Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа на учебный год по развитию детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
РАЗДЕЛ 1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Отличительные особенности программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Принципы и подходы к формированию программы по развитию детей младшей группы
1.5. Значимые для разработки рабочей программы с. Мамонтово характеристики
1.6. Возрастные особенности воспитанников
1.7. Планируемые результаты освоения программы
1.8. Целевые ориентиры
Публикация «Рабочая программа на учебный год по развитию детей младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1.9. Система оценки результатов освоения программы
РАЗДЕЛ 2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми
2.1.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
2.2. Региональный компонент
2.3. Взаимодействие взрослых и детей
2.4. Взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей дошкольного возраста…
2.5. Преемственность в работе
2.6. Взаимодействие с социумом
2.7. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы
РАЗДЕЛ 3. Организационный раздел
3.1. Материально–техническое обеспечение
3.2. Описание методических материалов и средств обучения и воспитания
3.3. Режим дня
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.5. Сложившиеся традиции
3.6 Кадровые условия реализации программы
РАЗДЕЛ 4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация программы
4.2. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обес-печивающих её реализацию нормативно - правовых, финансовых, научно - методических, кадровых, информационных и материально - технических ресурсов
4.3. Перечень нормативных и нормативно – методических документов
4.4. Лист изменений и дополнений
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей младшей группы № 10 разработана в соответствии с программой МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края (далее – программа, а также с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона. Программа является основным инструментом нормирования и планирования образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Берёзка» с. Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края (далее ДОУ, призванного обеспечить введение в реализацию Стандарта.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитив-ной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми докумен-тами:
- Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Феде-рации»(пункты 9,22 статьи 2, статья 12; пункты 1, 2, 4, 5, 6, 8 статьи 14; пункт 3 статьи 18);
- Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государст-венного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. № 1155;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеоб-разовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвер-жден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373.
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразова-тельным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года г. № 28 г. Москва от «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2
- Уставом МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово.
Обязательная часть программы разработана на основе Основной образовательной програм-мы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2018. – 368с.
Обязательная часть Программы, формируемая на основе комплексного подхода, обеспечи-вает развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Вариативной частью Программы разработана на основе следующих парциальных про-грамм:
• И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста — Сан. Пет. : «Композитор», 1999. — 83 с.
• Программа образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» с. Мамонтово по физическому развитию «Физическая культура в детском саду на улице. Младшая группа» (для занятий с детьми 3-4 лет).
Программы реализует принципы ФГОС ДО и раскрывается через представление общей модели образовательной деятельности, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.
Программы включают три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть, часть, формируемая участниками образовательных отношений, а также дополнительный раздел.
Программы предусматривают возможность внесения корректив в случае изменения нормативной базы, рекомендаций и предписаний контрольно-надзорных органов, изменений в образовательной деятельности.
1.2. Отличительные особенности Программы
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уваже-ние к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традици-онных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получе-нию знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последую-щей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Особенности структуры Программы
Наиболее существенной структурной характеристикой программы является принцип подачи материала – содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого- педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Простота введения вариативной части
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса) – учиты-вать видовое разнообразие МБДОУ, приоритетные направления, и пр.
Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность включена во все образовательные области. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необхо-димость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родите-лями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать об-щеобразовательную программу дошкольного образования.
Технологичность программы
Большим преимуществом программы является ее технологичность и успешность примене-ния в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовке педа-гогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющим соответствую-щую государственным требованиям квалификацию, на существующей у МБДОУ материаль-но-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.
1.3. Цели и задачи программы
Обязательная часть
Программа младшей группы №10 сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошко-льного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного об-разования).
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации образовательной программы дошкольного образования сформулированы в соответствии:
- с ФГОС дошкольного образования;
- Уставом ДОУ;
- «От рождения до школы» (авторы редактор АНО ВПО «Московской педагогической ака-демии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, за-служенный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова Т. С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник народного просвеще-ния СССР, Отличник народного просвещения РСФСР М. А. Васильева);
- на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребно-стей детей и родителей (законных представителей, социума, в котором находится ДОУ.
