Слепенкова Анна
Рабочая программа «Тропинка в экономику» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 20»
Рассмотрено
На педагогическом совете
МБДОУ «Иланский детский сад № 20»
Протокол №
от ___2018 г Проверено
Старший воспитатель МБДОУ «Иланский детский сад № 20»
___О. М. Ипполитова
___2018 г.
Утверждаю
Заведующий
МБДОУ «Иланский детский сад № 20»
___Л. Ф. Филатова
___2018 г.
Рабочая программа
Образовательная область: Познавательное развитие
Учебная дисциплина: Тропинка в экономику
Публикация «Рабочая программа „Тропинка в экономику“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Подготовительная группа общеразвивающей направленности № 9
Разработчики :
Слепенкова А. А., Морозова А. В.
Воспитатели подготовительной группы № 9
г. Иланский
2018 год
Целевой раздел
1. Пояснительная записка:
• Цель: помочь детям 5–7 лет войти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей); воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; научить видеть красоту человеческого творения; сформировать базисные качества экономической деятельности — бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие, формировать у дошкольника умения.
• Задачи:
Формировать у дошкольника умения:
— понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
— уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
— осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
— признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
— правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
• Место учебной дисциплины в учебном плане: составляет в общем 0,5 часов в неделю, 2 часа в месяц, 17 часов в год
Возрастные особенности детей по освоению данной дисциплины:
В дошкольном детстве есть определённый период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребёнка, — это старший дошкольный возраст. К 6–7 годам возникает произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребёнка становятся осознанными. Понимая своё поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознанно и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребёнка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. По данным исследований, между шестью и семью годами у ребёнка формируются определённые понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. В этот период отчётливо проявляется готовность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Эти особенности сознания старших дошкольников убедительно доказывают возможность и необходимость приобщения их к истокам экономики. Эту сферу деятельности человека обычно соотносят с понятием «выгода», которое как раз и обнаруживается в поведении детей 6–7 лет. Ребёнок начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха» и «неуспеха». В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких экономически значимых качеств деятельности, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие (БЭРДТ). Эти качества называют базисными качествами экономической деятельности людей.
Учебно-методический комплекс (УМК)
— Тропинка в экономику : программа : методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. — М. Вентана-Граф. 2015
— Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. – М. :Вентана-Граф, 2015
Иная используемая литература:
— Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. — М. : Педагогическое общество России, 2005.
— Козлова С. А. Концепция социального развития ребёнка дошкольного возраста // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. — М. : МГПУ, 2001.
2 . Планируемые результаты освоения данной дисциплины:
Ребёнок при освоении данной программы обладает следующими знаниями:
— Понимает наличие представлений о профессиях взрослых и новых современных профессиях.
— проявляет интерес к современной социально-экономической стороне жизни людей. Охотно помогает взрослым, любит трудиться.
— имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.
— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.
— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.
— проявляет творческое поведение в ситуациях, связанных с рекламой.
— сформированы оценочные суждения о явлении «реклама».
Содержательный раздел
1. Формы, способы, технологии, методы и средства реализации учебной дисциплины:
В ходе реализации учебной дисциплины используются следующие принципы организации обучения дошкольников:
Принцип учёта возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания) соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).
Содержание программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей. Основная идея программы : введение детей в мир человеческой культуры через её открытые проблемы. При этом продуктивное воображение становится ведущим механизмом культур сообразности.
Принцип культур сообразности нацеливает на проектирование условий и средств приобщения детей к креативным началам культуры. При таком подходе развитие воображения и основанной на нём системы творческих способностей становится гарантом полноценного освоения «базисного компонента» образовательного содержания. Ключевой предпосылкой развивающего образования авторы программы «Тропинки» называют развитое продуктивное воображение. Среди непосредственных источников готовности к переходу на начальную ступень школы авторы выделяют ряд специфических особенностей деятельности ребё нка-дошкольника: проблемное обучение, эмоциональная насыщенность, инициативность, ориентация на образ взрослого как образец собственных возможностей и предпосылка развития широкого круга умений, необходимых для построения сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Игра как ведущая деятельность дошкольников не только является для них интересной, занимательной, но и создаёт благоприятные условия для формирования в её недрах реальных учебных действий, с которыми ребёнок поступает в первый класс.
Оптимальный режим встреч с детьми — не реже одного раза в месяц. При этом необходимо закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий, во время режимных моментов (например, собираясь с детьми на прогулку, хорошо обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счётчика электроэнергии начинает крутиться медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать стол, аккуратно обращаться со столовыми приборами; выключать воду после мытья рук; не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.) Один из вариантов работы по программе (при ограниченности времени или в силу других причин) — включить материал программы в содержание разных образовательных областей.
2. Календарно - тематическое планирование
№ п/п
общий
Тема занятия Изменение тематики занятия в соответствии с запросом ребенка Дата
проведения занятия Корректировка дат
Тема месяца, ее цели, задачи
1. Труд — продукт (товар)
1. У каждого человека должно быть
интересное дело.
Название ситуации месяца: Мой дом - детский сад.
Цель: 1. Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий, интерес к их деятельности.
2. Воспитывать уважение к профессиям членов семьи ребёнка, гордость за их труд, профессиональные достижения. Подвести к пониманию того, что родители заботятся о материальном благополучии своей семьи и особенно детей.
3. Формировать представления о том, что всякий труд по чётен, важен и необходим, что любая профессия украшает человека, если человек хорошо трудится и знает своё дело.
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Картинки с изображением людей разных профессий за работой, стихотворение С. В. Михалкова «А что у вас?».
2. Почему все взрослые работают?
Цель: 1. Воспитывать у детей уважение к результатам труда других людей, бережное отношение к вещам (игрушкам, книгам).
2. Развивать представления детей о профессиях.
3. Когда продукт труда превращается в товар
Название ситуации месяца: Я живу в городе Иланском Красноярского края.
Цель: 1. Воспитывать уважение к результатам труда людей,
бережное отношение ко всему, что даётся детям для игр и других занятий.
2. Подвести детей к пониманию того, что вещи должны жить долго и радовать людей.
3. Дать детям представление о том, как товар попадает к потребителю.
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Иллюстрации на тему «Как товар приходит к покупателю»
4. Ценность и украшение товара —
его качество
Цель: 1. Воспитывать уважительное отношение к результатам любого труда, вложенного в изготовление вещи часто не одним человеком, а многими людьми.
2. Подвести детей к пониманию того, что товар бывает разного качества и в разных жизненных ситуациях людям необходимы вещи разного качества.
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Посуда разного качества (разного сорта, книги разного качества издания — детские книжки в мягком переплёте и подарочные издания и т. п. (можно принести старые игрушки, которыми играли ещё родители воспитанников группы (при условии, что они в хорошем состоянии); сказка К. И. Чуковского «Федорино горе».
5. Менеджер — интересная профессия
Название ситуации месяца: Я житель земного шара.
Цель: 1. Познакомить детей с профессией менеджер.
2. Воспитывать интерес и уважение к профессии менеджера, желание узнать о ней как можно больше.
3. Организовать (по возможности) встречу с представителем данной профессии.
6. Продолжаем знакомиться с профессией менеджер
Цель: 1. Продолжать воспитывать интерес к профессии менеджер, уважительное отношение к людям этой профессии.
2. Закреплять знания о данной профессии, полученные
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Пластилин жёлтого или белого цвета.
7. Сколько заработал, столько и купил
Цель: 1. Учить детей делать покупки с учётом заработанных
денег, формировать умение соотносить свои желания со своими возможностями в условиях игровой ситуации.
2. Воспитывать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата. Пояснить, что только качественный товар имеет высокую цену (стоимость).
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Материалы, необходимые для рисования и изготовления аппликации; бумажные «деньги» достоинством в 10 и 20 рублей,
ценники с разными цифрами (не выше 20).
8. Деньги, цена (стоимость)
1. Что такое деньги?
Название ситуации месяца: Волшебница зима. Новый год. Рождество.
Цель: Развивать представления детей о понятии «деньги», об их назначении, источнике происхождения ( труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не даёт).
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Настоящие деньги разного достоинства ( купюры: 10, 50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей).
9. Что такое цена?
Цель: 1. Закреплять понятия «монеты», «купюры, «деньги».
2. Знакомить детей с понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник».
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Явно дорогие товары (фотоаппарат, конструктор «ЛЕГО», заводные игрушки и т. п.) и более дешёвые товары (несколько
разных пластмассовых игрушек, ручка, ластик, альбом и др.) или картинки с их изображением
10. Чем лучше качество, тем дороже вещь
Название ситуации месяца: Мальчики и девочки.
Цель: 1. Закреплять понятия «дорогой», «дешёвый»; понятие о том, что все товары имеют разную цену (стоимость).
2. Подвести детей к пониманию взаимосвязи цены и качества товара (качественные товары стоят дорого).
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Товары одного вида, но разного качества и сорта (например, чашка с блюдцем обыкновенные и дизайнерские) или
картинки с их изображением.
11. Откуда у людей берутся деньги
Цель: 1. Обогащать знания детей о профессиях. 2. Подвести детей к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться.
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Иллюстрации с изображением людей разных профессий.
12. Что было, когда не было денег
Название ситуации месяца: Моя семья, мои корни.
Цель: 1. Обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег.
2. Дать детям представление о понятии «заменители» денег (самые разнообразные предметы, товары, представляющие ценность для людей); о первых деньгах — монетах, бумажных деньгах; о понятии «бартер».
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Иллюстрации, книги, энциклопедические данные, доступные детям 5–7 лет. Основной материал — книга «Деньги»,
главы «И это деньги», «Первые монеты», «Первые бумажные
деньги». Энциклопедия для детей.
13. Что такое бюджет семьи?
Цель: 1. Познакомить детей с понятием «бюджет семьи».
2. Обогащать представления детей о бедных и богатых.
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Картинки с изображением членов семьи; диаграмма наглядного распределения семейного бюджета (круг с секторами).
14. Бюджет моей семьи
Название ситуации месяца: Изобретатели и фантазеры.
Цель: 1. Закреплять понятие «бюджет семьи».
2. Подвести детей к пониманию того, что у каждой семьи — свой доход.
3. Расширять представление детей о богатых и бедных.
4. Закреплять понятие «династия».
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Стихотворение «А что у вас?» С. В. Михалкова.
15. Реклама: желания и возможности
Зачем нужна реклама
Цель: 1. Познакомить детей с понятием «реклама» — одним
из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни.
2. Вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, её назначению.
3. Определить имеющиеся у детей представления о рекламе.
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Яркие рекламные буклеты, листки, книги, в которых
есть реклама.
16. Какой бывает реклама
Название ситуации месяца: Космос. Я часть вселенной.
Цель: 1. Расширять у детей представления о рекламе.
2. Познакомить с новыми видами рекламы — щитовой
и на транспорте.
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Фотографии щитовой рекламы вдоль шоссейной дороги и рекламы на транспорте.
17. Работа с рекламными буклетами
(детского содержания)
Цель: 1. Закреплять понятия «рекламоизготовитель», «рекламораспространитель», «рекламодатель» : вся реклама делается для взрослых, даже реклама товаров для детей, так как
деньги есть только у взрослых.
2. Подвести детей к пониманию того, что прежде чем что-
то купить, надо обязательно посоветоваться с родителями о целесообразности покупки: нужна ли эта вещь, достаточно ли у родителей денег, чтобы купить понравившуюся игрушку сразу, или надо накопить средства для её приобретения.
Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Рекламные листки и буклеты, яркие и привлекательные:реклама детской косметики, игрушек, детской мебели, то есть
товаров для детей (реклама, доступная детскому восприятию).
Организационный раздел
1. Особенности организации РППС среды группы для реализации рабочей программы по данной дисциплине:
1. Программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду.
2. Необходимо создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе : наличие оборудования, пособий, иллюстраций, игр и игрушек, имеющих экономическое содержание, рекламных листков, роликов, альбомов и др.
3. Педагог сам должен быть разумным хозяином в группе, владеющим чувством меры и умеющим вводить элементы экономических знаний в разные виды детской продуктивной деятельности, оценивать детские поступки с позиции их экономической целесообразности, не быть консерватором, а с интересом относиться к разным явлениям рыночных отношений (бизнес, реклама, своё дело, торговля, бартер, конкурсы, азартные игры и пр., понимая их негативные и позитивные стороны, в доступной форме рассказывать о них детям, отвечать на их вопросы.
4. Внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью.
2. Оценочные материалы для проведения мониторинга освоения программы воспитанниками :
Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. — М. : Педагогическое общество России, 2005. Диагностика результатов освоения программы «Тропинка в эконом