Папки-передвижки

Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе

Елена Петрова
Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Красная гвоздика»

городского округа Тольятти

Рабочая программа

кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок

и повышению интереса к художественной литературе

«Сказки - добрые друзья»

Составила:

воспитатель Петрова Е. В

2017-2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2. Актуальность Программы

1.3. Цель Программы

Публикация «Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе» размещена в разделах

1.4. Задачи Программы

1.5. Принципы и подходы формирования Программы

1.6. Ожидаемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.2. Приемственность в работе с родителями

2.3. Тематическое планирование

3. Организационный раздел:

3.1. Реализация работы Программы

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

3.3. Делопроизводство

4. Список литературы

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Программа кружковой работы «Дорога в сказку» составлена с учетом ФГОС., построена по тематическому плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить обучающие ситуации.

Программа кружка «Дорога в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображения. А так же направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков.

Программа включает в себя пальчиковые игры, сказки и творческую деятельность в зависимости от темы занятия. Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а так же по-другому взглянуть на окружающий мир.

Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

В дошкольном образовании одним из ведущих мест уделяется коммуникации (развитию речи, поскольку становление речи у ребенка происходит как раз таки в этот период. Все дети разные и у какого-то речевое развитие соответствует возрастным рамкам, а у кого-то немного отстает, в связи с какими-то причинами, поэтому необходима дополнительная помощь в развитии речи у дошкольников. Поэтому хорошим дополнением к основному образованию подойдет метод сказкотерапии.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева.

1.2 Актуальность

В наше время существуют следующие актуальные проблемы:

1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление

личности и другие негативные моменты.

2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение,

рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.

3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения,

мышления, активного воспитания добрых чувств.

4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок

чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.

Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя. Но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков. Научить оценивать поведение персонажей и собственное. Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми. На сюжетных народных сказках ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление чёрствости, жестокости, недоброжелательности.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника : словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование, пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями.

Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка, как личности в связи с этим разработана программа «Дорога в сказку», в которой используются различные методики. Работа проводится с детьми старшей группы.

1.3 Цель данной рабочей программы : повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, творческая (креативная) организация кружковой деятельности.

1. 4 Задачи:

Образовательно-развивающие:

Учить детей:

• выделять и называть характерные признаки персонажей;

• эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;

• находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;

• интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

выделять и называть характерные признаки персонажей;

• способствовать развитию творческих процессов памяти, внимания, логического мышления, воображения, эстетического восприятия, фантазии;

• мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказываю сказок, драматизации

Оздоровительные

• Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• Снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей;

Повышение самооценки

Воспитательные:

• обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, навыков общения со сверстниками;

• воспитывать инновационную выразительность речи, интерес и любовь к сказкам, положительные качества

1.5 Принципы

• Принцип дифференциации;

• Принцип гумманизации;

• Принцип учета возрастных особенностей детей;

• Принцип развивающего образования;

• Принцип практической применимости;

• Принцип гендерного воспитания.

Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.

Программа составлена с учетом реализации интеграции областей :

1. Чтение художественной литературы, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках сказок и самостоятельной театрализованной деятельности.

2. Художественной творчество, где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету сказки. Рисуют разными материалами по сказки или её персонажей.

3. Познание, где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией разных народов, что послужит материалом входящим в театрализованные игры.

4. Музыка, где дети знакомятся с музыкой к очередной сказки. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.

5. Коммуникация, где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция

1. 6 Ожидаемые результаты:

выделять и называть характерные признаки персонажей;

эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;

находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;

интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации;

выделять и называть характерные признаки персонажей;

самостоятельному сочинению и пересказываю сказок;

конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, навыкам общения со сверстниками;

разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);

чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами

Дети должны знать:

некоторые виды театров;

некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой,

пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном, конусной игрушки.

Дети должны иметь представление:

о театре, театральной культуре;

роли артистов, кукол;

о правилах поведения в театре.

2. Содержательный раздел

2.1 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы Направление работы Приемы

Сказкотерапия • работа с содержанием сказки • Разыгрывание сюжета

Заучивание текста сказки

Обыгрывание ситуации

• Предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку

ТРИЗ • рисование

• задания на фланелеграфе Пересказ сказки по рисункам

Представление сюжета

Моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

«намеренная ошибка»;

Инсценированные • «Би-ба-бо»

• настольный театр

• теневой театр

• пальчиковый театр

• обыгрывание сюжета сказки Разыгрывание сюжета с помощью пальчиковых игрушек;

Изучение сказки посредством игрушки;

Проигрывание сказки с помощью теней;

Использование костюмов героев для инсценирования сюжета;

Выполнение действий по указанию детей

Обучение по программе «Дорога в сказку», создает необходимое гармоничное всестороннее развитие детей. Учит их вступать в контакт со сверстниками, не бояться выражать свои эмоции и желания. Способствует развитию монологической и диалогической речи.

