МААМ-картинки

Рабочая программа клуба для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Ольга Соколова
Рабочая программа клуба для детей старшего дошкольного возраста и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевичок»

Раздел 1. Целевой

1.1. Пояснительная записка

Актуальность.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие

требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными

Публикация «Рабочая программа клуба для детей старшего дошкольного возраста и родителей» размещена в разделах

речевыми нарушениями. Речь у таких детей малопонятна для окружающих:

некоторые звуки полностью отсутствуют, т. е. не произносятся, пропускаются

или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу,

составить рассказ по картинке, пересказать текст.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет

за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение

произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи.

И, как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она

эффективнее.

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является

комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи.

Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной

работе не только учителя - логопеда, педагогов ДОУ, но и при необходимости

медицинских специалистов (невролога, психиатра, ортодонта и др., а также

обязательное активное участие родителей.

Статья 44 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители

(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют

преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми

другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного

и интеллектуального развития личности ребенка». ФГОС ДО указывает,

что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации

основной образовательной программы ДОУ.

Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике

и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведом-

ленность родителей (законных представителей) в вопросах профилактики

нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой

и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают

необходимой организацию целенаправленной помощи родителям (законным представителям) в речевом развитии детей.

Работа учителя-логопеда и воспитателей группы предусматривает различные

формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

дошкольников. Практика показывает, что родителей (законных представителей) дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы

(неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение

грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать

работу с родителями (законными представителями) в групповой форме.

Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей группы

с родителями (законными представителями) является детско-родительский

логопедический клуб.

Рабочая программа логопедического клуба «Речевичок» предназначена для

родителей (законных представителей) дошкольников старшего возраста.

Реализация программы клуба позволяет оказывать специализированную

помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и

преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Отличительные особенности данной программы от существующих и

используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:

Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые

мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в

письменной форме на карточках или специальных тетрадях.

Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с

участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного

занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т. д., требующие

правильного закрепления в домашних условиях.

Программа детско-родительского клуба предполагает взаимодействие

учителя-логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах.

Это совместное составление перспективного планирования работы на

текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов

и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего

предметного пространства в групповом помещении;

Все занятия проводятся в игровой форме.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осущест-

вления образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН

2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования и с учетом концептуальных положений Примерной

основной образовательной программы дошкольного образования

(одобрена решением федерального учебно-методического объединения

по общему образованию от 20 мая 2015. Протокол от №2/15);

- Филичева Т. В., Чиркина Г. В., Туманова Т Н. «Программа логопедической

работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

М. : "Просвещение", 2008.

- Филичева Т. В., Чиркина Г. В. «Программа логопедической работы по

преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей».

М. : "Просвещение", 2008. Основная образовательная программа

дошкольного образования МБДОУ детский сад № 13;

- Устав МБДОУ детский сад № 13.

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России

от 11.12.2006 годы № 06-1844 «О примерных требованиях к программам

дополнительного образования детей».

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.

Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет

с ОНР (3 уровень речевого развития, фонетико-фонематическим

недоразвитием речи. Обучение осуществляется на русском языке.

1.1.1. Цели и задачи работы клуба с родителями и детьми с речевыми

нарушениями.

Цель организации работы клуба:

Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых

нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия

учителя – логопеда, воспитателей с родителями в условиях комбинированной

группы.

В процессе работы клуба решаются следующие задачи:

1. Формирование и совершенствование педагогических компетенций

родителей в вопросах развития своего ребенка.

2. Оказание консультативно – методической помощи родителям в

коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации

логопедических занятий дома.

3. Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.

4. Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и

речевому развитию ребенка в семье.

1.1.2. Принципы формирования рабочей программы к организации работы

с детьми с речевыми нарушениями.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

Принцип доступности предполагает соответствие организации и

осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч,

их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом

подготовленности и информированности родителей.

Принцип сознательности и активности основывается на развитии у

участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении,

изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает

активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых

нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.

Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса

средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более

четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.

Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком.

Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность

ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения

и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и

самоутверждении.

1.1.3. Значимые для реализации рабочей программы возрастные и

индивидуальные характеристики

Индивидуальная характеристика детей 6-7–го года жизни с речевыми

нарушениями в МБДОУ

Проведена диагностика речевого развития детей с ОВЗ подготовительных

групп с использованием диагностического инструментария

(«Альбом для логопеда» под редакцией О. В. Иншаковой, М. : Владос, 2000).

Группы посещают воспитанники с 6 до 7 лет с ОВЗ в количестве 8 человек.

Результаты мониторинга на 2019-2020 учебный год.

принято 21,

ФФНР, стертая дизартрия - 9,

НВ ОНР, стертая дизартрия - 1,

ОНР 3, стертая дизартрия - 8,

ОНР 2, стертая дизартрия - 3

Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 –го года жизни с

речевыми нарушениями.

Характеристика речевого развития детей, имеющих ОНР (III уровень

речевого развития)

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой

фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики,

грамматики и фонетики.

