детский сад № 34» :
-Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
-СанПиН 2.4.1 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Рабочая программа опирается на :
- основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования МБДОУ ПГО «Детский сад № 34»;
- комплексную программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
- региональную образовательную программу О. В. Толстиковой, О. В. Савельевой «Мы живём на Урале». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО» - 2013;
- программу «Театр-творчество-дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович;
- программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». М. : Гном-ПРЕСС, 1999 г. ;
- авторскую программу Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей».
Используются методические рекомендации и разработки :
-Тютюнниковой «Уроки музыки. Система обучения К. Орфа», М, : 2000 г;
-Н. Г. Куприной «Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста», Е-бург: 2003 г;
-Н. Г. Куприной «Коммуникативные игры в социальном развитии детей», Е-бург: 2002 г;
-Е. А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», М. : Мозаика – Синтез, 2003 г;
-Т. И. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М, : «Школьная пресса», 2003 г. ;
-М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»;
-Е. В. Мигуновой «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006 г. ;
- Н. Сорокиной «Театральные занятия в детском саду», журнал «Дошкольное воспитание» № 7-12, 2002 г. ;
- Л. А. Гороховой и Т. Н. Макаровой «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ», М. : Творческий центр «Сфера», 2005 г. ;
-Е. Д. Макшанцевой «Скворушка» (музыкально-речевые игры для дошкольного возраста, М. : АРКТИ-ИЛЕКСА, 1998 г. ;
-Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», М. : ЭКСМО, 2010 г. ;
-И. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений (доинструментальный период)», Е-бург: 1994 г.
Теоретико- методологическим фундаментом данной программы явились философские и психолого-педагогические концепции ценностно-ориентационной и творческой деятельности (Б. М. Теплов, Б. В. Асафьев, Б. В. Яворский, Н. А. Ветлугина).
При разработке программы введен музыкальный репертуар, направленный на ознакомление воспитанников с историей края, народными обычаями и обрядами, музыкальными традициями Урала.
Цель и задачи программы
Основная цель программы :
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
-Всесторонне совершенствовать развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства.
-Расширять знания детей об окружающей действительности.
-Воспитывать гуманные чувства.
-Развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок.
-Расширять словарный запас детей.
-Формировать правильное произношение всех звуков.
-Совершенствовать дикцию, интонационную выразительность речи.
-Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
-Воспитывать культуру речевого общения.
-Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
-Побуждать детей к поиску выразительных средств для создания образа персонажа, используя мимику, движение, позу, жест, речевую интонацию.
-Совершенствовать игровые, песенные, танцевальные импровизации, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.
-Развивать творческую самостоятельность
Основные принципы программы.
Для правильной организации процесса развития творческого потенциала дошкольников важно учитывать следующие принципы:
• Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.
• Целостность в решении педагогических задач :
-обогащение детей музыкальными впечатлениями;
-претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
-приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).
• Принцип поощрения творческой инициативы детей, самостоятельной организации музыкальной деятельности.
• Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем видам музыкальной деятельности.
• Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
• Принцип партнерского взаимодействия и сотрудничества:
-сотрудничество между всеми субъектами образовательного процесса (ребёнок, педагог, родители);
-комплексное взаимодействие педагогов-специалистов.
• Принцип развивающего характера обучения.
• Принцип активизации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
• Принцип интеграции развития музыкальности ребенка с другими видами художественно-эстетической деятельности.
• Принцип положительной оценки деятельности детей.
• Принцип стимулирования музыкально-творческой деятельности детей.
• Принцип импровизации – музыкальная деятельность рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой; основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка.
Характеристика развития музыкально-творческой деятельности детей
Шестой год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Дошкольник уже не просто интересуется музыкой, ему необходимы музыкальные впечатления. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности. Ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы
1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Воспитывать в детях готовность к творчеству.
3. Активизировать познавательный интерес.
4. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку.
5. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
6. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
7. Развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными действиями.
8. Развивать умение общаться со взрослыми в разных ситуациях.
9. Совершенствовать двигательные способности, умение владеть своим телом, гибкость, выносливость, подвижность, координацию движений.
10. Совершенствовать умение детей импровизировать.
11. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
12. Совершенствовать исполнительские навыки детей в создании художественного образа.
13. Побуждать сочинять на заданные темы с предлагаемыми обстоятельствами.
14. Совершенствовать умение детей самостоятельно находить выразительные средства для передачи образа.
15. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности.
16. Закреплять знания о правилах кукловождения.
17. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей.
18. Закреплять правильное произношение всех звуков.
19. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
20. Побуждать детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.
21. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.
22. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки с помощью взрослого.
23. Развивать музыкальные способности детей.
24. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
совместной деятельности взрослого и детей
самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Содержание непосредственно образовательной деятельности включает в себя :
- просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
- игры-драматизации;
-упражнения для социально-эмоционального развития детей;
-коррекционно-развивающие игры;
-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
-задания для развития речевой интонационной выразительности;
-игры-превращения, образные упражнения;
-упражнения на развитие детской пластики;
-ритмические минутки (логоритмика);
-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
-театральные этюды;
-упражнения на развитие вокально-хоровых навыков;
-игру на детских музыкальных инструментах;
-упражнения на развитие основных музыкальных способностей;
-подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
-знакомство с различными выразительными средствами драматизации знакомых сказок.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности :
-игровой,
-двигательной,
-познавательно-исследовательской,
-коммуникативной,
-продуктивной,
-музыкально-художественной,
-трудовой,
-чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Предусматривается также и организация музыкальной среды в семье. Она заключается в информировании родителей относительно задач, содержания, средств музыкально-творческого развития детей на каждый месяц и рекомендациях совместного посещения детьми и родителями различных концертов для детей (в детских музыкальных школах, концертных залах, вовлечение родителей в подготовку и проведение праздников, развлечений, театрализованных постановок, а также в посещении детских музыкальных спектаклей в театрах, в формировании у родителей умения выстраивать собственную оценочную деятельность в ходе наблюдения за достижениями ребёнка в музыкально-творческой деятельности.
Интеграция содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие
Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:
-Формировать потребность общаться, делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и сверстниками, поощрять желание задавать вопросы.
-Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.
-Развивать и активизировать словарный запас детей.
-Развивать образную речь детей в подборе эпитетов, рисующих тот или иной музыкальный образ.
-Развивать невербальные средства общения (мимика, жесты).
-Формировать умение отчётливо произносить слова в песне, в игре-драматизации, петь и говорить спокойно, естественным голосом без напряжения.
-Формировать умение вести диалог с педагогами : слушать и понимать заданный вопрос.
-Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.
-Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
-Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
-Формировать первичные представления о себе, своих чувствах, эмоциях, а также окружающем мире.
-Стимулировать детей к посильному участию в изготовлению масок, атрибутов, костюмов, декораций.
Образовательная область
Познавательное развитие
Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:
-Формировать представления о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их произведениях.
-Обогащать музыкальные впечатления детей
-Развивать умения элементарного музыкального анализа.
-Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, т. е. об авторстве продукта.
-Знакомить с театром через мини-спектакли, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
Образовательная область
Речевое развитие
Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:
-Исполнять песни, хороводы, игры под тексты стихотворений, потешек.
-Знакомить с литературными произведениями в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
-Использовать музыкальные произведения как средство обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Физическое развитие -Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни, начальных представлений о здоровом образе жизни.
-Осуществлять постоянный контроль за формированием правильной осанки
-Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
-Развивать координацию движений, мелкую моторику, умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
-Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения двигательной деятельности.
Образовательная область
Художественно-эстетическое развитие
Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:
-Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения продуктивной деятельности.
-Использовать продуктивные виды деятельности для закрепления результатов восприятия музыкальных произведений.
Методы, приёмы и технологии развития творческих способностей детей в процессе музыкально- театрализованной деятельности.
Успех выполнения программы во многом зависит от правильной организации процесса развития детей. Система развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности предполагает использование различных методов:
-наглядно-слуховой;
-наглядно-зрительный;
-словесный;
-практический;
-метод контрастных сопоставлений;
-метод уподобления характеру звучания музыки (предполагает активизацию
разнообразных творческих действий, направленных на создание образа);
-методы личностно-ориентированного подхода (рефлексивные,
диагностический, методы педагогической поддержки, метод создания ситуации
выбора и успеха, метод диалога).
Программа предполагает использование таких приёмов, которые обращены сразу ко всей группе участников или направлены на активизацию каждого ребё нка в отдельности:
-прямой показ действий и их вариантов педагогом;
-объяснение;
-совместные действия педагога и ребёнка;
-иллюстрирование;
-побуждение к самостоятельным проявлениям активности ребёнка;
-анализ детской продукции;
-обсуждение и оценка детьми.
В процессе музыкально-творческой деятельности используются технологии:
-здоровьесберегающие
-игровые
-проектная
-технология интегративного обучения
Содержание работы с воспитателями
Консультации
-«Как оформить уголок для театрализованной деятельности в группе в соответствии с возрастными особенностями»
-«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»
-«Работа с дошкольниками над постановкой спектакля»
-«Влияние театрализованных игр-драматизаций на всестороннее развитие детей дошкольного возраста»
-«Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»
Мастер-классы
-«Ростовая кукла для детей»
-«Театральные куклы своими руками»
Совместная театрализованная деятельность
-Разучивание и исполнение ролей в театрализованных постановках
-Изготовление декораций, костюмов, атрибутов для театрализованных постановок
Содержание работы с семьями воспитанников
Консультации
-«Музыкальное восприятие в семье»
-«Музыкальные игры с ребёнком дома»
-«Учимся слушать музыку дома»
-«Играем вместе с детьми»
-«Подарите детям праздник»
-«Домашний концерт»
-«О музыке и здоровье»
-«Дети и театр»
-«Крупная польза мелкой моторики»
-«Роль фольклора в развитии детей»
-«Зачем ребёнку кукольный театр»
Совместная театрализованная деятельность
-Разучивание и исполнение ролей в театрализованных постановках
-Изготовление декораций, костюмов, атрибутов для театрализованных постановок
Структура организации непосредственно-образовательной деятельности
Возрастная группа старший дошкольный возраст
Возраст 5-7 лет
Продолжительность занятия 30 мин
В неделю занятий 1
В месяц занятий 4
В год занятий 36
Непосредственно-образовательная деятельность предполагает следующие формы организации детей :
-групповая;
-подгрупповая;
-индивидуальная.