Анна Трусова
Программа кружка «Радуга творчества» (для учащихся 1–2 класса)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Радуга творчества»
1. Пояснительная записка.
Программа кружка «Радуга творчества» рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в учебном году, курс носит интегрированный характер.
Публикация «Программа кружка „Радуга творчества“ (для учащихся 1–2 класса)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Радуга, радужные идеи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа способствует овладению учащимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического и логического мышления, формированию первоначальных представлений о мире профессий, воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа кружка «Радуга творчества» состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают виды швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
1.1 Цель кружка : воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами кружка являются :
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п., интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
1.2 Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “ Радуга творчества ”
Иметь представление: - о проектной деятельности в целом и её основных этапах; - о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная, композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать: - правила ТБ; - название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла, контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль, приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; - правила общения;- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; - что такое деталь (составная часть изделия); - что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными; - основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота); - виды материалов; - последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки: сгибание и по шаблону; - способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек; - виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь: - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета); - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - различать материалы по их назначению; - различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; - читать простейший чертёж (эскиз); - качественно выполнять изученные операции и приё мы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами; - безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); - выполнять правила культурного поведения в общественных местах; - выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т. д.).
Общетрудовые умения: Самостоятельно: - анализировать предложенное учебное задание; - организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления; - экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; - обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; - выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз, схему.
С помощью учителя:- выбирать темы для практических работ; - формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; - выдвигать возможные способы их решения;- доказывать своё мнение.
2. Учебно-тематический план.
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1,2 Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. 2
3,4 Аппликация из бумаги «Клубничка». 2
5,6 Цветы из салфеток «Гвоздика. Одуванчик.». 2
7,8 Геометрическая мозаика «Собака», «Мышка». 2
9,10 Пластическая аппликация из мятой бумаги «Груша», «Яблоко». 2
11,12 Игрушка –сувенир «Белка». 2
13-15 Игрушка – сувенир «Мишутка.» 3
16-18 Игрушка – сувенир «Зайка». 3
19-20 «Мышка-коробочка» из картона. 2
21-23 Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. «Цветы» -выклеивание из ниток. 3
24,25 Болгарский сувенир “Куколки-мартинички”. 2
26 Игрушка-сувенир из ниток «Колобок». 1
27,28 Игрушка-сувенир из ниток «Мохнатый домовенок». 2
29,30 Игрушка-сувенир из ниток «Утенок». 2
31-33 Сувениры из ткани. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов. 3
34-36 Сувениры из ткани. Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). 3
37,38 Игрушка- подвеска из ткани и меха «Львёнок». 2
39-41 Сувенир из ткани и меха «Сова». 3
42-43 Аппликация из ткани. «Цветы в вазе из драпа». 2
44,45 Панно «Цветы из атласной ленты». 2
46-48 Сувенир «Грелка-петушок из сукна». 3
49-51 Сувенир из ткани. «Игольница-подушка». 3
52,53 Сувенир из ткани «Матрешка». 2
54-56 Сувенир из ткани «Лошадка». 3
57-59 Мягкая игрушка «Котёнок» 3
60-62 Беседа об истории лоскутной техники. Шитьё коврика из различной ткани. 3
63-65 Беседа об истории вязания на спицах. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление игрушки «Тюлень». 3
66 Подведение итогов. Выставка работ и защита проектов. 1
Итого: 34
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата проведения по плану Дата проведения по факту Тема Содержание Кол-во часов Примечание
1,2 Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. 2
3,4 09.09.11. Аппликация из бумаги «Клубничка». Плетение прямых полос. 2
