Елена Петрова
Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Красная гвоздика»
городского округа Тольятти
Рабочая программа
кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок
и повышению интереса к художественной литературе
«Сказки - добрые друзья»
Составила:
воспитатель Петрова Е. В
2017-2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2. Актуальность Программы
1.3. Цель Программы
Публикация «Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
1.4. Задачи Программы
1.5. Принципы и подходы формирования Программы
1.6. Ожидаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.2. Приемственность в работе с родителями
2.3. Тематическое планирование
3. Организационный раздел:
3.1. Реализация работы Программы
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
3.3. Делопроизводство
4. Список литературы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа кружковой работы «Дорога в сказку» составлена с учетом ФГОС., построена по тематическому плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить обучающие ситуации.
Программа кружка «Дорога в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображения. А так же направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков.
Программа включает в себя пальчиковые игры, сказки и творческую деятельность в зависимости от темы занятия. Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а так же по-другому взглянуть на окружающий мир.
Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
В дошкольном образовании одним из ведущих мест уделяется коммуникации (развитию речи, поскольку становление речи у ребенка происходит как раз таки в этот период. Все дети разные и у какого-то речевое развитие соответствует возрастным рамкам, а у кого-то немного отстает, в связи с какими-то причинами, поэтому необходима дополнительная помощь в развитии речи у дошкольников. Поэтому хорошим дополнением к основному образованию подойдет метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева.
1.2 Актуальность
В наше время существуют следующие актуальные проблемы:
1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление
личности и другие негативные моменты.
2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение,
рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения,
мышления, активного воспитания добрых чувств.
4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок
чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.
Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя. Но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков. Научить оценивать поведение персонажей и собственное. Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми. На сюжетных народных сказках ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление чёрствости, жестокости, недоброжелательности.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника : словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование, пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями.
Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка, как личности в связи с этим разработана программа «Дорога в сказку», в которой используются различные методики. Работа проводится с детьми старшей группы.
1.3 Цель данной рабочей программы : повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, творческая (креативная) организация кружковой деятельности.
1. 4 Задачи:
Образовательно-развивающие:
Учить детей:
• выделять и называть характерные признаки персонажей;
• эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;
• находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
• интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.
выделять и называть характерные признаки персонажей;
• способствовать развитию творческих процессов памяти, внимания, логического мышления, воображения, эстетического восприятия, фантазии;
• мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказываю сказок, драматизации
Оздоровительные
• Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• Снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей;
• Повышение самооценки
Воспитательные:
• обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, навыков общения со сверстниками;
• воспитывать инновационную выразительность речи, интерес и любовь к сказкам, положительные качества
1.5 Принципы
• Принцип дифференциации;
• Принцип гумманизации;
• Принцип учета возрастных особенностей детей;
• Принцип развивающего образования;
• Принцип практической применимости;
• Принцип гендерного воспитания.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.
Программа составлена с учетом реализации интеграции областей :
1. Чтение художественной литературы, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках сказок и самостоятельной театрализованной деятельности.
2. Художественной творчество, где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету сказки. Рисуют разными материалами по сказки или её персонажей.
3. Познание, где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией разных народов, что послужит материалом входящим в театрализованные игры.
4. Музыка, где дети знакомятся с музыкой к очередной сказки. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
5. Коммуникация, где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция
1. 6 Ожидаемые результаты:
выделять и называть характерные признаки персонажей;
эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;
находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации;
выделять и называть характерные признаки персонажей;
самостоятельному сочинению и пересказываю сказок;
конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, навыкам общения со сверстниками;
разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами
Дети должны знать:
некоторые виды театров;
некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой,
пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном, конусной игрушки.
Дети должны иметь представление:
о театре, театральной культуре;
роли артистов, кукол;
о правилах поведения в театре.
2. Содержательный раздел
2.1 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Формы Направление работы Приемы
Сказкотерапия • работа с содержанием сказки • Разыгрывание сюжета
Заучивание текста сказки
Обыгрывание ситуации
• Предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку
ТРИЗ • рисование
• задания на фланелеграфе Пересказ сказки по рисункам
Представление сюжета
Моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
«намеренная ошибка»;
Инсценированные • «Би-ба-бо»
• настольный театр
• теневой театр
• пальчиковый театр
• обыгрывание сюжета сказки Разыгрывание сюжета с помощью пальчиковых игрушек;
Изучение сказки посредством игрушки;
Проигрывание сказки с помощью теней;
Использование костюмов героев для инсценирования сюжета;
Выполнение действий по указанию детей
Обучение по программе «Дорога в сказку», создает необходимое гармоничное всестороннее развитие детей. Учит их вступать в контакт со сверстниками, не бояться выражать свои эмоции и желания. Способствует развитию монологической и диалогической речи.