- Использование простых распространенных, а также некоторых видов

сложных предложений;

- Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или

перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка

мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца);

- В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти

слогов («акваиюм» — аквариум, «татал-лист» — тракторист,

«вадапавод» — водопровод, «зади-гайка» — зажигалка);

- Грамматический строй языка характеризуется наличием выраженных

нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформи-

рованность словообразовательной деятельности. Для этих детей

характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий,

слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» —

«палътш, «кофнички» — кофточки, «мебель»— «разные стблы»,

«посуда» — «миски», незнание названий слов, выходящих за рамки

повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть,

переносица, ноздри, веки, животных (копыта, вымя, грива, бивни,

наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и

действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает).

- Нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность

изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается

неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение

межфразовых связей между предложениями.

- Трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконапол-

няемости.

- Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых

звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.

- Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с

трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и

конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук,

не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п.

Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не

выполняют.

Характеристика речевого развития детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса

формирования произносительной системы родного языка у детей с

различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия

и произношения фонем.

Признаком фонематического недоразвития является незаконченность

процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными

или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается

в следующем:

- замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими,

р и л звуком л', с—ш или ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и

шипящих звуков, т. е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по

артикуляции взрывными звуками от, т д, д);

- несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук,

например: мягкий звук ш' вместо ш и т. п.);

- некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно,

но в речи не употребляет или заменяет.

- количество неправильно произносимых звуков может достигать большого

числа (до 16—20).

- недостаточная дифференцированность фонематического восприятия.

Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по

различению звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают

внимательно слушать и поднять руку (фишку, сигнальную карточку и т. п.) в

момент произнесения определенного звука или слога. Не меньшие трудности

возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками

(например: па-ба, ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся

на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается

слово, и т. п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на

какой-либо определенный звук.

- затруднения детей при анализе звукового состава речи.

- наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, ограниченность

словаря и задержка в формировании грамматического строя речи.

1.2. Планируемый результат освоения программы.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их

сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых

нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов

дошкольников.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение

доли участия семьи в воспитательном процессе.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом,

воспитателями совместно и на основе родительского запроса. С согласия

большинства родителей в содержание тематического планирования могут

быть внесены изменения.

Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится

анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы логопедического клуба

предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в

организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие

ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную

деятельность по достижению поставленной цели в работе с

детьми-логопатами.

Учитывается интеграция следующих областей:

коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы,

здоровье, художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи,

развитие умения поддерживать диалог.

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла

понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через

специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления

физического здоровья детей.

6. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности

детей (лепка, рисование, конструирование).

Данная программа составлена с учётом и использованием современных

инновационных технологий и методик в области правильного дыхания,

развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные

функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно

влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи

дошкольников.

Форма организации обучения – совместные занятия родителей и детей.

2.2 ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА

ноябрь

«Готовимся к школе в игре» семинар-практикум

Цель:

1. Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект

семейной социализации дошкольников в преддверии школы. Помочь

родителям овладеть игровыми способами познавательного общения

с ребенком в семье для подготовки к школе.

2. Дать представление о качествах характерных для будущего школьника,

и требованиях современной школы к будущим первоклассникам.

1. Выставка рисунков «как я представляю себя в школе».

2. Практическое занятие – соревнование.

3. Логические игры и т. д.

1. Краткое выступление «цели и задачи клуба». Мы продолжаем

работу клуба…

2. «Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу».

3. Практическое занятие – соревнование и т. д.

февраль

«Здоровье вашего ребенка – залог дальнейшего успешного обучения в школе» семинар-практикум

Цель:

1. Привлечь родителей к вопросу «Подготовлен ли Ваш ребенок к школе?»

2. Оказать помощь родителям в разрешении при подготовки детей к

обучению в школе.

1. Анкетирование детей.

2. Практическая работа.

3. Презентация «Я иду в школу»

1. Анкетирование родителей.

2. Оценка результатов опроса.

3. «Значение режима дня в жизни старшего

дошкольника» мед. сестра

4. Практическая часть: звукобуквенный, слоговой анализ слов, составление

графической схемы с родителями.

май

«На пороге школьной жизни» семинар-практикум

Цель:

Помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться

в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник.

1. Выставка дидактических игр и пособий по подготовке детей к школе

«Копилка полезных вещей»

1. Выступление ведущего «На пороге школьной жизни».

2. «Психологическая готовность детей к началу школьного обучения»

психолог

3. Готовность к школьному обучению.

4.«Пирамида знаний» советы, рекомендации, памятки.

5. Чаепитие.

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с

рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком

по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями,

играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития

того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы

клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний

логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять

коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних

условиях.

Раздел 3. Организационный

3.1. Режим дня

Срок реализации программы 1 год. Учебный год длится 9 месяцев –

с сентября по май. Количество детей, посещающих клуб, составляет

8 человек. Заседания клуба также посещают родители (законные

представители) дедушки, бабушки дошкольников старшего возраста.

Заседания клуба проводятся 1 раз в квартал

(4-я среда) во вторую половину дня в музыкальном зале. Заседания клуба

проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов,

мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов,

соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных.

Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего

ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в

домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний

клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить

наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной

работы, психологически настроить на работу по преодолению

речевого нарушения в домашних условиях.

Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию

в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно

предложить родителям высказать или написать обратную связь,

используя метод незаконченных предложений. Полученная таким

образом информация позволит вносить коррективы в содержание

последующих встреч.

План совместной деятельности:

Возраст - 6-7 лет

Кол-во занятий в год - 3

День недели - среда

Длительность условного часа - 30 минут

Время проведения - 17.30-18.00

3.2. Перспективное планирование работы педагога

Месяц: ноябрь

Тема занятия: "Готовимся к школе в игре"

Цель: Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект

семейной социализации дошкольников в преддверии школы. Помочь

родителям овладеть игровыми способами познавательного общения

с ребенком в семье для подготовки к школе.

Содержание:

1. Выставка рисунков «как я представляю себя в школе».

2. Практическое занятие –соревнование.

3. Логические игры и т. д.

4. Краткое выступление «цели и задачи клуба»

Мы продолжаем работу клуба…

5. «Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу».

Месяц: февраль

Тема занятия: «Здоровье вашего ребенка – залог дальнейшего успешного

обучения в школе»

Цель: 1. Привлечь родителей к вопросу «Подготовлен ли Ваш ребенок

к школе?»

2. Оказать помощь родителям в разрешении при подготовки

детей к обучению в школе.

Содержание: 1. Анкетирование детей.

2. Практическая работа.

3. Презентация «Я иду в школу»

4. Анкетирование родителей

5. Оценка результатов опроса.

6. «Значение режима дня в жизни старшего дошкольника»

7. Практическая часть: звукобуквенный, слоговой анализ слов, составление

графической схемы с родителями.

Месяц: май

Тема занятия: «На пороге школьной жизни»

Цель: Помочь родителям детей, находящихся на школьном старте,

сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться

первоклассник.

Содержание:1. Выставка дидактических игр и пособий по подготовке детей

к школе «Копилка полезных вещей».

2. Выступление ведущего «На пороге школьной жизни».

3. «Психологическая готовность детей к началу школьного обучения».

психолог

4. Готовность к школьному обучению.

5.«Пирамида знаний» советы, рекомендации, памятки.

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы.

Для реализации программы клуба в детском саду имеется музыкальный

зал, с необходимым оборудованием, которое соответствует требованиям

программы.

Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания, артикуляционной

моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики.

Куб для проведения артикуляционной гимнастики.

Логопедическая собака Найда.

«Артикуляция звуков в графическом изображении».

Пособия для развития речевого дыхания.

Пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, обводки, лыжи,

массажные шарики Су-Джок.

Папка с практическими материалами на автоматизацию звуков.

Рабочие тетради по автоматизации звуков.

Игры для коррекции слоговой структуры слова.

Материал для развития фонематического слуха и формирования

фонематического восприятия (дифференциация фонем)

Звучащие игрушки для различения неречевых звуков.

Настольные игры на дифференциацию звуков:

«Самолет или вертолет?», «Рыбак»

Игры на определение места звука в слове: «Рыбка», «Бабочка»,

«Малинки по корзинкам», звуковая рыбка.

Материалы для формирования лексико-грамматического

строя речи и связной речи

Карточки с предметными картинками на разные лексические темы.

Картотека по лексическим темам.

Кукла Маша.

Игра «Когда это бывает?» на развитие словаря и связной речи по теме.

«Времена года».

Игра «Один - много».

Игра «Изучаем предлоги».

Сюжетные картинки для определения последовательности и составления

рассказов.

Материал для развития навыков звукобуквенного

анализа и синтеза и обучения грамоте

Звуковые домики

Речевое лото

Настольная игра «Говорящая ручка»

Тесты «Основы грамоты»

Игра «Продолжи слова»

3.4. Литература

Публикации по теме:

Игра по ПДД «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста и их родителейИгра по ПДД «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Игра: «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения (для детей подготовительной группы и родителей) Цель: Систематизировать знания.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Праздничное развлечение для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Веселая ярмарка» Цель: Создание условий для приобщения детей и родителей к культуре русского народа. Задачи: Привлекать детей и родителей к активному участию.

Проект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителейПроект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Классификация проекта: • по тематике: здоровьесберегающий; • по срокам реализации: долгосрочный; • участники проекта: дети старшего дошкольного.

Программа логопедического клуба для родителей подготовительной группы «Грамотейки» Актуальность Логоклуба для родителей «Грамотейки»Семья для ребенка – одновременно и среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа клуба для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Опубликовано: 6 февраля 2020 в 19:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа клуба для детей старшего дошкольного возраста и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соколова (УИ 1110532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД