Дедова Анна
Рабочая программа кружка по изонити «Волшебная ниточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Публикация «Рабочая программа кружка по изонити „Волшебная ниточка“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Реализация этого способа подробно описана в учебно-методических пособиях: Ю. С. Лещинская «Волшебная изонить», Л. И. Бурундукова «Волшебная изонить».
Пояснительная записка.
Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий для ее саморегуляции, формирование эстетического вкуса, творческих способностей.
Программа основывается на использовании техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства. Это техника создания картин из ниток на твердой основе. Её также называют вышивкой по картону. В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Родиной ниткографии считается Англия. Согласно одной версии, создательницей техники ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых - «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904 г.) – имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм она изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии. Т. к. я работаю в группе компенсирующей направленности, для меня очень важно, что занятия изонитью способствуют :
- развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук (что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга,
- глазомера,
-логического мышления,
-воображения,
-волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца, - художественных способностей и эстетического вкуса).
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте).
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности.
Новизна этой программы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.
Актуальность разработки данной программы заключается в идее использования изонити одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.
Педагогическая целесообразность - занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Цель программы :
развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
Дать понятие о точке отсчёта.
Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
Научить работе с трафаретом.
Научить технике работы с изонитью.
Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
Развивающие:
Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
Способствовать развитию абстрактного мышления.
Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
Развивать активный и пассивный словарь детей.
Развивать объяснительную и доказательную речь.
Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Воспитывать эстетический вкус.
Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации) .
Форма занятий.
Занятие кружка включено в расписание непосредственно образовательной деятельности и проводится один раз в неделю продолжительностью 25 минут.
День проведения – среда.
Время проведения – с 15.30 до 16.00.
Срок реализации программы : 1 год
Комплектование учебной группы.
Для успешной реализации программы в учебной группе находится не более 10-15 человек.
Формы организации деятельности детей.
Групповая.
Индивидуальная.
Форма занятий:
Практические занятия.
Выставки.
Методы проведения занятий.
Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
Наглядные: иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.
Интеграция образовательных областей :
Коммуникация, познание, художественное творчество, познавательно-исследовательская деятельность.
Познание (развитие математических представлений) - угол, величина, длина сторон. Окружность, хорда, её длина и направление; количественный и порядковый счет, точка отсчета, ориентировка на плоскости.
Коммуникация - развитие активного и пассивного словаря, объяснительной и доказательной речи, монологической речи, введение в активную речь детей математических терминов.
Познание (Ознакомление с окружающим и экспериментирование) - расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах предметов и материалов, развитие логического мышления и целеполагания.
Социализация (театрализованная деятельность) - развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, воспитание любви к театру и различным жанрам литературных произведений.
Художественное творчество - знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, знакомство с цветом, образами, сюжетами, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.
Предполагаемые результаты.
К концу обучения дети должны:
Знать:
-правила работы с изонитью;
-правила и последовательность работы над углом, окружностями, треугольниками, квадратами, ромбами.
Уметь:
-отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки) ,
- дорисовывать изображение после вышивки угла;
- укреплять нить с обратной стороны;
-выполнять узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона;
-определять направление углов;
- отмечать отверстия на картоне по отметкам на трафарете;
-пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла;
-вдевать нить в иголку и завязывать узелок;
-самостоятельно подбирать цвет ниток;
-выполнять окружности, треугольники, квадраты, ромбы в технике изонити, пользуясь трафаретами,
-моделировать создавать узоры из углов и окружности путем накладывания их друг на друга;
-выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины,
-анализировать образцы;
- определять размеры трафаретов на глаз, использовать фигурную линейку или рисовать волну «от руки»;
-самостоятельно дополнять или изменять рисунок.
-создавать свои композиции;
-взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
-соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, шилом.
Иметь представление:
-о прямом, остром, тупом углах;
- о сантиметре и миллиметре на обычной линейке.
Инструменты и материалы.
1. Иголка с широким ушком.
2. Цветные катушечные нитки №20-40.
3. Ножницы.
4. Шило (желательно короткое) .
5. Кусок пенопласта для прокладки во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола.
6. Цветной картон.
7. Размер картона или бархатной бумаги на первом этапе обучения должен быть примерно 10*15 см. (большой лист бумаги неудобно поворачивать при работе, чтобы следить за положением нити на изнаночной и лицевой стороне) .
8. Линейка. Её могут заменить трафареты, выполненные из плотного картона, с нанесёнными по краям отметками. Количество отметок по всем сторонам трафарета должно быть одинаковое.
Вопросы безопасности труда.
На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На первом же занятии педагог, знакомит ребят с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.
Правила безопасности работы, оформленные в виде плаката-памятки, рекомендуется вывесить в группе на видном месте, чтобы дети их видели постоянно. На каждом занятии по мере необходимости воспитатель напоминает их детям.
Ребята должны знать и соблюдать следующие правила при работе ножницами и иголками:
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду или другие случайные предметы.
5. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
6. Иголки надо хранить в игольнице или специальной подушечке.
7. Нельзя брать в рот иголки.