2.2 Преемственность в работе с родителями
Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к сказке в семье.
Задачи:
- обсуждать с ребёнком перед чтением или просмотра сказки особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после драматизации – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;
- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения;
- использовать в семье элементы сказкотерапии;
- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов, сказок в домашних условиях;
- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
Опрос
от «___»___ 20___г.
Уважаемый (ая) ___
С целью выявления социального заказа на предоставление дополнительных образовательных услуг в МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика" г. о. Тольятти Самарской области в старшей группе, просим Вас выразить своё согласие (не согласие)
Дополнительная образовательная услуга Согласен Не согласен
Кружковая работа «Дорога в сказку»
Дата «___» 20___г. Роспись ___
2.3 Тематический план
Сентябрь Вводное 3 неделя Организация, подготовка условий.
4 неделя Первое посещение кружка
Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем
искусстве.
Вовлечь детей в увлекательный мир театра.
В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки).
Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе
Октябрь Русская народная сказка «Три медведя»
1 неделя «Введение в искусство»Театральные профессии. Загадки.
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в театр».
2 неделя «Скажи по-разному»
Игры с пальчиками «Дружная семья», «Дружные дети».
Разучить потешку «Вороны».
Этюды с куклами бибабо, «У медведя во бору» (Русская народная
песня).
Игра «Скажи по-разному» (проговаривание диалога с различными
интонациями).
Ребё нок: Мёд в лесу медведь нашел.
Медведь: Мало мёду много пчёл.
3 неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы
4 неделя Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку
НОЯБРЬ Украинская сказка «Колосок»
1 неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы
2 неделя Работа с фланелеграфом
3 неделя Составление рассказа по мнемотаблицам
ДЕКАБРЬ
1 неделя Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку
2 неделя Работа с фланелеграфом
3 неделя Составление рассказа по мнемотаблицам
4 неделя Заключительное занятие по сказке, с помощью театра
ЯНВАРЬ Бурятская сказка «Сорока- воровка»
3 неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы
4 неделя Отгадываем загадки про птиц
Раскрашивание контурных изображений
ФЕВРАЛЬ
1неделя Обыгрывание ситуации с помощью пальчикового театр
2 неделя Групповой пересказ сказки
3 неделя Работа с фланелеграфом
4 неделя Заключительное занятие по сказке, с помощью сказочной
терапии
МАРТ Русская сказка «Теремок»
1неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы
2 неделя Настольный театр
3 неделя Рисование главных героев
4 неделя Отгадываем загадки про главных героев
АПРЕЛЬ Якутская сказка «Непослушный медвежонок»
1неделя Пересказ сказки по ролям
2 неделя Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного
театра
3 неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы
4 неделя Раскрашивание контурного изображения медведя
МАЙ
1неделя Обыгрывание сюжета, с помощью сказочной терапии
2 неделя Групповой пересказ сказки
3 неделя Заключительное занятие по сказке, с помощью теневого т
театра
3. Организационный момент
3. 1 Реализация работы по программе :
Программа реализуется через кружковую работу. Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании внутреннего убранства уголка сказки, который оснащен необходимым оборудованием и материалами, создали костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, они доступны детям и радуют их своим внешним видом Совместно с родителями, проводятся театрализованные представления, праздники, кукольные театры.
Срок реализации кружка – с сентября по май
Способы организации: Обучающие ситуации проводится фронтально, 1 раз в неделю, длительность встречи 25 минут. Программа включает 22 обучающих ситуации.
Форма проведения кружка – обучающие ситуации с элементами театрализации
Средства реализации: Обучающая ситуация строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей.
• Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры.
• Демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация).
• Творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск музыкального сопровождения)
• Ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).
• При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется
право корректировать занятия
3.2 Материально – техническое обеспечение - музыкальный зал, звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр, а/записи, декорации, театральные костюмы, маски, перчаточные куклы, конусные куклы, мягкие игрушки, книги со сказками, ширма, фотографии, картинки, иллюстрации, мультимедиа, ноутбук
3.3 Делопроизводство
• Списки детей, утвержденные заведующим Учреждения.
• Табель посещаемости воспитанников.
• Заявление от родителей.
• Результаты диагностики за время ведения кружка.
• Тематический план
• Примерные парциальные программы
• Отчет о проделанной работе
Список литературы :
1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.
2. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224с.
4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28
6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.
7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.