5,6 16.09.11. Цветы из салфеток «Гвоздика. Одуванчик.». Вырезание, сминание. 2
7,8 23.09.11. Геометрическая мозаика «Собака», «Мышка». Плоскостные композиции из бумаги. Геометрическая мозаика. 2
9,
10 30.09.11. Пластическая аппликация из мятой бумаги «Груша», «Яблоко». Плоскостные композиции из бумаги. Пластическая аппликация из мятой бумаги. 2
11,
12 07.10.11. Игрушка –сувенир «Белка». Игрушки - сувениры из бумаги и картона. 2
13-15 14.10.11. Игрушка – сувенир «Мишутка.» Игрушки - сувениры из бумаги и картона 3
16,17 21.10.11. Игрушка – сувенир «Зайка». Игрушки - сувениры из бумаги и картона. 2
18,19 28.10.11. «Мышка-коробочка» из картона. Конструирование из картона. 2
20-22 11.11.11. «Цветы» -выклеивание из ниток. Вводное занятие. Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья. Приёмы обращения с нитью. Выклеивание из ниток на основу картона. 3
23,
24 18.11.11. Болгарский сувенир “Куколки-мартинички”. Изготовление игрушек-сувениров из ниток. 2
25 25.11.11. Игрушка-сувенир из ниток «Колобок». Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Пушистые игрушки из ниток. 1
26,
27 02.12.11. Игрушка-сувенир из ниток «Мохнатый домовенок». Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Пушистые игрушки из ниток. 2
28,29 09.12.11. Игрушка-сувенир из ниток
«Утенок». Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Пушистые игрушки из ниток. 2
30-
32 16.12.11. Сувениры из ткани. Техника выполнения ручных швов. Сувениры из ткани. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов: “вперед иголку”, “петельный”, шов “через край”. 3
33-35 23.12.11. Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). Сувениры из ткани. Изготовление салфетки с бахромой. 3
36 30.12.11. Игрушка- подвеска из ткани и меха «Львёнок». Сувениры и игрушки подвески из ткани и меха. Раскрой материала. 1
37,
38 13.01.12. Игрушка- подвеска из ткани и меха «Львёнок». (продолжение работы). Сувениры и игрушки подвески из ткани и меха. Соединение деталей. 2
39 20.01.12. Сувенир из ткани и меха «Сова». Сувениры и игрушки подвески из ткани и меха. Раскрой материала. 1
40-41 27.01.12. Сувенир из ткани и меха «Сова». (продолжение работы). Сувениры и игрушки подвески из ткани и меха. Соединение деталей. 2
42-43 03.02.12. Аппликация «Цветы в вазе из драпа». Аппликация из ткани. 2
44-45 10.02.12. Панно «Цветы из атласной ленты». Панно и картины в подарок. 2
46 17.02.12. Сувенир «Грелка-петушок из сукна». Сувениры из ткани. Раскрой материала. 1
47-48 24.02.12. Сувенир «Грелка-петушок из сукна». (продолжение работы). Сувениры из ткани. Соединение деталей. 2
49 02.03.12. Сувенир «Игольница-подушка». Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. 1
50-51 09.03.12. Сувенир «Игольница-подушка». (продолжение работы). Сувениры из ткани. Отделка игрушки-сувенира мелкими деталями и украшениями. 2
52 16.03.12. Сувенир «Матрешка». Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. 1
53-54 23.03.12. Сувенир «Матрешка». (продолжение работы). Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. Отделка игрушки-сувенира мелкими деталями и украшениями. 2
55 06.04.12. Сувенир «Лошадка». Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. 1
56-57 13.04.12. Сувенир «Лошадка». (продолжение работы). Сувениры из ткани. Раскрой материала. Соединение деталей. Отделка игрушки-сувенира мелкими деталями и украшениями. 2
58 20.04.12. Мягкая игрушка «Котёнок» Сувениры из меха. Раскрой материала. Мягкая игрушка 1
59-60 27.04.12. Мягкая игрушка «Котёнок». (продолжение работы). Сувениры из меха. Мягкая игрушка Отделка игрушки-сувенира мелкими деталями и украшениями. 2
61-62 04.05.12. Шитьё коврика из различной ткани. Беседа об истории лоскутной техники. Шитьё коврика из различной ткани. 2
63-65 11.05.12. Вязание на спицах.
Беседа об истории вязания на спицах. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление игрушки «Тюлень».
3
66 Подведение итогов. Подведение итогов. Выставка работ и защита проектов. 1
4. Учебно-методическое обеспечение.
Геронимус Т. М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.
Геронимус Т. М. “150 уроков труда в 1-4 классах ” - М., Новая школа,1994 г. ; Тула: издательство АРКТОУС, 1996, 1997 г.
Геронимус Т. М. “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах” - М., Новая школа,1994 г. ; Тула: издательство АРКТОУС, 1996, 1997 г.
Геронимус Т. М. “Работаем с удовольствием” - М. : АСТ-ПРЕСС, 1998 г.
Колесник С. В. “Азбука мастерства. 1-4 классы” – Саратов : Лицей, 2005г.
5. Список литературы.
1. Агапова И., Давыдова М. “ Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.
2. Бегун Т. А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т. М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
4. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е. А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”- М. ,1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
9. Перевертень Г. И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
10. Симоненко В. Д. “Технология” - М., 2001 г.