Кристина Штенцель
Рабочая программа кружка по ФЭМП «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружкапо формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Публикация «Рабочая программа кружка по ФЭМП „Развивай-ка“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 летс учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа кружка «Развивай - ка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Программа математического кружка «Развивай-ка» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой. М. А. Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки»Е. В. Колесниковой,реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
• развитие логического мышления и творческих способностей.
• развитие математических способностей.
• развитие личностных качеств
• развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Основными принципами программы математического кружка являются :
• умственного развития дошкольника.
• индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
• индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации кружка :
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Показ мультимедийных материалов.
В организации работы использовалась программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.
Работа распределяется по разделам:
• Количество и счет,
• Ознакомление с геометрическими фигурами,
• Определение величины.
• Ориентировка во времени и в пространстве.
• Решение логических задач.
4. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-6 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т. е. в 5-6 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
5. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 1 год.
6. Преемственность.
Программа кружка предполагает :
• Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
• Формирование личности ребёнка.
• Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Первый год обучения (старшая группа).
Особенности детей.
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т. д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки, эмоциональной сферы ( расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие, памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Учебно - методический план кружковой работы :
№ Наименование темы Количество часов
1. Количество и счет.
2. Ознакомление с геометрическими фигурами,
3. Определение величины.
4. Ориентировка во времени и в пространстве.
5. Решение логических задач.
Год обучения Кол-во занятий
в неделю Кол-во занятий
в месяц Кол-во занятий
в год Продолжи
тельность
занятия
2018-2019 1 4 36 20-25 мин
2019-2020 1 4 36 25-30 мин
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
взрослых и детей 5-6 лет.
Дата Тема занятия Программное содержание
сентябрь Мониторинг
Мониторинг
«Продолжи закономерность» (www.infourok.ru)
Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.
«Продолжи закономерность»
(www.infourok.ru) Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.
октябрь «Считай не ошибись!»
(www.doshkolnik.ru)
Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете
«Найди предмет такой же формы» (www.infourok.ru)
Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
«Четвертый лишний»
(www.maam.ru) Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.
«Подбери обувь»
(www.nsportal.ru) Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины
ноябрь «Третий лишний»
(www.infourok.ru)
Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов
«Сколько геометрических фигур?» (www.infourok.ru)
Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей
«Лабиринт. Дорисуй картинку». (www.nsportal.ru)
Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.
«Лабиринт. Дорисуй картинку». (www.nsportal.ru)
Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.
декабрь «Дорисуй и раскрась»
(www.ped- kopilka.ru) Цель: закрепить отношение: часть - целое.
«Разложи лекарства»
(www.maam.ru) Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи
«Самый внимательный. Выложи по образцу».
(www.nsportal.ru) Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление
«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». (www.nsportal.ru)
Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность
январь «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». (www.ped- kopilka.ru)
Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
«Разные дома. Забор»
(www.ped- kopilka.ru) Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части.
февраль «Продолжи закономерность»
(www.infourok.ru) Цель: закрепить закономерности
«Какой домик лишний и почему?» (www.maam.ru)
Цель: закрепить представление о многоугольниках
«Какой домик лишний и почему?» (www.maam.ru)
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.
«Круглый год» (www.nsportal.ru)
Цель: закрепление названий месяцев в году.
март «Математическое домино»
(www.nsportal.ru) Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
«Выбери нужный предмет.
». (www.ped- kopilka.ru)
Найди похожие кубики».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.
«Поменяй признак»
(www.doshkolnik.ru)
Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.
«Логические цепочки»
(www.doshkolnik.ru)
Цель: закрепить представление о числовом отрезке
апрель «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». (www.nsportal.ru) Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?
(www.nsportal.ru) Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.
«Обведи дорожки»
(www.maam.ru) Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
«Найди нужную деталь. Построй домик».
(www.knittochka.ru) Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.
май «Составь задачу и запиши»
(www.doshkolnik.ru)
Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
(www.doshkolnik.ru)
Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.
Мониторинг
Мониториг
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
5-6 лет:
• Считает (отсчитывает) в пределах 10.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
• Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
• Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
• Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количествоуглов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.