Пилипец Валерия Кимовна
Рабочая программа оздоровительной группы «Островок детства»
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым
«Санаторий для детей и детей с родителями
«Бригантина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Оздоровительной группы
«Островок детства»
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: заведующая педагогической частью
Пилипец Валерия Кимовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета санатория
протокол № от 12.09. 2019г.
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа оздоровительной группы „Островок детства“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровье сбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.
Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьёзную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов воспитанниками, посещающих оздоровительную группу.
Нормативной базой для разработки программы по организации внеурочной деятельности являются следующие законодательные документы:
• - Закон Российской Федерации «Об образовании»»№273-ФЗ от 29.12.2012г.
• - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 № 15785);
• - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания к обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»);
• - Постановление Правительства РФ от 19. 03. 2001 № 196 (с изменениями от 10.03. 2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
• - Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного стандарта общего образования» от 12. 05. 2011 № 03 – 296;
• - Конвенция ООН о правах ребенка. - Резолюция 44/ 25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989;
• - Конституция РФ от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008);
• - Устав ГБУ РК «Санаторий доя детей и детей с родителями «Бригантина»
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат детской оздоровительной группы «ОСТРОВОК ДЕТСТВА» идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
Задачи программы :
• содействовать повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;
• развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;
• способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
• расширить кругозор и словарный запас;
• развить творческие способности: воображение, внимание, память;
• развить ораторские способности: речь, навыки публичного выступления; способность привлечь внимание слушателей интонацией, жестами, мимикой;
• развить умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
• развивать основные нравственные качества личности ребенка;
• развивать коммуникативные отношения ребенка;
• развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Работа по физическому воспитанию.
Цели и задачи:
1. Определить спортивные интересы.
2. Воспитывать у детей доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Традиционные мероприятия:
1. Проведение еженедельных бесед о спорте и т. д.
2. Ежемесячное распределение и смена общественных поручений.
3. Принятие участия в подготовке к праздникам и тематическим мероприятиям.
4. Знакомить детей с различными видами спорта.
Оздоровительная работа.
Цели и задачи:
1. Развивать у детей потребность в спорте.
2. Формировать у детей навыки гигиены, опрятности одежды.
3. Закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.
Традиционные мероприятия:
1. Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки на самоподготовке.
2. Ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды.
3. Проводить беседы о личной гигиене.
4. Принимать участие в днях здоровья.
Работа над самоподготовкой учащихся.
Цели и задачи:
1. Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.
2. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы.
3. Повышать мотивацию и заинтересованность.
Традиционные мероприятия:
1. Ежедневно проводить проверку уроков.
2. Ежедневно проводить беседы, познавательные игры.
4. Подготовка викторин.
Трудовое воспитание в оздоровительной группе.
Цели и задачи:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам.
2. Направить детей на участие в трудовых делах группы.
Традиционные мероприятия:
1. Ежедневно убирать свое рабочее место.
2. Проводить беседы о людях разных профессий.
Работа по охране природы.
Цели и задачи:
1. Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями
и растениями на участке.
2. Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.
3. Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.
Традиционные мероприятия:
1. Ежедневное чтение художественной литературы.
2. Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней.
4. Проведение викторин о природе.
Работа по искусству красноречия.
Цели и задачи:
1. Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
2. Создать условия для развития у детей социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критического мышления, ведения диалога, ораторских способностей, умения находить и анализировать информацию.
3. Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.
Традиционные мероприятия:
1. Еженедельно организовывать изобразительное творчество у детей. Устраивать тематические конкурсы рисунков.
2. Проводить просмотр видеофильмов.
3. Для закрепления культурных навыков проводить сюжетно-ролевые игры.
4. Проводить беседы, обсуждение фильмов.
Работа над культурой поведения.
Цели и задачи:
1. Ознакомление детей с основными правилами поведения в обществе,
в целях профилактики правонарушений среди воспитанников.
2. Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.
Традиционные мероприятия:
1. Еженедельные беседы о правилах поведения в общественных местах.
2. Знакомство с уставом школы.
3. Организация досуга в правильной форме.
Принципы к формированию Программы
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др., имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
• Принцип оздоровительной направленности, согласно которому педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей.
• Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально – нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
• Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно – оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
• Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребёнка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
Методы воспитательной работы
Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанниками педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие и стимулирующие. Первые являются основными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической деятельности. Вторые методы позволяют производить коррекцию ее, а третьи по мере надобности стимулируют ее протекание в заданном направлении. К созидающим методам, опирающимся на сознание детей, относятся метод убеждения и метод упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии.
• Метод убеждения - это способ воздействия словом и делом на сознание и поведение человека. В перечне приемов убеждения центральное место занимает объяснение, выступающее в таких разновидностях, как рассказ, повествование, описание, ознакомление, наставление, сообщение. В тесной связи с объяснением находится разъяснение, проявляющееся иногда в пояснении, выяснении, рассуждении.
• В целях убеждения того или иного действия воспитатели пользуются таким приемом, как совет. Четко изложенные рекомендации, пожелания - таковы его основные проявления.
• Очень близко к нему примыкают просьба и приказ. Требования к воспитанникам в первом случае высказываются в мягкой, а во втором в категорической просьбе (форме).
• Особое положение занимает такой прием убеждения, как пример, включающий в себя приказ, демонстрацию или иллюстрацию. Широко используется воспитателем также прием оценочной характеристики деятельности детей.
• Метод упражнения всегда опирается на осознанное восприятие воспитанниками действительности. Это способ воздействия на детей с помощью организации их самостоятельной деятельности в сочетании со словом педагога. Среди приемов, относящихся к методу упражнения, необходимо, прежде всего, выделить просьбу, приучение и испытание.
• Метод внушения, противостоящий методу убеждения - это способ воздействия на объект воспитания словом и делом, не требующий или преднамеренно исключающий осознанное понимание воспитанником выполняемых действий.
• К стимулирующим методам воздействия относятся методы поощрения и наказания.
• Метод поощрения - это способ, воздействующий на сознание и поведение детей средствами, стимулирующими продолжение той или иной деятельности.
• Среди приемов поощрения известны доверие, одобрение, воодушевление, похвала, награда.
• Метод наказания - это способ воздействия на сознание и поведение детей средствами торможения. Воспитатели проявляют обычно такие приемы: замечание, порицание, осуждение, выговор.
Задача воспитателя оздоровительной группы - пробудить в каждом ребенке скрытые в нем силы и возможности, направляя их, в свою очередь, на путь самовоспитания.
• Самовоспитание как метод включает в себя самоубеждение, самоуправление, самопоощрение, самонаказание. При умелом руководстве со стороны педагога этот метод стоит в ряду наиболее активных и действенных методов воспитания.
Концептуальными положениями программы являются :
• В основу разработанной программы положены следующие принципы: Личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику;
• Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
• Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
• Системность.
• Доступность.
• Научность.
• Создание развивающей ситуации
• Занимательность.
• Сознательность и активность.
• Наглядность
• Связь теории с практикой
• Преемственность.
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания : практическая.
3. Характер освоения : развивающий.
4. Возраст обучающихся : 7– 10 лет
5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок - игра.
Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.
Ожидаемые результаты:
• общее оздоровление детей;
• укрепление физических и психических сил детей;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
• получение детьми умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности;
• развитие самостоятельности;
• формирование полезных привычек.