Татьяна Манукян
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
по опытно- экспериментальной деятельности
«Юный исследователь»
для детей старшего дошкольного возраста
на 2020-2021 учебный год
Руководитель:
Манукян Татьяна Алексеевна
2020г.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность и значимость программы.
2. Психолого–педагогические принципы построения программы.
3. Условия, необходимые для реализации программы.
5. Цели и задачи программы.
Публикация «Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности „Юный исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
4. Учебно-тематическое планирование курса.
5. Содержание учебно-тематического курса.
6. Диагностика старшей группы.
7. Уровни и критерии оценок второго года обучения.
9. Ожидаемые результаты реализации программы.
Литература
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Актуальность и значимость программы
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Теоретической базой являются исследования Н. Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность : они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Определены три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельной найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Программа построена на основе следующих принципов:
• Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
• Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
• Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
• Принцип «развивающей интриги».
• Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
• Принцип деятельного подхода к развитию личности.
• Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
• Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
• Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т. е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы :
• 1 этап – с детьми 5-6 лет;
• 2 этап – с детьми 6-7 лет.
Формы и режим занятий
Особенности организации занятий кружка
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Первый год обучения направлен на развитие познавательного интереса у детей 5-6 лет (старшая группа) к предметам окружающего мира и их свойствам, а так же на развитие конвергентного и дивергентного мышления. Формируется посредством тренировочных упражнений, умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить решения и выполнять несложные эксперименты.
Все занятия проводятся в игровой форме, с привлечением персонажей сказочных сюжетов, с использованием логических загадок, художественных произведений. В такие занятия проводятся со всеми детьми в подгруппах.
Диагностика в конце учебного года позволяет выявить детей, имеющих склонности к исследовательской деятельности.
Второй год обучения является основным и решает задачи непосредственного овладения навыками проведения исследования и умения делать презентацию результатов работы. Группа детей 8 – 10 человек, имеющих высокий уровень развития познавательных способностей, потенциал к новым открытиям в окружающем их мире, становятся участниками кружка и посвящаются в «Юные исследователи».
В основе обучения всегда стоит проблема, которая содержит элементы исследовательского поиска и организуется по законам проведения «научных исследований», строится как самостоятельный творческий поиск. При таком обучении проявляется увлеченность, заинтересованность, пробуждается жажда познания.
Задания в программе группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Важная особенность программы состоит в том, что, готовясь к занятию, педагог сам составляет сценарий каждого занятия. Подбирается набор заданий из разных блоков («видеть проблемы», «задавать вопросы», «выдвигать гипотезы»).
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).
Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 20 минут, с детьми 6-7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательн
Условия реализации:
• Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
• Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Соответствие требованиям ФГОС
• Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
• Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
• Положение о кружковой работе
• Приказ об организации кружковой работы ДОУ.
Преемственность
Программа кружка предполагает :
• сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
• сформированность личности ребенка;
• основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.
Перспективы работы
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.
Цель и задачи программы
Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его
личностный рост.
Задачи программы
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Место проведения кружка : центр экспериментирования, территория детского сада.
Содержательный раздел
Перспективное планирование
экспериментальной деятельности
в старшей группе.
Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь 1 неделя «Детская лаборатория» Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории
2 неделя «Разноцветный мир». познакомить детей с одним из свойств света- способностью изменять цвет окружающих предметов при использовании цветного стекла; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. Закреплять знание цветов.
3 неделя «Разноцветное колесо – белое?»
Вырежьте картонный круг и разделите его карандашом на семь частей. Каждую часть аккуратно раскрасьте последовательно в таком порядке: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым цветами. Краска должна лежать ровно без подтеков. Раскрутите изготовленный волчок на ровной поверхности. Каким цветом волчок, который крутиться перед вами?
Глаз налагая отдельные цвета друг на друга в заданном порядке, воспринимает результат сочетания семи цветов как белый цвет
Закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. Закреплять знание цветов.
4 неделя «Радуга» Развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета.
Октябрь 1 неделя Этот удивительный воздух Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека
2 неделя «Свойства воздуха» Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха
3 неделя «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании
4 неделя «Волшебная бутылка» Опытным путем проверить присутствие воздуха в бутылке
Ноябрь 1 неделя
«Вода и ее свойства.»
Дать понять детям, что вода -это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса
2 неделя «Ты плыви, плыви!». познакомить детей со свойствами материалов (плавучестью); формировать умение опытно- экспериментальным путем выделять определенное свойство; формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде; развивать любознательность.
3неделя «Вода-растворитель» Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой
«Обыкновенное чудо – радуга в стакане воды» Жидкость распределяется в соответствии с весом (вода, краситель, сахар, раст. масло) продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы; развивать познавательный интерес.
4 неделя «Мыльные чудеса». учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.
Декабрь 1 неделя «Почему снег мягкий?» Совершенствовать знания детей о снеге.
2 неделя «Где лучики?» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
3 неделя «Почему снег греет?» Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания
4 неделя «Солёная снежинка» Узнать основную форму снежинок. Выяснить как появляются снежинки. Сравнение и изучение свойств поваренной соли. Выращивание кристаллов из поваренной соли в домашних условиях.
Январь 1 неделя «Ледяная история» познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вола); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы; развивать познавательный интерес.
2 неделя «Замерзание жидкостей» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
3 неделя «Ледяной секретик» Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.
4 неделя «Цветной лед». продолжать знакомить с одним из состояний воды (лед); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда; формировать умение опытно- экспериментальным путем исследовать явления окружающей действительности.
Февраль 1 неделя. «Опыты с пресной и соленой водой» подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; свойства пресной воды и соленой.
2 неделя «Яйцо утонет или всплывет?» продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
3 неделя «Можно ли пить талую воду?»
Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
4 неделя «Очистка грязной воды»
Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. Дать детям представление об очистке воды.
Март 1 неделя «Почва» Познакомить со свойствами почвы, дать представление о том, что в земле есть вода. учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
2 неделя «Мы сажали огород» Дать понятие о том, что солнце, воздух и вода – необходимые условия для роста растений. Отсутствие одного из этих компонентов очень влияет на рост растений.
3 неделя «Растения. Способы размножения растений.» Формировать умение различать семена различных растений. Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.
4 неделя «Лабиринт» Установить, как растение ищет свет. учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Апрель 1 неделя «Магниты» Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
2 неделя «Сила притяжения» Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
3 неделя
«Притягивание через предметы» Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы.
4 неделя «Законы взаимодействия магнитов проверяют гвозди» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах магнита, отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы
Май 1 неделя «Песочные часы». Закреплять с детьми свойства песка.
2 неделя «Для чего человеку песок и глина» Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки).
3 неделя «Животные и песок» Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.
4 неделя «Что узнали исследователи?». Обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.
Перспективный план подготовительной группы (краткое описание тем)
2 этап (6 – 7 лет)
1 Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории 1 -
Опыты с огнем - 3
2 «Горит – не горит» - 1
3 «Работа с огнем» - 1
4 «Живая тень» - 1
Опыты с напольными весами 2 2
5 «Работа с напольными весами. Знакомство» 1 -
6-7 «Взвешивание предметов» 1 1
8 «Рекордный вес» - 1
Опыты с магнитом 1 7
9-10 «Магнитная задача» 1 1
11 «Танцующие скрепки» - 1
12 «Летающая бабочка» - 1
13 «Магнит и стрелка» - 1
14 «Фокус с магнитом» - 1
15 «Сила притяжения магнитов» - 1
16 «Все тела притягиваются друг к другу» - 1
Научные опыты 1 9
17 «Снежные цветы» - 1
18 «Висит без веревки» - 1
19 «Сломанный карандаш» - 1
20 «Неугомонные зернышки» - 1
21 «Подводная лодка из винограда» - 1
22 Подводная лодка из яйца» - 1
23 «Своды и тоннели» - 1
25 «Как проткнуть воздушный шар без вреда для него» - 1
26 «Понятие об электрических зарядах» 1 -
27 «Танцующая фольга» - 1
Опыты для большой истории - 5
28 «Рассматривание веществ» - 1
29 «»Извержение вулкана» - 1
30 «Горообразование» - 1
31 «Всемирный потоп» - 1
Опыты с растениями - 5
32 «Откуда взялись растения» - 1
33 «Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м» - 1
34 «Как растение ищет свет» - 1
35 «Как питаются растения» - 1
36 «Как вянут стебли растений» - 1
Освещение возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения :
1. Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
2. Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Ожидаемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
• быстрое включение в активный познавательный процесс;
• самостоятельное пользование материалом;
• остановка цели и нахождение путей ее достижения;
• амостоятельность при поиске открытий;
• роявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
• растойчивость в отстаивании своего мнения;
• расширение кругозора детей;
• развитие критического мышления и речи;
• развитость мускулатура пальцев;
• проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач :
• самостоятельно ставит проблему;
• выдвигает гипотезы, предположения;
• самостоятельно планирует деятельность;
• выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
• доводит дело до конца;
• ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.
Формы проведения итогов реализации программы
• Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».