2.2 Преемственность в работе с родителями

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к сказке в семье.

Задачи:

- обсуждать с ребёнком перед чтением или просмотра сказки особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после драматизации – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;

- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения;

- использовать в семье элементы сказкотерапии;

- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов, сказок в домашних условиях;

- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Опрос

от «___»___ 20___г.

Уважаемый (ая) ___

С целью выявления социального заказа на предоставление дополнительных образовательных услуг в МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика" г. о. Тольятти Самарской области в старшей группе, просим Вас выразить своё согласие (не согласие)

Дополнительная образовательная услуга Согласен Не согласен

Кружковая работа «Дорога в сказку»

Дата «___» 20___г. Роспись ___

2.3 Тематический план

Сентябрь Вводное 3 неделя Организация, подготовка условий.

4 неделя Первое посещение кружка

Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем

искусстве.

Вовлечь детей в увлекательный мир театра.

В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки).

Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе

Октябрь Русская народная сказка «Три медведя»

1 неделя «Введение в искусство»Театральные профессии. Загадки.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в театр».

2 неделя «Скажи по-разному»

Игры с пальчиками «Дружная семья», «Дружные дети».

Разучить потешку «Вороны».

Этюды с куклами бибабо, «У медведя во бору» (Русская народная

песня).

Игра «Скажи по-разному» (проговаривание диалога с различными

интонациями).

Ребё нок: Мёд в лесу медведь нашел.

Медведь: Мало мёду много пчёл.

3 неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

4 неделя Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку

НОЯБРЬ Украинская сказка «Колосок»

1 неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

2 неделя Работа с фланелеграфом

3 неделя Составление рассказа по мнемотаблицам

ДЕКАБРЬ

1 неделя Рассказываем сказку и раскрашиваем сюжетную картинку

2 неделя Работа с фланелеграфом

3 неделя Составление рассказа по мнемотаблицам

4 неделя Заключительное занятие по сказке, с помощью театра

ЯНВАРЬ Бурятская сказка «Сорока- воровка»

3 неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

4 неделя Отгадываем загадки про птиц

Раскрашивание контурных изображений

ФЕВРАЛЬ

1неделя Обыгрывание ситуации с помощью пальчикового театр

2 неделя Групповой пересказ сказки

3 неделя Работа с фланелеграфом

4 неделя Заключительное занятие по сказке, с помощью сказочной

терапии

МАРТ Русская сказка «Теремок»

1неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

2 неделя Настольный театр

3 неделя Рисование главных героев

4 неделя Отгадываем загадки про главных героев

АПРЕЛЬ Якутская сказка «Непослушный медвежонок»

1неделя Пересказ сказки по ролям

2 неделя Заключительное занятие по сказке, с помощью кукольного

театра

3 неделя Слушаем сказку, отвечаем на вопросы

4 неделя Раскрашивание контурного изображения медведя

МАЙ

1неделя Обыгрывание сюжета, с помощью сказочной терапии

2 неделя Групповой пересказ сказки

3 неделя Заключительное занятие по сказке, с помощью теневого т

театра

3. Организационный момент

3. 1 Реализация работы по программе :

Программа реализуется через кружковую работу. Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании внутреннего убранства уголка сказки, который оснащен необходимым оборудованием и материалами, создали костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, они доступны детям и радуют их своим внешним видом Совместно с родителями, проводятся театрализованные представления, праздники, кукольные театры.

Срок реализации кружка – с сентября по май

Способы организации: Обучающие ситуации проводится фронтально, 1 раз в неделю, длительность встречи 25 минут. Программа включает 22 обучающих ситуации.

Форма проведения кружка – обучающие ситуации с элементами театрализации

Средства реализации: Обучающая ситуация строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей.

• Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры.

• Демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация).

• Творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск музыкального сопровождения)

• Ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).

• При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется

право корректировать занятия

3.2 Материально – техническое обеспечение - музыкальный зал, звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр, а/записи, декорации, театральные костюмы, маски, перчаточные куклы, конусные куклы, мягкие игрушки, книги со сказками, ширма, фотографии, картинки, иллюстрации, мультимедиа, ноутбук

3.3 Делопроизводство

• Списки детей, утвержденные заведующим Учреждения.

• Табель посещаемости воспитанников.

• Заявление от родителей.

• Результаты диагностики за время ведения кружка.

• Тематический план

• Примерные парциальные программы

• Отчет о проделанной работе

Список литературы :

1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.

2. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224с.

4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28

6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.

7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО» (выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе
Опубликовано: 5 октября 2020 в 18:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД