Юлия
Проект «Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
(Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша)
О проекте
Тип проекта : игровой.
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки осуществления проекта : с 02.10.2017 г. по 31.10.2017 г.
Участники проекта : старший дошкольный возраст, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Конфуций.
1.1. Проблема проекта
Публикация «Проект „Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера“» размещена в разделах
Дети не проявляют познавательный интерес и плохо справляются с простейшими логическими задачами при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений.
1.2. Актуальность проекта
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера :
1. Блоки и палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Многие математические представления ребёнок получает играя.
3. Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
4. Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.
2.1. Цель проекта
Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.
2.2. Задачи проекта
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,
• воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,
• воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,
• воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,
• воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.
Развивающие:
• развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,
• развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,
радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр. ,
• развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,
• развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.
Обучающие:
• учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов,
• формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д. ,
• научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
2.3. Методы и формы реализации проекта
Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
Наглядные методы: прямые - воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.
Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).
Формы реализации проекта :
• Непосредственно-образовательная деятельность: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
• Образовательная область в режимных моментах: наблюдения, игра, игровые упражнения, обсуждения.
• Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, тематические досуги, проектная деятельность.
• Самостоятельная деятельность: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, работа с альбомами.
• Совместная деятельность с семьей: проектная деятельность, участие в практикуме, оформление фотоальбома «Играем и развиваемся», оформление альбома «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».
2.4. Планируемый результат
• дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
• дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,
• дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,
• дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,
• дети демонстрируют умение грамотно высказываться,
• дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,
• дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,
• дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.
2.5. Ресурсное обеспечение проекта
Информационно-методическое (методическая литература, интернет- сайты) :
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).
• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : мозаика-синтез, 2012.
• Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» - М. : мозаика-синтез, 2010.
• В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М. :«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008.
• Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)
• Л. Д. Комарова, Как работать с палочками Кюизенера. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2008.
• З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико- математическое развитие дошкольников. - Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.
• Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. - Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.
• https://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=59
• https://doshkolnik.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html
• https://www.maam.ru/
• https://nsportal.ru/
Материально- техническое
• Игровые альбомы: «Волшебные дорожки (палочки Кюизенера)5-6лет», «Блоки Дьенеша», Блоки Дьнеша «Вместе весело играть (палочки Кюизенера + блоки Дьенеша)».
• Палочки Кюизенера- 2 коробки.
• Блоки Дьенеша- 2 коробки.
2.6. Предварительная работа
• чтение художественной литературы: «Волк и семеро козлят», «Колобок», А. Барто «Кто как кричит», «Грузовик».
• рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт».
2.7. План реализации проекта
Этапы проекта Задачи Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Ценностно-
ориентированный -смотивировать детей и родителей
к проектной деятельности, раскрыть
значимость и актуальность проекта,
ввести детей в проблемную ситуацию;
-провести входную диагностику. с 02.10 по 06.10. мотивирует детей к проектной деятельности (знакомит детей с дидактическим материалом, побуждает рассматривать и ощупывать);
-мотивирует родителей к проектной деятельности : практикум «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»;
-проводит входную диагностику. -дети рассматривают, обследуют новый дидактический материал;
-дети принимают участие во входной диагностике. -дети заинтересованы, эмоционально откликнулись на предстоящую проектную деятельность;
-родители заинтересованы в приобретении для своих детей палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Конструктивный - провести планирование этапов практической деятельности;
- подобрать литературу, иллюстрации, дидактические игры, музыкальные произведения по теме;
- привлечь родителей к оформлению альбома «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках». 09.10 по 11.10
-подбирает дидактические игры, малоподвижные игры, подвижные игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша;
-подбирает иллюстрации по теме: Транспорт;
-музыкальный руководитель подбирает произведения по теме: Игрушки. -дети включаются в проектную деятельность;
-принимают участие в пополнении альбома «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках» совместно с родителями. -дети заинтересованы в проектной деятельности;
-дети принимают участие в совместной деятельности с родителями;
-родители пополняют альбом «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках».
Практический -осуществить координацию деятельности детей;
-проконсультировать родителей по возникающим вопросам;
-воспитывать интерес к продуктивной деятельности;
-развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности;
-пополнить содержимое развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями;
-пополнить методическое, дидактическое обеспечение. С 12.10 по 25.10
12.10. проводит д/и «Выложи дорожку», п/и «Мышки -норушки» -блоки.
13.10 проводит НОД «Коза с козлятами», организует работу в альбомах по мотивам сказки «Волк и 7 козлят», проводит д/и «Сделай как я» - палочки.
16.10 проводит д/и «Что изменилось?», совместно с детьми рассматривают иллюстрации и беседуют по теме: транспорт, проводит НОД «Грузовик» -блоки, организует работу в альбомах- блоки.
17.10 проводит д/и «Дорожки для матрёшки», организует работу в альбомах-палочки.
18.10 проводит сюжетно-ролевую игру «Путешествие в автобусе», п/и «Три обруча» - блоки.
19.10 совместно с детьми драматизирует сказку «Колобок», организует работу в альбомах по мотивам сказки; проводит д/и «Змейка» -палочки.
20.10 читает детям стих А. Барто «Кто как кричит», организует работу в альбомах по мотивам стихотворения; проводит д/и «Волшебный мешочек» -блоки.
23.10 совместно с детьми составляет рассказ «История об одном автобусе» и организует работу в альбоме «Вместе весело играть» -палочки и блоки; проводит п/и «Раз, два, три розовая палочка беги!».
24.10 проводит НОД «Что делает шофёр?», д/и «Перевези груз» - блоки.
25.10 совместно с музыкальным руководителем проводит развлечение «Игрушки» -блоки. -дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы: активно принимают участие в различных видах игр, включаются в образовательную деятельность, участвуют в драматизации сказки, прослушивании музыкальных произведений, просмотре иллюстраций. -дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
- дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,
- дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,
-дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,
-дети демонстрируют умение грамотно высказываться,
-дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,
- дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,
- дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.
Заключительный - провести контрольную диагностику,
- оформить результаты деятельности. 26.10 по 30.10
- проводит контрольную диагностику,
- оформляет фотоальбом «Играем и развиваемся»,
- создаёт презентацию «Волшебные блоки и палочки»,
- оформляет картотеку игровых альбомов «Маленькие логики»,
- совместно с родителями оформляет альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». -дети принимают участие в контрольной диагностике,
-дети принимают активное участие в оформлении результатов проектной деятельности. -дети с интересом участвуют в оформлении результатов проекта.
Презентационный - провести презентацию проекта, защиту его основных позиций. 26.10
-проводит презентацию проекта. -презентация проходит успешно!
Оценочно-
рефлексивный - оценить деятельность по педагогической эффективности проекта,
- прививать детям первичное умение самооценки,
- стимулировать детей на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью. 31.10
- оценивает эффективность проекта,
- проводит беседу о результатах проектной деятельности,
- стимулирует детей на самостоятельную работу в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». -дети проявляют первичное умение самоанализа. - оценка деятельности по педагогической эффективности проекта проведена успешна,
- дети смотивированы на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью,
-дети проявляют живой интерес к самостоятельной работе в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».
2.8. Результат проекта
• презентация для родителей «Играем и развиваемся»,
• презентация «Волшебные блоки и палочки»,
• фотоальбом «Играем и развиваемся»,
2.9. Заключение
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.
Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.
В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.
3.0. Мониторинг:
Диагностика в конце месяца по данной области показала положительную динамику развития математических способностей, логического мышления детей и качества усвоения программного материала. Количество детей с высоким уровнем развития повысилось на 20%, со средним уровнем стало 55%, с низким стало 15%