Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа на учебный год по развитию детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
РАЗДЕЛ 1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Отличительные особенности программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Принципы и подходы к формированию программы по развитию детей младшей группы
1.5. Значимые для разработки рабочей программы с. Мамонтово характеристики
1.6. Возрастные особенности воспитанников
1.7. Планируемые результаты освоения программы
1.8. Целевые ориентиры
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
1.9. Система оценки результатов освоения программы
РАЗДЕЛ 2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми
2.1.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
2.2. Региональный компонент
2.3. Взаимодействие взрослых и детей
2.4. Взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей дошкольного возраста…
2.5. Преемственность в работе
2.6. Взаимодействие с социумом
2.7. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы
РАЗДЕЛ 3. Организационный раздел
3.1. Материально–техническое обеспечение
3.2. Описание методических материалов и средств обучения и воспитания
3.3. Режим дня
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.5. Сложившиеся традиции
3.6 Кадровые условия реализации программы
РАЗДЕЛ 4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация программы
4.2. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обес-печивающих её реализацию нормативно - правовых, финансовых, научно - методических, кадровых, информационных и материально - технических ресурсов
4.3. Перечень нормативных и нормативно – методических документов
4.4. Лист изменений и дополнений
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей младшей группы № 10 разработана в соответствии с программой МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края (далее – программа, а также с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона. Программа является основным инструментом нормирования и планирования образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Берёзка» с. Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края (далее ДОУ, призванного обеспечить введение в реализацию Стандарта.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитив-ной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми докумен-тами:
- Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Феде-рации»(пункты 9,22 статьи 2, статья 12; пункты 1, 2, 4, 5, 6, 8 статьи 14; пункт 3 статьи 18);
- Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государст-венного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. № 1155;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеоб-разовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвер-жден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373.
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразова-тельным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года г. № 28 г. Москва от «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2
- Уставом МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово.
Обязательная часть программы разработана на основе Основной образовательной програм-мы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2018. – 368с.
Обязательная часть Программы, формируемая на основе комплексного подхода, обеспечи-вает развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Вариативной частью Программы разработана на основе следующих парциальных про-грамм:
• И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста — Сан. Пет. : «Композитор», 1999. — 83 с.
• Программа образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» с. Мамонтово по физическому развитию «Физическая культура в детском саду на улице. Младшая группа» (для занятий с детьми 3-4 лет).
Программы реализует принципы ФГОС ДО и раскрывается через представление общей модели образовательной деятельности, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.
Программы включают три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть, часть, формируемая участниками образовательных отношений, а также дополнительный раздел.
Программы предусматривают возможность внесения корректив в случае изменения нормативной базы, рекомендаций и предписаний контрольно-надзорных органов, изменений в образовательной деятельности.
1.2. Отличительные особенности Программы
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уваже-ние к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традици-онных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получе-нию знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последую-щей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Особенности структуры Программы
Наиболее существенной структурной характеристикой программы является принцип подачи материала – содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого- педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Простота введения вариативной части
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса) – учиты-вать видовое разнообразие МБДОУ, приоритетные направления, и пр.
Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность включена во все образовательные области. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необхо-димость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родите-лями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать об-щеобразовательную программу дошкольного образования.
Технологичность программы
Большим преимуществом программы является ее технологичность и успешность примене-ния в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовке педа-гогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющим соответствую-щую государственным требованиям квалификацию, на существующей у МБДОУ материаль-но-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.
1.3. Цели и задачи программы
Обязательная часть
Программа младшей группы №10 сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошко-льного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного об-разования).
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной программы дошкольного образования сформулированы в соответствии:
- с ФГОС дошкольного образования;
- Уставом ДОУ;
- «От рождения до школы» (авторы редактор АНО ВПО «Московской педагогической ака-демии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, за-служенный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова Т. С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник народного просвеще-ния СССР, Отличник народного просвещения РСФСР М. А. Васильева);
- на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребно-стей детей и родителей (законных представителей, социума, в котором находится ДОУ.
