Лучший педагог года

Проект «Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»

Юлия
Проект «Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы

(Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша)

О проекте

Тип проекта : игровой.

Вид проекта : краткосрочный.

Сроки осуществления проекта : с 02.10.2017 г. по 31.10.2017 г.

Участники проекта : старший дошкольный возраст, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Конфуций.

1.1. Проблема проекта

Публикация «Проект „Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера“» размещена в разделах

Дети не проявляют познавательный интерес и плохо справляются с простейшими логическими задачами при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений.

1.2. Актуальность проекта

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера :

1. Блоки и палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2. Многие математические представления ребёнок получает играя.

3. Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.

4. Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.

5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.

7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.

10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.

2.1. Цель проекта

Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.

2.2. Задачи проекта

Воспитательные:

• воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,

• воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,

• воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,

• воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,

• воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.

Развивающие:

• развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,

• развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,

радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр. ,

• развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,

• развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.

Обучающие:

• учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов,

• формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д. ,

• научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

2.3. Методы и формы реализации проекта

Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

Наглядные методы: прямые - воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.

Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).

Формы реализации проекта :

Непосредственно-образовательная деятельность: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательная область в режимных моментах: наблюдения, игра, игровые упражнения, обсуждения.

Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, тематические досуги, проектная деятельность.

Самостоятельная деятельность: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, работа с альбомами.

Совместная деятельность с семьей: проектная деятельность, участие в практикуме, оформление фотоальбома «Играем и развиваемся», оформление альбома «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».

2.4. Планируемый результат

• дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,

• дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,

• дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,

• дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,

• дети демонстрируют умение грамотно высказываться,

• дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,

• дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,

• дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

2.5. Ресурсное обеспечение проекта

Информационно-методическое (методическая литература, интернет- сайты) :

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).

• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : мозаика-синтез, 2012.

• Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» - М. : мозаика-синтез, 2010.

• В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М. :«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008.

• Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)

• Л. Д. Комарова, Как работать с палочками Кюизенера. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2008.

• З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико- математическое развитие дошкольников. - Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.

• Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. - Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.

https://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=59

https://doshkolnik.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html

https://www.maam.ru/

https://nsportal.ru/

Материально- техническое

Игровые альбомы: «Волшебные дорожки (палочки Кюизенера)5-6лет», «Блоки Дьенеша», Блоки Дьнеша «Вместе весело играть (палочки Кюизенера + блоки Дьенеша)».

Палочки Кюизенера- 2 коробки.

Блоки Дьенеша- 2 коробки.

2.6. Предварительная работа

чтение художественной литературы: «Волк и семеро козлят», «Колобок», А. Барто «Кто как кричит», «Грузовик».

• рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт».

2.7. План реализации проекта

Этапы проекта Задачи Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

Ценностно-

ориентированный -смотивировать детей и родителей

к проектной деятельности, раскрыть

значимость и актуальность проекта,

ввести детей в проблемную ситуацию;

-провести входную диагностику. с 02.10 по 06.10. мотивирует детей к проектной деятельности (знакомит детей с дидактическим материалом, побуждает рассматривать и ощупывать);

-мотивирует родителей к проектной деятельности : практикум «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»;

-проводит входную диагностику. -дети рассматривают, обследуют новый дидактический материал;

-дети принимают участие во входной диагностике. -дети заинтересованы, эмоционально откликнулись на предстоящую проектную деятельность;

-родители заинтересованы в приобретении для своих детей палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Конструктивный - провести планирование этапов практической деятельности;

- подобрать литературу, иллюстрации, дидактические игры, музыкальные произведения по теме;

- привлечь родителей к оформлению альбома «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках». 09.10 по 11.10

-подбирает дидактические игры, малоподвижные игры, подвижные игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша;

-подбирает иллюстрации по теме: Транспорт;

-музыкальный руководитель подбирает произведения по теме: Игрушки. -дети включаются в проектную деятельность;

-принимают участие в пополнении альбома «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках» совместно с родителями. -дети заинтересованы в проектной деятельности;

-дети принимают участие в совместной деятельности с родителями;

-родители пополняют альбом «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках».

Практический -осуществить координацию деятельности детей;

-проконсультировать родителей по возникающим вопросам;

-воспитывать интерес к продуктивной деятельности;

-развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности;

-пополнить содержимое развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями;

-пополнить методическое, дидактическое обеспечение. С 12.10 по 25.10

12.10. проводит д/и «Выложи дорожку», п/и «Мышки -норушки» -блоки.

13.10 проводит НОД «Коза с козлятами», организует работу в альбомах по мотивам сказки «Волк и 7 козлят», проводит д/и «Сделай как я» - палочки.