Цель программы : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребен-ком дошкольного детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к каждому ребенку;
• формирование общей культуры личности;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Для достижения поставленных задач первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем разви-тии каждого ребенка.
2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос-питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициа-тивными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями каждого ребен-ка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного уч-реждения и семьи.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя:
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
• Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
• Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре
• Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям
• Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
• Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме
Программа образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» с. Мамонтово по физическому разви-тию «Физическая культура в детском саду на улице. Младшая группа» (для занятий с детьми 3-4 лет) :
Цель - создание благоприятных условий для физического развития детей младшего дошкольного возраста на улице, через организацию подвижных игр на прогулке.
Задачи:
создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
развитие физических качеств воспитанников;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Региональный компонент
Цель: становление духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций, эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию через мир искусства родного края, создание условий для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала.
Задачи:
• Пробуждать устойчивый интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
• Создать комплекс условий для активного освоения ребенком культуры родного народа, в котором пространство взаимодействия с миром расширяется с учетом возрастных особенностей, развивающихся личностных ценностей и свободы выбора сферы интересов.
• Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
• Способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному краю.
• Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
1.4. Принципы и подходы к формированию основной рабочей программы по развитию детей младшей группы №10
Обязательная часть
Программа построена в соответствии с принципами и подходами, предъявляемыми ФГОС дошкольного образования:
• Поддержки разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности;
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• Уважения к личности ребенка;
• Реализация Программы в формах являющиеся ведущими для периода дошкольного дет-ства.
В программе учтены общие принципы, изложенные в основной общеобразовательной про-грамме дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (см. с. 11-13 основной образовательной программы ДО «От ро-ждения до школы»)
В программе отражены принципы, декларируемые педагогами группы :
Принцип управляемости реализацией программы
Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
Принцип системности
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является раз-витие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуальны-ми особенностями.
Принцип компетентного подхода.
Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой зна-ний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка.
Принцип интеграции.
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе взаимодействия образова-тельных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
Игровой принцип.
Заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует же-сткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную дея-тельность.
Принцип комплектно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса.
Осуществляется через реализацию совместных проектов, тематических, событийных праздников, развлечений.
Принцип мобильности.
Предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в группе и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
Принцип этнопедагогического подхода.
Учитывает специфику национальных и социокультурных условий Алтайского края
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Принципы реализации программы
• тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям;
• контрастного сопоставления репертуара;
• адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо - физиологических особенностей каждого ребенка
• синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.
Программа образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного об-разовательного учреждения детский сад «Берёзка» с. Мамонтово по физическому развитию «Физическая культура в детском саду на улице. Младшая группа» (для занятий с детьми 3-4 лет) :
Принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательной деятельности детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
принцип адекватных возрасту форм работы с детьми; основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Региональный компонент
Принципы и подходы:
• Системность и непрерывность.
• Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрос-лых.
• Свобода индивидуального личностного развития.
• Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
• Принцип регионализации (учет специфики региона)
1.5. Значимые для разработки рабочей программы характеристики
Наполняемость групп
Наименование группы Возрастная категория Направленность групп Количество детей
Младшая группа №10 от 3 до 4 лет Общеразвивающая 25
Распределение детей по гендерной принадлежности
Наименование группы Пол ребенка
мальчики девочки
Наименование группы 15 10
Соотношение мальчиков и девочек в группе : 58% - мальчики, 42% - девочки, то есть в ген-дерном составе преобладают мальчики.
Село Мамонтово находится на территории Алтайского края, поэтому особенностью осуществления образовательной деятельности в детском саду «Берёзка» с. Мамонтово является решение задач по ознакомлению детей с традициями, праздниками, природой и народным творчеством Алтайского края.
Такие климатические особенности Алтайского края, как продолжительная (около 5 месяцев) с низкими температурами зима, укороченные весна и осень оказывают влияние на организацию образовательной деятельности с детьми, ее содержание, тематику совместной деятельности, организацию прогулок детей на свежем воздухе.
В группе общеразвивающей направленности осуществляется образовательная деятельность детей младшего возраста, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.