Нестеренко Елена
Рабочая программа кружковой работы «Фантазёры» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Радуга»
Рабочая программа кружковой работы
«Фантазеры»
по нетрадиционной технике рисования
во второй младшей группе
Руководитель кружка :
Нестеренко Елена Александровна
Возраст детей 4-5 лет
Утверждено:
Приказ № _ от «_»___2023г.
Решением педсовета
№___ от___2023г.
Заведующий МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Темочки:
___/ Т. В. Дыбенко
Содержание
Целевой раздел
• Актуальность
• Цель и задачи рабочей программы
• Предполагаемый результат
2. Содержательный раздел
• Формы организации кружковой работы
• Календарно- тематическое планирование.
Список литературы
Пояснительная записка.
Актуальность. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Фантазеры» (образовательная область «Художественное творчество»).
Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Фантазеры» является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста, определяет ценностно – целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для детей 3-4 лет. Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В дополнение к ней используется программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Содержательный раздел.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
• «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
• «Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
• «Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
• «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
• «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Работа по программе придерживается общедидактических и частно-методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
• Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
• Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе;
• Глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
• Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• Принцип сознательности и активности- обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;
• Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на детей 3-4лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Кружок посещают дети второй младшей группы.
Содержательный раздел
Форма проведения занятий: групповая.
Периодичность НОД–один раз в неделю,4 НОД в месяц; 36 НОД в год. Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Педагогический анализ знаний и умений (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный- в сентябре, итоговый- в мае.
Занятия проходят во второй половине дня.
Продолжительность учебного года по программе устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Предполагаемый результат:
o дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
o научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
o дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
o у детей разовьется мелкая моторика рук;
o сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
o разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
o появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
o сформируется художественный вкус и чувство гармонии
o сформируются навыки самостоятельности.
Методы и приемы обучения:
o словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
o наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
o практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)
Формы проведения итогов реализации рабочей программы :
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
• Тематические выставки в ДОУ;
• Проведение открытого мероприятия;
• Проведение мастер-класса среди педагогов
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих
материалов и оборудования:
• -Наборов разнофактурной бумаги, ткани.
• Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
• Художественно-изобразительного материала.
• Инструментов для художественного творчества.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:
• Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
• Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
• Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
• Уважительного отношения к результатам детского творчества.
• Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
• «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
( Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу).
• монотипия;
( Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление).
• рисование жесткой кистью (тычок)
( Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.)
• рисование ладошками
( Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.)
• рисование трафаретом
(Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.
Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
(вторая младшая группа)
№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
СЕНТЯБРЬ
1 «Мой любимый дождик» Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Гуашь в мисочках,
салфетки, альбомный лист.
2 Осеннее дерево Тычок жесткой кистью Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. Жесткие кисти,
гуашь в мисочках,
салфетки, альбомный лист.
3 Мухомор Рисование пальчиками Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Кисти, гуашь в мисочках,
салфетки, альбомный лист.
4 Цветочная поляна Примакивание Совершенствовать умение в данной
технике. Развивать чувство композиции. Лист бумаги, тонированным
зеленым цветом,
кисти, гуашь разных цветов.
ОКТЯБРЬ
1. Ветка рябины Рисование пальчиками, примакивание Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.
2. Нарисуй воздушные
шарики Оттиск пробкой,
рисование
пальчиками Учить рисовать предметы овальной формы.
Упражнять в украшении рисунков. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка.
3. Компоты и варенье в баночках Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции. Вырезанные из бумаги банки.
печати, гуашь.
4. Осенние листья Отпечаток листьев. Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования.
НОЯБРЬ
1. Мои игрушки Оттиск пробкой,
рисование
пальчиками Упражнять в рисовании предметов
круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. Гуашь, кисти, пробка.
2. Колобок катится по дорожке Рисование кистью Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Лист бумаги, гуашь, кисти.
3. Аленький цветочек Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист, гуашь.
4. Наряды для наших кукол Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. Вырезанные из бумаги платья,
кисть, гуашь.
ДЕКАБРЬ
1. Красивые салфетки Рисование кистью. Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы. Закрепить умение сочетать элементы декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развитие чувства композиции. Лист тонированной бумаги круглой формы, гуашь, кисти.
2. «Моя любимая чашка» Рисование в технике печатанья Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. Альбомный лист, гуашь, печати.
3. «Дерево зимой» Рисование кистью. Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти. Альбомный лист, гуашь, кисти.
4. Звездочки на небе Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь.
ЯНВАРЬ
1. «Новогодние игрушки» Рисование кистью Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. Альбомный лист, акварель, кисти.
2. Зимний лес Рисование кистью Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. Альбомный лист, гуашь, кисти.
3 Зайка Рисование пальчиками Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. Альбомный лист, гуашь.
4 Снегопад за окном Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь.
ФЕВРАЛЬ
1. Плюшевый медвежонок Рисование поролоном Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
Учить рисовать крупно.
Развивать творческое воображение. Альбомный лист, гуашь, кисти.
2. Морское путешествие Рисование пальчиками Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист, гуашь.
3. Веселая птичка Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый.
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь.
4. Маленький тигренок. Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь.
МАРТ
1. Во дворе Рисование ладошками и пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками и печатанья ладошками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции. Альбомный лист, гуашь.
2. Веселые осьминожки (коллективная работа). Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Лист тонированной бумаги, гуашь.
3. Веточка мимозы Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много).
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. Лист тонированной бумаги, гуашь.
4. Салфетка Рисование пальчиками Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист, гуашь.
АПРЕЛЬ
1. Ваза с фруктами Рисование кистью Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение
различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Альбомный лист, гуашь, кисти.
2. Солнышко (коллективная работа). Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Альбомный лист, гуашь.
3. Жар- птица Рисование ладошками Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. Альбомный лист, гуашь.
4. Улитки на прогулке Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист, гуашь.
МАЙ
1 Рыбки плавают в аквариуме Рисование кистью Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.
2 Сказочный домик-теремок Рисование фломастерами. Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать:
- образные представления;
- воображение;
- самостоятельность и творчество
в изображении и украшении сказочного домика.
Совершенствовать приемы
украшения Альбомный лист, фломастеры.
3 Носит одуванчик желтый сарафанчик. Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь.
4 Божьи коровки Рисование пальчиками Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти.
ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ
Список используемой литературы:
Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ» : Издательство «Астрель», 2005. – 63с