Татьяна Федотова
Рабочая программа курса математики для учащихся 8 класса «Математика. Интеллект. Творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика, интеллект, творчество» составлена на основе авторской программы Клюшниковой Светланы Николаевны, учителя математики первой категории, д. Тимошино
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
• Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Публикация «Рабочая программа курса математики для учащихся 8 класса „Математика, Интеллект, Творчество“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
• Устав МБОУ «СОШ №34».
• Положение о рабочей программе «МБОУ СОШ №34»
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Курс предназначен для учащихся 8 класса
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
- доступности,
- преемственности,
- перспективности,
- развивающей направленности,
- учёта индивидуальных способностей,
- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Цели:
1. формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.
2. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач;
- повышать интерес к математике
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие.
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Планируемые результаты освоения курса
В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике, подготовиться к государственной итоговой аттестации.
В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен: Обучающиеся должны знать:
• Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства линейной функции, признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, 11.,7;
• методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;
• способы преобразования алгебраических выражений;
• основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
• методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
• свойства функции;
Обучающиеся должны уметь:
• применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;
• применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;
• применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;
• строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;
• записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства;
• решать числовые ребусы, задачи на четность, делимость чисел, задачи на составление уравнений,
• строить графики линейных и кусочно-заданных функций,
• разрабатывать и проводить математические игры и праздники;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса
«Математика, интеллект, творчество»
1. Занимательные задачи (10 ч)
Математические софизмы. Фокусы и головоломки на плоскости. Тренинг внимания.
Элементы теории множеств и математической логики. Системы уравнений и методы их решения. Головоломки в картинках. Абсолютная величина Логические задачи. Поиск закономерностей. Логические задачи. Поиск закономерностей.
.
2. Алгебраические задачи (11ч)
Решение логических задач. Головоломки со спичками. Творчество. Методы решения творческих задач. Задачи на равномерное движение. Приемы развития воображения. Решение задач с помощью уравнений. Старинные задачи. Решение задач на проценты. Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Диагностика пространственного воображения.
3. Практическая геометрия (8 ч)
Решение задач на разрезание. Решение вероятностных задач. Геометрические задачи. Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Походная тригонометрия без формул и таблиц. Геометрические построения. Способы планирования и проведения наблюдений и исследований в геометрии
4. Информация (5 ч) Роль информации в жизни человека. Представление информации в различных видах.
Тематическое планирование курса
«Математика. Интеллект, творчество»
№п/п Название разделов Количество часов
1 Занимательные задачи 9
2 Алгебраические задачи 11
3 Практическая геометрия 8
4 Информация. 5
33
Приложение №1
к рабочей программе
Календарно- тематическое планирование
курса «Математика, интеллект, творчество»
№ п\п Содержание занятий Количество часов Дата
I. Занимательные задачи 9 часов
1 Математические софизмы 1 час 07.09
2 Фокусы и головоломки на плоскости. Тренинг внимания. 1 час 14.09
3 Простейшие преобразования графиков.
1 час 21.09
4 Элементы теории множеств и математической логики. 1 час 28.09
5 Системы уравнений и методы их решения. Тренинг зрительной памяти. 1 час 05.10
6 Головоломки в картинках 1 час 12.10
7 Судоку. Японская головоломка. 1 час 19.10
8 Абсолютная величина.
1 час 26.10
9 Логические задачи. Поиск закономерностей. 1 час 09.11
II. Алгебраические задачи 11 часов
10 Творчество. Методы решения творческих задач. 1 час 16.11
11 Задачи на равномерное движение. Приемы развития воображения. 1 час 23.11
12 Задачи на расход материалов и денежных средств. 1 час 30.11
13 Решение задач с помощью уравнений 1 час 07.12
14 Решение задач на проценты 1 час 14.12
15 Старинные задачи. Тренинг воображения. 1 час 21.12
16 Решения задач по теории вероятностей. 1 час 11.01
17 Решение задач с помощью системы уравнений. 1 час 18.01
18 Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Диагностика пространственного воображения. 1 час 25.01
19 Классические задачи 1 час 01.02
20 Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. 1 час 08.02
III. Практическая геометрия 8 часов
21 Простейшие геометрические задачи. 1 час 15.02
22 Геометрия в лесу. Геометрия у реки.
Решение задач. 1 час 22.02
23 Геометрия в открытом поле. Площадь участка. 1 час 01.03
24 Геометрия в дороге. Решение задач. 1 час 15.03
25 Походная тригонометрия без формул и таблиц. 1 час 22.03
26 Методы решения изобретательских задач. Практикум изобретателя. 1 час 05.04
27 Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия. 1 час 12.04
28 Геометрические построения. Способы планирования и проведения наблюдений и исследований в геометрии. 1 час 19.04
IV. Информация. 5 часов
29 Роль информации в жизни человека. Представление информации в различных видах. 1 час 26.04
30 Роль информации в жизни человека. Представление информации в различных видах. Компьютерный практикум. 1 час 03.05
31 Выполнение собственной творческой работы. 1 час 10.05
32 Компьютерный практикум 1 час 17.05
33 Итоговое занятие. Проекты-презентации. 1час 24.05
33 часа