Получи документы

Рабочая программа «Тропинка в экономику» для подготовительной группы

Слепенкова Анна
Рабочая программа «Тропинка в экономику» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 20»

Рассмотрено

На педагогическом совете

МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

Протокол №

от ___2018 г Проверено

Старший воспитатель МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

___О. М. Ипполитова

___2018 г.

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

___Л. Ф. Филатова

___2018 г.

Рабочая программа

Образовательная область: Познавательное развитие

Учебная дисциплина: Тропинка в экономику

Публикация «Рабочая программа „Тропинка в экономику“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Подготовительная группа общеразвивающей направленности № 9

Разработчики :

Слепенкова А. А., Морозова А. В.

Воспитатели подготовительной группы № 9

г. Иланский

2018 год

Целевой раздел

1. Пояснительная записка:

Цель: помочь детям 5–7 лет войти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей); воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; научить видеть красоту человеческого творения; сформировать базисные качества экономической деятельности — бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие, формировать у дошкольника умения.

Задачи:

Формировать у дошкольника умения:

— понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

— уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

— осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

— признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

— правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Место учебной дисциплины в учебном плане: составляет в общем 0,5 часов в неделю, 2 часа в месяц, 17 часов в год

Возрастные особенности детей по освоению данной дисциплины:

В дошкольном детстве есть определённый период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребёнка, — это старший дошкольный возраст. К 6–7 годам возникает произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребёнка становятся осознанными. Понимая своё поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознанно и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребёнка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. По данным исследований, между шестью и семью годами у ребёнка формируются определённые понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. В этот период отчётливо проявляется готовность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Эти особенности сознания старших дошкольников убедительно доказывают возможность и необходимость приобщения их к истокам экономики. Эту сферу деятельности человека обычно соотносят с понятием «выгода», которое как раз и обнаруживается в поведении детей 6–7 лет. Ребёнок начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха» и «неуспеха». В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких экономически значимых качеств деятельности, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие (БЭРДТ). Эти качества называют базисными качествами экономической деятельности людей.

Учебно-методический комплекс (УМК)

Тропинка в экономику : программа : методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. — М. Вентана-Граф. 2015

— Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. – М. :Вентана-Граф, 2015

Иная используемая литература:

— Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. — М. : Педагогическое общество России, 2005.

— Козлова С. А. Концепция социального развития ребёнка дошкольного возраста // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. — М. : МГПУ, 2001.

2 . Планируемые результаты освоения данной дисциплины:

Ребёнок при освоении данной программы обладает следующими знаниями:

— Понимает наличие представлений о профессиях взрослых и новых современных профессиях.

— проявляет интерес к современной социально-экономической стороне жизни людей. Охотно помогает взрослым, любит трудиться.

— имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.

— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.

— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.

— проявляет творческое поведение в ситуациях, связанных с рекламой.

— сформированы оценочные суждения о явлении «реклама».

Содержательный раздел

1. Формы, способы, технологии, методы и средства реализации учебной дисциплины:

В ходе реализации учебной дисциплины используются следующие принципы организации обучения дошкольников:

Принцип учёта возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания) соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).

Содержание программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей. Основная идея программы : введение детей в мир человеческой культуры через её открытые проблемы. При этом продуктивное воображение становится ведущим механизмом культур сообразности.

Принцип культур сообразности нацеливает на проектирование условий и средств приобщения детей к креативным началам культуры. При таком подходе развитие воображения и основанной на нём системы творческих способностей становится гарантом полноценного освоения «базисного компонента» образовательного содержания. Ключевой предпосылкой развивающего образования авторы программы «Тропинки» называют развитое продуктивное воображение. Среди непосредственных источников готовности к переходу на начальную ступень школы авторы выделяют ряд специфических особенностей деятельности ребё нка-дошкольника: проблемное обучение, эмоциональная насыщенность, инициативность, ориентация на образ взрослого как образец собственных возможностей и предпосылка развития широкого круга умений, необходимых для построения сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Игра как ведущая деятельность дошкольников не только является для них интересной, занимательной, но и создаёт благоприятные условия для формирования в её недрах реальных учебных действий, с которыми ребёнок поступает в первый класс.

Оптимальный режим встреч с детьми — не реже одного раза в месяц. При этом необходимо закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий, во время режимных моментов (например, собираясь с детьми на прогулку, хорошо обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счётчика электроэнергии начинает крутиться медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать стол, аккуратно обращаться со столовыми приборами; выключать воду после мытья рук; не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.) Один из вариантов работы по программе (при ограниченности времени или в силу других причин) — включить материал программы в содержание разных образовательных областей.

2. Календарно - тематическое планирование

№ п/п

общий

Тема занятия Изменение тематики занятия в соответствии с запросом ребенка Дата

проведения занятия Корректировка дат

Тема месяца, ее цели, задачи

1. Труд — продукт (товар)

1. У каждого человека должно быть

интересное дело.

Название ситуации месяца: Мой дом - детский сад.

Цель: 1. Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий, интерес к их деятельности.

2. Воспитывать уважение к профессиям членов семьи ребёнка, гордость за их труд, профессиональные достижения. Подвести к пониманию того, что родители заботятся о материальном благополучии своей семьи и особенно детей.

3. Формировать представления о том, что всякий труд по чётен, важен и необходим, что любая профессия украшает человека, если человек хорошо трудится и знает своё дело.

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Картинки с изображением людей разных профессий за работой, стихотворение С. В. Михалкова «А что у вас?».

2. Почему все взрослые работают?

Цель: 1. Воспитывать у детей уважение к результатам труда других людей, бережное отношение к вещам (игрушкам, книгам).

2. Развивать представления детей о профессиях.

3. Когда продукт труда превращается в товар

Название ситуации месяца: Я живу в городе Иланском Красноярского края.

Цель: 1. Воспитывать уважение к результатам труда людей,

бережное отношение ко всему, что даётся детям для игр и других занятий.

2. Подвести детей к пониманию того, что вещи должны жить долго и радовать людей.

3. Дать детям представление о том, как товар попадает к потребителю.

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Иллюстрации на тему «Как товар приходит к покупателю»

4. Ценность и украшение товара —

его качество

Цель: 1. Воспитывать уважительное отношение к результатам любого труда, вложенного в изготовление вещи часто не одним человеком, а многими людьми.

2. Подвести детей к пониманию того, что товар бывает разного качества и в разных жизненных ситуациях людям необходимы вещи разного качества.

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Посуда разного качества (разного сорта, книги разного качества издания — детские книжки в мягком переплёте и подарочные издания и т. п. (можно принести старые игрушки, которыми играли ещё родители воспитанников группы (при условии, что они в хорошем состоянии); сказка К. И. Чуковского «Федорино горе».

5. Менеджер — интересная профессия

Название ситуации месяца: Я житель земного шара.

Цель: 1. Познакомить детей с профессией менеджер.

2. Воспитывать интерес и уважение к профессии менеджера, желание узнать о ней как можно больше.

3. Организовать (по возможности) встречу с представителем данной профессии.

6. Продолжаем знакомиться с профессией менеджер

Цель: 1. Продолжать воспитывать интерес к профессии менеджер, уважительное отношение к людям этой профессии.

2. Закреплять знания о данной профессии, полученные

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Пластилин жёлтого или белого цвета.

7. Сколько заработал, столько и купил

Цель: 1. Учить детей делать покупки с учётом заработанных

денег, формировать умение соотносить свои желания со своими возможностями в условиях игровой ситуации.

2. Воспитывать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата. Пояснить, что только качественный товар имеет высокую цену (стоимость).

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Материалы, необходимые для рисования и изготовления аппликации; бумажные «деньги» достоинством в 10 и 20 рублей,

ценники с разными цифрами (не выше 20).

8. Деньги, цена (стоимость)

1. Что такое деньги?

Название ситуации месяца: Волшебница зима. Новый год. Рождество.

Цель: Развивать представления детей о понятии «деньги», об их назначении, источнике происхождения ( труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не даёт).

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Настоящие деньги разного достоинства ( купюры: 10, 50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей).

9. Что такое цена?

Цель: 1. Закреплять понятия «монеты», «купюры, «деньги».

2. Знакомить детей с понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник».

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Явно дорогие товары (фотоаппарат, конструктор «ЛЕГО», заводные игрушки и т. п.) и более дешёвые товары (несколько

разных пластмассовых игрушек, ручка, ластик, альбом и др.) или картинки с их изображением

10. Чем лучше качество, тем дороже вещь

Название ситуации месяца: Мальчики и девочки.

Цель: 1. Закреплять понятия «дорогой», «дешёвый»; понятие о том, что все товары имеют разную цену (стоимость).

2. Подвести детей к пониманию взаимосвязи цены и качества товара (качественные товары стоят дорого).

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Товары одного вида, но разного качества и сорта (например, чашка с блюдцем обыкновенные и дизайнерские) или

картинки с их изображением.

11. Откуда у людей берутся деньги

Цель: 1. Обогащать знания детей о профессиях. 2. Подвести детей к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться.

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Иллюстрации с изображением людей разных профессий.

12. Что было, когда не было денег

Название ситуации месяца: Моя семья, мои корни.

Цель: 1. Обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег.

2. Дать детям представление о понятии «заменители» денег (самые разнообразные предметы, товары, представляющие ценность для людей); о первых деньгах — монетах, бумажных деньгах; о понятии «бартер».

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Иллюстрации, книги, энциклопедические данные, доступные детям 5–7 лет. Основной материал — книга «Деньги»,

главы «И это деньги», «Первые монеты», «Первые бумажные

деньги». Энциклопедия для детей.

13. Что такое бюджет семьи?

Цель: 1. Познакомить детей с понятием «бюджет семьи».

2. Обогащать представления детей о бедных и богатых.

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Картинки с изображением членов семьи; диаграмма наглядного распределения семейного бюджета (круг с секторами).

14. Бюджет моей семьи

Название ситуации месяца: Изобретатели и фантазеры.

Цель: 1. Закреплять понятие «бюджет семьи».

2. Подвести детей к пониманию того, что у каждой семьи — свой доход.

3. Расширять представление детей о богатых и бедных.

4. Закреплять понятие «династия».

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Стихотворение «А что у вас?» С. В. Михалкова.

15. Реклама: желания и возможности

Зачем нужна реклама

Цель: 1. Познакомить детей с понятием «реклама» — одним

из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни.

2. Вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, её назначению.

3. Определить имеющиеся у детей представления о рекламе.

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Яркие рекламные буклеты, листки, книги, в которых

есть реклама.

16. Какой бывает реклама

Название ситуации месяца: Космос. Я часть вселенной.

Цель: 1. Расширять у детей представления о рекламе.

2. Познакомить с новыми видами рекламы — щитовой

и на транспорте.

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Фотографии щитовой рекламы вдоль шоссейной дороги и рекламы на транспорте.

17. Работа с рекламными буклетами

(детского содержания)

Цель: 1. Закреплять понятия «рекламоизготовитель», «рекламораспространитель», «рекламодатель» : вся реклама делается для взрослых, даже реклама товаров для детей, так как

деньги есть только у взрослых.

2. Подвести детей к пониманию того, что прежде чем что-

то купить, надо обязательно посоветоваться с родителями о целесообразности покупки: нужна ли эта вещь, достаточно ли у родителей денег, чтобы купить понравившуюся игрушку сразу, или надо накопить средства для её приобретения.

Используемый дидактический материал, учебное оборудование: Рекламные листки и буклеты, яркие и привлекательные:реклама детской косметики, игрушек, детской мебели, то есть

товаров для детей (реклама, доступная детскому восприятию).

Организационный раздел

1. Особенности организации РППС среды группы для реализации рабочей программы по данной дисциплине:

1. Программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду.

2. Необходимо создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе : наличие оборудования, пособий, иллюстраций, игр и игрушек, имеющих экономическое содержание, рекламных листков, роликов, альбомов и др.

3. Педагог сам должен быть разумным хозяином в группе, владеющим чувством меры и умеющим вводить элементы экономических знаний в разные виды детской продуктивной деятельности, оценивать детские поступки с позиции их экономической целесообразности, не быть консерватором, а с интересом относиться к разным явлениям рыночных отношений (бизнес, реклама, своё дело, торговля, бартер, конкурсы, азартные игры и пр., понимая их негативные и позитивные стороны, в доступной форме рассказывать о них детям, отвечать на их вопросы.

4. Внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью.

2. Оценочные материалы для проведения мониторинга освоения программы воспитанниками :

Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. — М. : Педагогическое общество России, 2005. Диагностика результатов освоения программы «Тропинка в эконом

Публикации по теме:

Рабочая программа для подготовительной к школе группы на 2017–2018 г. Целевой раздел Содержание № п. п. Наименование Страница 1. I. Целевой раздел 3 2. 1.1. Пояснительная записка 3 3. 1.2. Возрастные особенности 3 4. 1.3.

Рабочая программа для подготовительной к школе группы на 2017–2018 г. Организационный отдел III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Годовой календарный учебный график Содержание Продолжительность Кол-во учебных дней Период учебного года.

Рабочая программа для подготовительной к школе группы на 2017–2018 г. Содержательный раздел II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. УЧЕБНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Развитие речи» Дата № за-ня.

Рабочая программа группы предшкольной подготовки по курсу «Зеленая тропинка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоарбатская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО.

Рабочая программа по ФГОС воспитателя подготовительной группы Составила Лозенко Н. В. Содержание Целевой раздел: 1. Пояснительная записка…. …. 3 2. Перечень основных видов.

Рабочая программа подготовительной группы Цели и задачи рабочей программы Цель Программы - создание условий и организация образовательного процесса, которые позволят: - воспитать.

Рабочая программа подготовительной группы Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы детского сада на основе ОП ДОО в соответствии.

Рабочая программа подготовительной логопедической группы Содержание 1. Целевой раздел 1.1 Обязательная часть - Пояснительная записка - Цели и задачи реализации программы - Принципы формирования.

Рабочая программа воспитателя для подготовительной к школе группы ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Рабочей программы Настоящая рабочая программа разработана.

Рабочая программа воспитателя для подготовительной к школе группы ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Рабочей программы Настоящая рабочая программа разработана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Тропинка в экономику» для подготовительной группы
Опубликовано: 29 октября 2018 в 10:57
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Тропинка в экономику» для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Слепенкова Анна (УИ 1682038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД