Ходателева Татьяна
Рабочая программа кружка по конструированию «Конструктор Плюс» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по конструированию
Воспитатель: Ходателева Татьяна Валерьевна
Ногинск 2017
1. Место реализации: МБДОУ «Детский сад№4 Звездочка общеразвивающего вида»
2. Название кружка: «Конструктор Плюс»
3. Руководитель кружка: воспитатель Ходателева Т. В.
4. Тип программы: художественно-эстетический
5. Вид программы: развивающая, обучающая
Публикация «Рабочая программа кружка по конструированию „Конструктор Плюс“ в средней группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
6. Направление деятельности кружка: конструктивно-модельная
7. Сроки реализации программы: 1 год
8. Количество и периодичность занятий: 1 раз в неделю, 36 занятий в год
9. Возрастная категория: дети 4-5 лет
10. Критерии отбора детей: по инициативе детей
11. Форма организации деятельности кружка: групповая, подгрупповая
12. Продолжительность занятия: 20 минут
Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- научной обоснованности и практической применимости;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Игра – это основной способ восприятия информации, ознакомления с окружающей действительностью в дошкольном возрасте. Существует множество разновидностей игр, которые помогают развить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Одной из таких игр являются игры с конструктором. Детские конструкторы помогают научить детей многому: от названия предметов, цветов, геометрических фигур до создания построек по собственному замыслу, умению проектировать и прогнозировать результат. Также игры с конструктором развивают у детей умение работать как самостоятельно, так и в команде.
Основной идеей создания кружка «Конструктор Плюс» послужила реализация возможностей детей познать окружающий мир практически, с помощью конструирования.
Актуальность конструирования значима в сфере работы по ФГОС, так как:
- конструкторы являются отличным средством для интеллектуального развития детей, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
- позволяют воспитателю совмещать воспитание, образование и развитие в игре;
- формируют у дошкольников познавательную активность;
- способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки сотрудничества и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность воплотить в жизнь свой замысел.
Цель программы: развитие творческих способностей детей, конструкторских умений и навыков.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, симулировать детское творчество;
2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее составные части, их функциональное назначение;
3. Развивать глазомер и чувство симметрии;
4. Закреплять знания детей об окружающем мире;
5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, подгруппе;
6. Развитие логического мышления;
7. Выявление талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Основные задачи педагогической работы с детьми по восприятию предметного мира:
1. Развить представление о труде, о некоторых профессиях, доступных восприятию детей;
2. Воспитать уважение к тем, кто трудится, бережное отношение к предметам и вещам;
3. Ближе познакомить детей предметами окружения;
4. Осуществить сенсорный анализ предметов, выделять особенности их строения, свойства, качества, связывая их с назначением предметов, с материалами, из которых они сделаны;
5. Познакомить детей с архитектурой: старинными и современными зданиями, мостами. Научить рассматривать их, выделять функциональное назначение, оформление, строение.
Основные задачи педагогической работы с детьми по конструированию и художественному труду:
1. Развить интерес к конструированию;
2. Научить анализировать постройки, рисунки, элементарные чертежи, выделяя основные части, функциональное назначение;
3. Сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость);
4. Научить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции;
5. Совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали, сочетая их по форме, цвету, величине;
6. Совершенствовать навыки пространственной ориентации;
7. Научить создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу;
8. Развить творчество, изобретательность, эстетический вкус в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами;
9. Предложить детям несложные конструкторы для экспериментирования с деталями. Показать способы крепления деталей, монтажа несложных конструкций;
10. Побудить обыгрывать сооружения, объединяться в играх;
11. Упражнять детей в изготовлении плоских и объемных поделок, научить вырезать различные элементы из цветной бумаги;
12. Упражнять детей в изготовлении несложных игрушек в технике оригами;
13. Научить использовать при создании поделок несложные схемы, выкройки;
14. Приобщить к работе с природным материалом;
15. Побудить проявлять аккуратность в процессе деятельности.
Ожидаемые результаты по конструированию к концу года:
1. У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах.
2. Расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей.
3. Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.
4. У детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления).
5. Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции 6. Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по- разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними).
7. Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.).
8. Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними.
9. Развивается творчество, изобретательство.
10. Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок.
11. Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.
12. Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
13. Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.
14. Учатся пользоваться ножницами, клеем.
15. Развивается деловое и игровое общение детей.
16. Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
Кабинет конструирования:
Дидактические игры, пазлы, счетные палочки, головоломки, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал.
Деревянные напольные конструкторы. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, гофрированная, прозрачная и т. п.)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.
Подборка из природного материала: шишки желуди, ракушки, морские камушки.
Конструкторы из серии «Лего» («Ферма»)
Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т. д.
Принципы организации работы кружка
Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.
Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Методы работы:
Словесный (беседа, рассказ);
Наглядный (демонстрация педагогом готовой постройки);
Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу)
Методическое обеспечение:
Агапова И. А., Давыдова М. А. 100 лучших оригами для детей. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.
Красичкова А. Г. Мои первые поделки. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 160 с.
Кузнецова Е. М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 240 с.
Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала: иетодическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. – М. : Карапуз: Творческий центр СФЕРА, 2009. – 159 с.
Румянцева Е. А. Аппликация. Простые поделки. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М. : АСТ, 2006. – 207 с.
Календарно-тематический план
дополнительной образовательной деятельности
Кружок «Конструктор Плюс»
Месяц Неделя 1 Неделя 2 Неделя 3 Неделя 4
Сентябрь Тема: Путешествие в страну конструктора
Методы: словесный, наглядный.
Форма: групповая
Задачи: познакомить детей с кабинетом конструирования. Представить различные виды материалов и конструкторов. Показать образцы поделок и построек.
Тема: Аппликация (аранжировка) из осенних листьев и плодов.
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: учить детей создавать композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство формы и композиции, воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Тема: Домики (деревянные кубики)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: сформировать представление о строительных деталях, их названиях, свойствах. Научить преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.
Тема: Котёнок (оригами)
Методы: наглядный, практический.
Форма: групповая
Задачи: Учить детей складывать лист бумаги, четко проглаживая линию сгиба следовать словесной и наглядной инструкции; побудить обыгрывать поделки, «оживлять» их, дорисовывая детали.
Октябрь Тема: Клик и готово (конструктор CLICS)
Метод: словесный, наглядный
Форма: групповая
Задачи: познакомить детей с конструктором с подвижными элементами CLICS, рассмотреть способы крепления деталей, схемы предложенных вариантов построек; учить понимать инструкцию, развивать логическое мышление.
Тема: Волшебные магниты (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, перспективный (по замыслу)
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить детей с магнитным конструктором; рассмотреть формы деталей, показать способ крепления. Развивать творческую активность, умение самостоятельно спроектировать постройку.
Тема: Вертушка (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: учить складывать лист бумаги, следуя словесному и наглядному образцу. Развивать логическое мышление.
Тема: Заборчики (счетные палочки)
Методы: словесный, практический
Форма: групповая
Задачи: развивать глазомер, отмеряя равные промежутки между деталями при работе на плоскости; развивать воображение, предложив дополнить постройку деталями по замыслу.
Ноябрь Тема: Беседка (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: научить подбирать детали конструктора в соответствии с образцом; развивать чувство формы. Научить анализировать схемы, выделяя основные части.
Тема: Ворота (кубики)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: учить подбирать материл в соответствии с заданием; закрепить названия геометрических фигур и форм; учить проявлять фантазию и дополнять постройку деталями по замыслу. Побудить обыгрывать постройку, добавлять персонажей, подходящих под заданную тематику.
Тема: Трактор (конструктор CLICS)
Метод: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: научить детей собирать по схеме объекты из конструктора с подвижными элементами CLICS, подбирать правильное количество деталей. Развивать воображение; побудить желание обыгрывать постройки.
Тема: LEGO
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: познакомить детей с крупным конструктором Лего, показать формы деталей и способы из крепления. Предложить выполнить постройку по замыслу, используя различные детали. Развивать фантазию, творческую активность.
Декабрь Тема: Зимний город (строительный материал из пенопласта)
Методы: словесный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям создать зимний город. Учить самостоятельно проектировать работу, распределять роли; развивать умение работать в команде.
Тема: В мире шестерёнок (конструктор KORBO)
Метод: словесный, наглядный
Форма: групповая
Задачи: познакомить с конструктором KORBO, рассмотреть детали и способы их крепления. Рассказать о механизмах, приводимых в движение с помощью шестерёнок. Тема: Водопад (конструктор KORBO)
Метод: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: научить детей собирать по предложенной схеме, добавлять детали и объекты по замыслу. Развивать творческую активность, воображение.
Тема: Ёлочка-красавица (цветная бумага, нитки, бусинки, пайетки)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: рассмотреть елочные игрушки фабричные и ручной работы. Предложить детям изготовить игрушку-елочку. Учить аккуратно работать с ножницами и клеем. Развивать чувство формы, творческую активность. Пробудить желание украсить поделку дополнительными деталями.
Январь Тема: Машины (конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: рассмотреть образец постройки легковой и грузовой машины; учить выделять детали, использованные в образце, создавать свою постройку по заданной схеме. Тема: Мосты и автомобили (кубики и конструктор CLICS)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: рассмотреть изображения мостов различного назначения, выделить части строения (опоры, спуски, перекрытия). Предложить построить автомобильный мост и автомобили из предложенных материалов. Развивать мышление, умение работать в команде.
Тема: Колодец (счетные палочки)
Методы: словесный, практический
Форма: групповая
Задачи: развивать ловкость, глазомер, аккуратность.
Тема: Лебедь (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: совершенствовать умении детей при работе с бумагой в технике оригами. Дополнить уже известные способы сгибания бумаги новыми. Развивать воображение. Побудить обыгрывать поделки, добавлять детали по замыслу, украшать свою работу.
Февраль Тема: Лего-ферма
Методы: Словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям описать деревенский быт, постройки и животных. С помощью тематического конструктора ЛЕГО-ферма построить модель деревенской фермы. Учить подбирать необходимые детали, работать в команде. Побудить обыгрывать полученные постройки.
Тема: Самолеты (конструктор)
Методы: наглядный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: рассмотреть различные виды самолетов; учить создавать постройку по замыслу, выбирая подходящие детали. Развивать творческую активность, воображение.
Тема: Рубашка для папы (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: учить складывать лист бумаги, четко проглаживая линии сгиба; работать в соответствии со схемой и объяснением. Побудить желание поздравить своих родных подарком, сделанным своими руками.
Тема: Куда катится шарик (конструктор Веселые горки)
Метод: словесный, наглядный
Форма: групповая
Задачи: познакомить детей с конструктором Веселые горки, показать способы крепления деталей и варианты сборки.
Март
Тема: Подарок для мамы (цветная бумага, цветные салфетки)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: предложить детям создать подарок для мамы к 8 марта. Учить аккуратно работать с клеем. Развивать мелкую моторику рук, творческую активность. Вызвать желание порадовать родных поделкой.
Тема: Рыбка (из пуговиц)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям «нарисовать» рыбку с помощью пуговиц. Развивать воображение, творческую активность, мелкую моторику рыб. Побудить дополнить свою работу деталями по замыслу.
Тема: Первые цветы (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: совершенствовать умения детей работать в технике оригами; воспитывать любовь и бережное отношение к природе Тема:
Карусель (магнитный конструктор)
Методы: наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить построить карусель из магнитного конструктора по предложенной схеме. Учить «читать» схему, подбирая нужное количество деталей.
Апрель Тема: Робот (кубики, конструктор)
Методы: наглядный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: продолжать учить детей понимать более сложные схемы; подбирать детали в соответствии ней. Развивать творческую активность, побуждать добавлять свои детали и строительные идеи.
Тема: Ракета (конструктор)
Методы: словесный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: рассмотреть иллюстрации ракет, схему их сборки из предложенного конструктора. Продолжать учить выбирать детали, необходимые для постройки. Развивать творческую активность.
Тема: Крутим, как хотим (конструктор KORBO)
Метод: словесный, практический, перспективный
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить детям самостоятельно придумать план постройки и воплотить его. Развивать умение подбирать нужные детали, воспитывать творческую активность. Тема: Сумочка для модницы (конструктор CLICS)
Метод: словесный, наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: предложить смастерить из конструктора с подвижными элементами CLICS сумочку. Развивать творческую активность, логическое мышление, воображение.
Май Тема: Танки и военные корабли (конструктор)
Методы: словесный, наглядный, практический
Форма: подгрупповая
Задачи: учит подбирать материал для постройки по замыслу. Развивать умение работать в команде. Вызвать желание обыгрывать свои постройки.
Тема: Горный пейзаж из мозаики (цветная бумага)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: учить складывать картину из обрывков бумаги, находить цветовое решение; правильно располагать детали на листе бумаги. Развивать воображение, творческое мышление.
Тема: Морские черепашки (природный материал: веточки, ракушки, пластилин)
Методы: словесный, наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: совершенствовать умение работать с природным материалом; показать разнообразие материалов для создания поделок. Развивать мелкую моторику, воображение, творческую активность.
Тема: Лягушка (оригами)
Методы: наглядный, практический
Форма: групповая
Задачи: учить детей складывать бумагу в технике оригами, дополнить знание различных способов складывания бумаги. Развивать воображение, желание играть со своими поделками.