Татьяна Муратова
Рабочая программа подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы детского сада на основе ОП ДОО в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № - Ф3
Публикация «Рабочая программа подготовительной группы» размещена в разделах
-«Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержании и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26.
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Устав МБДОУ «Суховской детский сад» (утвержден).
Цель:
-создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребёнком дошкольного детства;
-создания условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями;
-подготовка дошкольников к жизни в современном обществе;
-обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
-Образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности – игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения художественной литературы.
-Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов.
-Самостоятельная деятельность детей.
-Взаимодействие с семьями по реализации образовательной программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
-Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и современном всестороннем развитии каждого ребёнка;
-Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
-Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
-Творческая организация процесса воспитания и обучения;
-Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
-Уважительное отношение к результатам детского творчества;
-Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
-Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметов обучения.
Исходя из поставленных целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:
-Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально – художественной, продуктивной деятельности.
-Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
-Обеспечит психолого – педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
-Реализовать формы их организации совместной взросло – детской (партнёрской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями.
-
Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
-Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
-Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально – ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
Сроки реализации Рабочей программы :
2017 – 2018 учебный год (сентябрь 2017 – июнь 2018года).
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (смотреть п. 14 ФГОС ДО);
-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативных детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Организации с семьёй;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:
Культурно – исторический подход.
Личностный подход.
Деятельностный подход.
Ожидаемые результаты освоения Рабочей программы.
При реализации Рабочей программы я провожу оценку индивидуального развития детей. Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такую оценку произвожу в рамках педагогической деятельности (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики я использую для решения следующих образовательных задач:
-Индивидуализации образования
-Оптимизации работы с группой детей.
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми.
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе детского сада. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 6 – 7 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных способностей.
Комплексно – тематическое планирование.
(Приложение №1)
Режим дня: тёплый, холодный.
(Приложение №2)
Расписание образовательной деятельности
(Приложение №3)
Возрастные особенности детей группы.
В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать в сюжетно – ролевых играх сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложные, обретают смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно – творческие способности к изобразительной деятельности.
Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Данный вид деятельности важен для углубления пространственных представлений.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.
Продолжает развиваться речь, её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширенный словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. У детей развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.
В этом году у детей группы завершается дошкольный возраст.
Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, с освоением форм позитивного общения с людьми, с развитием половой идентификации, с формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.
Содержание образовательной деятельности.
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определённые направления развития и образования детей.
(Приложение №4)
Организация и формы содействия с родителями (законными представителями).
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка Конвенция о правах ребёнка, а также законы РФ (Конституция РФ, Законы «Об образовании», «об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной Рабочей программе :
-Право ребёнка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
-Бережное отношение к индивидуальности каждого ребёнка, особенностям его развития;
-Право ребёнка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений, отсутствия заботы или небрежного обращения;
-Взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребёнка;
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта воспитания детей. Я в своей работе с семьё й использую разные формы:
-Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год).
-Консультации для родителей.
-Ежедневное открытое общение с родителями.
-Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей.
-Организация тематических праздников с участием детей и родителей.
Вся эта работа стала традицией нашей группы.
Социальный портрет группы.
(Приложение №5)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планируемые результаты освоения программы).
К семи годам:
-Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства
-способен договариваться учитывать интересы и чувства других, сопереживать
-неудачам и порадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
-обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
-высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
-складываются предпосылки грамотности
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
-способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
-правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
-проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет.
-знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
-способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми.
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе детского сада. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 6 - 7 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных способностей.
Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Для выполнения этих условий необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы :
-Обеспечение эмоционального благополучия для каждого ребёнка.
-Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.
-Развитие у детей самостоятельности.
-Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
-Создание условий для развития познавательной деятельности.
-Создание условий для развития проектной деятельности.
-Создание условий для самовыражения средствами искусства.
-Создание условий для физического развития.
Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы, необходимо создание и постоянное обновление развивающей предметно – пространственной среды в группе.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды (РППС).
(Приложение №6)
Методическое обеспечение Рабочей программы, средства обучения и воспитания.
(Приложение №7)
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Она предназначена для детей 6 – 7 лет и рассчитана на 40 недель.
Рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
РАЗДЕЛ 1
«Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья»
Раздел предназначен для формирования целостного представления о природе родного края и воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
(Приложение №8)
Раздел 2 «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»
Раздел предназначен для формирования основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно-смыслового отношения к своей малой родине – Омскому Прииртышье, ее прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.
(Приложение №9)
РАЗДЕЛ 3
«Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»
Раздел предназначен для формирования интереса к труду взрослых путем первоначального ознакомления с основами экономики Омской области.
(Приложение №10)
РАЗДЕЛ 4
«Введение в мир культуры Омского Прииртышья»
Содержание раздела «Культура Омского Прииртышья» может быть использовано для формирования у детей дошкольного возраста представлений:
- о бытовой, театральной, и художественной культуре родного края;
-о самобытности культуры родного края, ее взаимосвязи с природой, историей и культурой страны;
- о физической культуре родного края.
(Приложение №11)
РАЗДЕЛ 5
«Введение в мир литературы Омского Прииртышья»
Раздел «Введение в мир литературы Омского Прииртышья» предназначен для формирования у детей ценностного представления о литературе Омского Прииртышья, поддержания интереса и стремления к знакомству с новыми современными произведениями Омских писателей и поэтов, для использования литературного опыта в развитии творческой речевой деятельности детей.
(Приложение №12
Дополнительные приложения.
-Конспекты НОД; (13)
-Описание игр и упражнений; (14)
-Сценарии мастер – классов, утренников, консультаций для родителей; (приложение №15)
-приложение №1 6 Распорядок дня в ненастную погоду
В ненастную погоду прогулку можно заменить :
подвижными играми, играми спортивного характера, работа с книгой, строительно-конструкторскими играми, дидактическими играми, театрализованными играми.
Данные игры подбираются согласно возрастным особенностям.
-интернет-ресурс: irooo.ru; gorkov_obrazov@mail.ru ;https://dssukhoe.gork.obr55.ru;