Цель программы : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребен-ком дошкольного детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к каждому ребенку;
• формирование общей культуры личности;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Для достижения поставленных задач первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем разви-тии каждого ребенка.
2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос-питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициа-тивными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями каждого ребен-ка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного уч-реждения и семьи.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя:
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
• Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
• Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре
• Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям
• Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
• Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме
Программа образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» с. Мамонтово по физическому разви-тию «Физическая культура в детском саду на улице. Младшая группа» (для занятий с детьми 3-4 лет) :
Цель - создание благоприятных условий для физического развития детей младшего дошкольного возраста на улице, через организацию подвижных игр на прогулке.
Задачи:
создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
развитие физических качеств воспитанников;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Региональный компонент
Цель: становление духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций, эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию через мир искусства родного края, создание условий для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала.
Задачи:
• Пробуждать устойчивый интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
• Создать комплекс условий для активного освоения ребенком культуры родного народа, в котором пространство взаимодействия с миром расширяется с учетом возрастных особенностей, развивающихся личностных ценностей и свободы выбора сферы интересов.
• Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
• Способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному краю.
• Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
1.4. Принципы и подходы к формированию основной рабочей программы по развитию детей младшей группы №10
Обязательная часть
Программа построена в соответствии с принципами и подходами, предъявляемыми ФГОС дошкольного образования:
• Поддержки разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности;
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• Уважения к личности ребенка;
• Реализация Программы в формах являющиеся ведущими для периода дошкольного дет-ства.
В программе учтены общие принципы, изложенные в основной общеобразовательной про-грамме дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (см. с. 11-13 основной образовательной программы ДО «От ро-ждения до школы»)
В программе отражены принципы, декларируемые педагогами группы :
Принцип управляемости реализацией программы
Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
Принцип системности
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является раз-витие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуальны-ми особенностями.
Принцип компетентного подхода.
Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой зна-ний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка.
Принцип интеграции.
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе взаимодействия образова-тельных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
Игровой принцип.
Заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует же-сткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную дея-тельность.
Принцип комплектно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса.
Осуществляется через реализацию совместных проектов, тематических, событийных праздников, развлечений.
Принцип мобильности.
Предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в группе и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
Принцип этнопедагогического подхода.
Учитывает специфику национальных и социокультурных условий Алтайского края
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Принципы реализации программы
• тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям;
• контрастного сопоставления репертуара;
• адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо - физиологических особенностей каждого ребенка
• синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.
Программа образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного об-разовательного учреждения детский сад «Берёзка» с. Мамонтово по физическому развитию «Физическая культура в детском саду на улице. Младшая группа» (для занятий с детьми 3-4 лет) :
Принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательной деятельности детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
принцип адекватных возрасту форм работы с детьми; основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Региональный компонент
Принципы и подходы:
• Системность и непрерывность.
• Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрос-лых.
• Свобода индивидуального личностного развития.
• Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
• Принцип регионализации (учет специфики региона)
1.5. Значимые для разработки рабочей программы характеристики
Наполняемость групп
Наименование группы Возрастная категория Направленность групп Количество детей
Младшая группа №10 от 3 до 4 лет Общеразвивающая 25
Распределение детей по гендерной принадлежности
Наименование группы Пол ребенка
мальчики девочки
Наименование группы 15 10
Соотношение мальчиков и девочек в группе : 58% - мальчики, 42% - девочки, то есть в ген-дерном составе преобладают мальчики.
Село Мамонтово находится на территории Алтайского края, поэтому особенностью осуществления образовательной деятельности в детском саду «Берёзка» с. Мамонтово является решение задач по ознакомлению детей с традициями, праздниками, природой и народным творчеством Алтайского края.
Такие климатические особенности Алтайского края, как продолжительная (около 5 месяцев) с низкими температурами зима, укороченные весна и осень оказывают влияние на организацию образовательной деятельности с детьми, ее содержание, тематику совместной деятельности, организацию прогулок детей на свежем воздухе.
В группе общеразвивающей направленности осуществляется образовательная деятельность детей младшего возраста, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.