София Дрознина
Рабочая программа кружка по оригами в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Родина оригами – Япония. Искусство складывания из бумаги зародилось в Стране Восходящего Солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение. Изготовление красочных бумажных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.
Публикация «Рабочая программа кружка по оригами в старшей группе» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Утратив со временем свое ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора. Умение складывать из бумаги считалось одним из признаков хорошего образования и изысканности манер.
Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца.
Во второй половине ХIХ века оригами перешло границы Японии. Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.
В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.
В развитии и воспитании дошкольника большую роль играет умственное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Все занятия в детском саду направлены именно на это: изобразительная и музыкальная деятельность осуществляют эстетическое воспитание; математика, ознакомление с окружающим – умственное и т. д. Оригами же позволяет осуществить в равной степени и тудовое воспитание, и умственное, и эстетическое, а это немаловажно для развития современного ребенка.
Актуальность
Занятия оригами
- дисциплинируют;
-воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
- способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применение цветовых сочетаний, чередования цвета;
Творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
Оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
Театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Цель и задачи
Цель: развитие личности ребенка в процессе конструктивной деятельности.
Задачи:
дать детям первоначальные знания, умения и навыки по технике оригами;
развивать психические процессы (память, концентрацию внимания, пространственное воображение, связную речь);
умственные способности (познавательную активность, логику, способность следовать устным инструкциям или шагам пооперационной карты);
совершенствовать мелкую моторику (точные движения пальцев, готовить руку к письму);
знакомить с основными геометрическими понятиями (точка, угол, середина, диагональ, квадрат, круг и т. д.);
развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию;
уверенность в своих силах, расширять коммуникативные способности;
воспитывать любовь к труду и сотрудничеству;
воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе.
Перспективный план работы
октябрь
1 Сказка из листа. Познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги - оригами
2 Упражнения по отработке основных элементов складывания. Складывание квадрата по диагонали, пополам. Определение центра квадрата путем складывания его по диагонали и пополам.
3 Упражнения по отработке основных элементов складывания. Загибание края листа к середине, загибание углов квадрата к середине. Определение середины путем сгибания листа по диагонали и пополам.
4 Базовые формы оригами. Познакомить с базовыми формами: треугольник, дверь, воздушный змей, конверт.
ноябрь
1 Базовые формы оригами. Познакомить с базовыми формами: двойной треугольник, двойной квадрат, рыба, катамаран.
2 Стаканчик. Выполнение поделки на основе базовой формы треугольник
3 Орнамент «Секунда». Выполнение поделки на основе базовой формы треугольник
4 «Синица». Выполнение поделки на основе базовой формы треугольник
декабрь
1 «Кошелек» Выполнение поделки из базовой формы «дверь»
2 «Снеговик» Создание поделки с элементами аппликации
3 «Новогодняя открытка» Создание поделки с элементами аппликации
4 «Снежинка» Создание украшений для группы к новому году
январь
2 «Кошка» Выполнение поделки на основе базовой формы треугольник с дорисовыванием деталей
3 «Воздушный змей» Выполнение поделки на основе базовой формы «воздушный змей». Дополнение готовой поделки аппликацией.
4 «Сова» Выполнение поделки на основе базовой формы «воздушный змей», с использованием ножниц.
февраль
1 «Складная коробочка» Выполнение поделки из базовой формы «дверь»
2 «Солонка» Выполнение фигурки из базовой формы «конверт»
3 «Буденовка» Выполнение головного убора из прямоугольного листа.
4 «Тюльпан» Подготовка подарков для мам и бабушек. Выполнение объёмной поделки из базовой формы «воздушный змей».
март
1 Пано «Хризантемы» Оформление группы к празднику «8 марта».
2 «Корона» «Жил был царь…» создание атрибутов в технике оригами для обыгрывания сказок.
3 «Матрешка» Выполнение поделки из нескольких квадратов с использованием клея и дорисовыванием деталей.
4 «Двухтрубный кораблик» Выполнение поделки из базовой формы «конверт». Обыгрывание созданной игрушки.
апрель
1 «Волшебные превращения двухтрубного кораблика» Обыгрывание готовой поделки, создание новых персонажей из двухтрубного кораблика.
2 «День космонавтики» Работа в паре. Создание коллективной композиции.
3 «Голодный вороненок» Выполнение поделки из базовой формы «конверт». Дорисовывание деталей. Обыгрывание поделки.
4 «Кит» Выполнение поделки из базовой формы «воздушный змей», с использованием ножниц.
май
1 «Венок из гвоздик» Создание композиции в технике оригами к празднику «9 мая»
2 «Бабочка» Выполнение поделки из базовой формы «двойной треугольник», для оформления группы.
3 «Лягушонок»» Выполнение объемной поделки из базовой формы «треугольник». Обыгрывание получившейся фигурки.
4 «Вертушка» Выполнение поделок в технике оригами для малышей
Планируемый результат
В результате обучения дети научатся различным приемам складывания бумаги, будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами. Научатся следовать устным инструкциям, создавать фигурки оригами. Разовьют внимание, память, мышление, пристранственное воображение, мелкую моторику.
Литература
1. Дегтева В. Н. «Оригами с детьми 3_7 лет»
2. Василенко М. Ю. «Оригами и рисование для дошкольников»
3. Коротеев И. А. «Оригами для малышей»
4. Мусиенко С. И. «Оригами в детском саду»
5. Соколова С. В. «Оригами. С нами не соскучишся»
6. Соколова С. В. «Оригами для дошкольников»
7. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»
8. Сержантова Т. Б. «Оригами. Лучшие модели»
9. Сержантова Т. Б. «Оригами. Новые модели»
10. Волчкова И. «Оригами для детей»
11. «Сказка из листа»
12. Наборы для творчества. Планета оригами. Насекомые. Корабли. Дикие животные.