16.10 проводит д/и «Что изменилось?», совместно с детьми рассматривают иллюстрации и беседуют по теме: транспорт, проводит НОД «Грузовик» -блоки, организует работу в альбомах- блоки.

17.10 проводит д/и «Дорожки для матрёшки», организует работу в альбомах-палочки.

18.10 проводит сюжетно-ролевую игру «Путешествие в автобусе», п/и «Три обруча» - блоки.

19.10 совместно с детьми драматизирует сказку «Колобок», организует работу в альбомах по мотивам сказки; проводит д/и «Змейка» -палочки.

20.10 читает детям стих А. Барто «Кто как кричит», организует работу в альбомах по мотивам стихотворения; проводит д/и «Волшебный мешочек» -блоки.

23.10 совместно с детьми составляет рассказ «История об одном автобусе» и организует работу в альбоме «Вместе весело играть» -палочки и блоки; проводит п/и «Раз, два, три розовая палочка беги.

24.10 проводит НОД «Что делает шофёр?», д/и «Перевези груз» - блоки.

25.10 совместно с музыкальным руководителем проводит развлечение «Игрушки» -блоки. -дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы: активно принимают участие в различных видах игр, включаются в образовательную деятельность, участвуют в драматизации сказки, прослушивании музыкальных произведений, просмотре иллюстраций. -дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,

- дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,

- дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,

-дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,

-дети демонстрируют умение грамотно высказываться,

-дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,

- дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,

- дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

Заключительный - провести контрольную диагностику,

- оформить результаты деятельности. 26.10 по 30.10

- проводит контрольную диагностику,

- оформляет фотоальбом «Играем и развиваемся»,

- создаёт презентацию «Волшебные блоки и палочки»,

- оформляет картотеку игровых альбомов «Маленькие логики»,

- совместно с родителями оформляет альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». -дети принимают участие в контрольной диагностике,

-дети принимают активное участие в оформлении результатов проектной деятельности. -дети с интересом участвуют в оформлении результатов проекта.

Презентационный - провести презентацию проекта, защиту его основных позиций. 26.10

-проводит презентацию проекта. -презентация проходит успешно!

Оценочно-

рефлексивный - оценить деятельность по педагогической эффективности проекта,

- прививать детям первичное умение самооценки,

- стимулировать детей на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью. 31.10

- оценивает эффективность проекта,

- проводит беседу о результатах проектной деятельности,

- стимулирует детей на самостоятельную работу в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». -дети проявляют первичное умение самоанализа. - оценка деятельности по педагогической эффективности проекта проведена успешна,

- дети смотивированы на перенос полученных знаний в режимные моменты и в семью,

-дети проявляют живой интерес к самостоятельной работе в альбоме «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».

2.8. Результат проекта

• презентация для родителей «Играем и развиваемся»,

• презентация «Волшебные блоки и палочки»,

• фотоальбом «Играем и развиваемся»,

2.9. Заключение

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.

Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.

В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.

3.0. Мониторинг:

Диагностика в конце месяца по данной области показала положительную динамику развития математических способностей, логического мышления детей и качества усвоения программного материала. Количество детей с высоким уровнем развития повысилось на 20%, со средним уровнем стало 55%, с низким стало 15%

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша при работе со сказкойБлоки Дьенеша при работе со сказкой Развивать творческие способности и логическое мышление. Поддерживать интерес детей к театральной игре, путём приобретения более сложных.

Блоки Дьенеша в работе по ФЭМП у дошкольников Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают.

Цветные счётные палочки «Палочки Кюизенера»Цветные счётные палочки «Палочки Кюизенера» Бельгийский математик Х. Кюизенер разработал универсальную технологию, палочки Кюизенера. Данный дидактический материал особенный и универсальный,.

Фотоотчёт «Палочки Кюизенера в Санкт — Петербурге»Фотоотчёт «Палочки Кюизенера в Санкт — Петербурге» Тема: «Палочки Кюизенера в Санкт – Петербурге». Палочки Киюзенера являются многофункциональным, многоаспектным дидактическим пособием,.

Палочки Кюизенера в помощь воспитателю и родителям Палочки Кюизенера: учимся играя Со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев,.

Палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша. Что это такое? Палочки Кьюзенера Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных.

Проект «Логические блоки Дьенеша» Проект "Логические блоки Дьенеша" В начале детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе.

Презентация «Развитие логического мышления через дидактические игры: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком.

Консультация «Удивительные палочки. Занятия с палочками Кюизенера» Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических.

Видеофрагмент «Математические корзинки» Воскобовича и палочки Кюизенера» Предлагаю вашему вниманию видеоматериал индивидуальной работы с детьми подготовительной группы. Дети используют сразу две игры - "Математические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
Опубликовано: 6 апреля 2018 в 19:12
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Волшебные блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД