Лилия Хангареева
Рабочая программа изостудии
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 147 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Программа дополнительного образования
по не традиционному изобразительному искусству
«Подсолнух»
Возрастной состав воспитанников – 4 -7 лет
Продолжительность образовательного процесса - 3 года
Составитель: воспитатель Хангареева. Л. Р
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его заинтересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Публикация «Рабочая программа изостудии» размещена в разделах
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Уфа- 2017
Пояснительная записка
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детском саду чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Необходимо научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать процесс можно включать размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а так же комбинировать разные материалы, используя специальные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования нескольких материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека.
Новизной данной программы дополнительного образования является новая, отличная от традиционных, форма развития в изобразительной деятельности. Представленные в программе различные техники ранее не использовались в работе с детьми.
Цель программы – ознакомление детей с наиболее полным спектром различных нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Достижение данной цели невозможно без обучения дошкольников навыкам обращения с разнообразными художественными материалами как средствами творческой выразительности.
Задачи:
- развитие индивидуальных, личностных качеств, положительной мотивации, устойчивого интереса к творческой деятельности;
- развитие творческого воображения, образного и логического мышления;
- создание условий для экспериментирования с художественными материалами, изобразительно-выразительными средствами;
- воспитание чувства сотрудничества в совместной творческой работе.
Принципы построения программы :
• системность занятий;
• доступность материала;
• от простого к сложному;
• повторность материала;
• разнообразие тематики и изобразительных техник.
Все представленные в программе нетрадиционные художественно-графические техники изучены и апробированы. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т. е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании.
Программа рассчитана на 3 года работы с детьми от 4-7 лет из расчета 2-раза в неделю. Продолжительностью занятий для детей среднего возраста 20-25 минут, для детей старшего возраста 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня в 15: 15 и 16:00 В программе по 32 занятия, для каждой возрастной группы. Для каждого собрания подобран материал.
Формы работы с детьми :
Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – Изостудии детского сада. Для успешной реализации программы необходимы материальная база, изобразительные материалы.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
• активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
• умение находить новые способы для художественного изображения;
• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является диагностика.
Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ.
Учебно-тематический план
Средняя группа
Перечень разделов Наименование темы Количество занятий
Раздел 1.
Ознакомительный 1. В гостях у королевы Кисточки.
2. Цветные стихи в картинках.
3. Волшебная палитра.
4. Цветные фантазии.
5. Загадочная «клякса». 5
Раздел 2.
Натюрморт 1. Кисть рябины.
2. Листик желтый, листик красный.
3. Подснежники.
4. Букетов цветов. 4
Раздел 3.
Пейзаж 1. Выпал беленький снежок.
2. Плыви кораблик.
3. Посмотри в свое окно.
4. Волшебный карандашик.
5. Солнечная поляна.
6. Самолет над городом. 6
Раздел 4.
Декоративное рисование 1. Картинка в рамочке.
2. Узор на стекле.
3. Веселые снеговики.
4. Ёлочка-красавица.
5. Заюшкина избушка.
6. Хрупкие снежинки.
7. Декоративные дорожки.
8. Солнышко, нарядись.
9. Новое платье мамы.
10. Сказочная птица. 10
Раздел 5.
Животные 1. «Веселые медвежата».
2. Ежиная семейка.
3. Котята.
4. Снегирь.
5. Птичий двор.
6. Веселые осминожки.
7. Пестрые бабочки. 7
Итого занятий 32
Старшая группа
Перечень разделов Наименование тем Количество занятий
Раздел 1.
Натюрморт 1. Золотые колосья.
2. Рябина в снегу.
3. Солнечные подсолнушки.
4. Цветы для мамы.
5. Мимоза.
6. Мраморные картинки. 6
Раздел 2.
Пейзаж 1. В осеннем лесу.
2. Дует сильный ветер.
3. Наскальный рисунок.
4. Отражение в реке.
5. Прогулка по городу.
6. Звездное небо.
7. На необитаемом острове. 7
Раздел 3.
Декоративное рисование 1. Дорожка узоров.
2. Витраж для окошка «Зимушки-зимы».
3. Дымковская игрушка.
4. Терем Деда Мороза.
5. Веселые кляксы.
6. Пир на весь мир.
7. Волшебные цветы.
8. Рисунки – штампы.
9. Осенний ковер.
10. Сказочная птица 10
Раздел 4.
Животные.
Люди. 1. Друг детства.
2. Живые ладошки.
3. Дед Мороз и Снегурочка.
4. Птицы – времена года.
5. Петя – петушок.
6. Пингвины.
7. Цирковые пони.
8. Веселые картинки.
9. Сова с совятами. 9
Итого занятий 32
Подготовительная группа
Перечень разделов Наименование тем Количество занятий
Раздел 1.
Натюрморт 1. Осенний вальс.
2. Растения рядом с нами.
3. Черемуха.
4. Оттиски и отпечатки.
5. Белая береза.
6. Астры. 6
Раздел 2.
Пейзаж 1. В волшебном царстве.
2. Зимние напевы.
3. Северное сияние.
4. Посмотри в свое окно.
5. Снег, снег, кружится.
6. На морском дне.
7. Космические просторы.
8. Избушка на курьих ножках.
9. Я рисую море, голубые дали.
10. Ночной пейзаж.
11. Прогулка по Африке. 11
Раздел 3.
Декоративное рисование 1. Расписное оконце.
2. Волшебный карандашик.
3. Перо жар-птицы.
4. Ожившая сказка.
5. Морозный узор на стекле.
6. Игривые рыбки.
7. На далекой удивительной планете.
8. Преврощалочка.
9. Красивые картинки из разноцветной нитки. 9
Раздел 4.
Животные. Люди. 1. В царстве королевы Кисточки.
2. Мир дельфинов.
3. Такие разные мамы.
4. Цирковые собачки.
5. Серебряное копытце.
6. Волшебные попугайчики. 6
Итого занятий 32
Содержание
Средняя группа
Месяц № Тема Практическое занятие, нетрадиционная техника
Октябрь 1
2
3
4 В гостях у королевы Кисточки
Цветные стихи в картинках
Волшебная палитра
Веселые медвежата Знакомства с разными видами мазка;
Рисование-эксперементирование с разными цветами спектра;
Рисование с постепенным смешиванием красок;
Рисование медведя и елок (тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой).
Ноябрь 1
2
3
4 Кисть рябины
Ежиная семейка
Листик желтый, листик красный
Картинка в рамочке Рисование пальчиками и тонкой кистью;
Рисование штриховкой восковыми мелками;
Нанесение гуаши на листья, отпечатывание, создание композиции;
Умение располагать рисунок в рамке листа, отрабатывание нажима на карандаш.
Декабрь 1
2
3
4
5 Выпал беленький снежок
Узоры на стекле
Веселые снеговики
Ёлочка-красавица
Заюшкина избушка Монотипия, рисование пальчиком;
Тонирование листа по - мокрому, рисование ватной палочкой;
Рисование с использованием шаблона;
Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки;
Рисование с использованием восковых мелков прямыми и круговыми штрихами.
Январь
1
2
3 Котята
Снегирь
Хрупкие снежинки Рисование методом тычка жесткой кистью, акварель + восковой мел;
Рисование с отображением характерных особенностей внешнего вида;
Рисование ватной палочкой и зубочистками.
Февраль 1
2
3
4 Декоративные дорожки
Солнышко, нарядись
Плыви кораблик
Посмотри в свое окно Знакомство с элементами декоративной росписи;
Рисование с использованием декоративных элементов;
Монотипия, печать;
Рисование на заданной форме восковыми мелками с последующим тонированием акварелью.
Март
1
2
3
4 Цветные фантазии
Новое платье для мамы
Птичий двор
На что похожа клякса «Растягивание» воскового мелка, сочетание воска и акварели
Рисование на готовой форме с использованием элементов декоративной росписи
Рисование методом тычка клеевой кистью, скомканной бумагой
Кляксография, дорисовывание тонкой кистью
Апрель
1
2
3
4 Подснежники
Сказочная птица
Веселые осминожки
Волшебный карандашик Тонирование листа по сырому, рисование пальчиками
Рисование крыльев и хвоста ладошками
Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель
Рисование восковыми мелками с последующим покрытием акварелью
Май 1
2
3
4 Салют над городом
Букетов цветов
Пестрые бабочки
Солнечная поляна Смешивание красок, набрызг зубной щеткой, печать по трафарету
Рисование ладошками и пальчиками
Монотипия
Рисование мать-и-мачехи (тычок клеевой кистью)
Старшая группа
Месяц № Тема Практическое занятие, нетрадиционная техника
Октябрь 1
2
3
4 Осенний ковер
В осеннем лесу
Золотые колосья
Дует сильный ветер Печать листьев, набрызг по черному фону
Размывание цветных пятен, печать поролоном
Рисование с натуры
Раскатывание воскового мелка
Ноябрь 1
2
3
4 На необитаемом острове
Друг детства
Дорожка узоров
Прогулка по городу Рисование поролоном
Рисование игрушки с натуры
Составление узора из декоративных элементов
Создание трехпланового изображения
Декабрь 1
2
3
4
5 Живые ладошки
Сова с совятами
Терем Деда Мороза
Дед Мороз и снегурочка
Витраж для окошка в избушке Зимушки-зимы Рисование ладошкой и пальчиками
Рисование по схеме
Рисование солью
Рисование по трафарету, набрызг
Витражное рисование
Январь 1
2
3 Дымковская игрушка
Птицы – времена года
Рябина в снегу Рисование дымковской росписи ватной палочкой и пальчиками
Рисование силуэта летящей птицы, холодные и теплые оттенки
Рисование толстой кистью и пальчиками
Февраль 1
2
3
4 Веселые кляксы
Солнечные подсолнушки
Пингвины
Цветы для мамы Кляксография с трубочкой. Рисование тушью
Рисование клеевой кистью и ватными палочками
Рисование пингвина по заданной схеме, определение цветовой гаммы
Печать цветов по трафаретам, рисование пальчиками
Март 1
2
3
4 Пир на весь мир
Мраморные рисунки
Звездное небо
Рисунки – штампы Расписывание посуды по мотивам гжели
Рисование на мятой бумаге
Смешивание красок, набрызг, рисование контуром
Использование штампов из бросового материала
Апрель
Май 1
2
3
4
1
2
3
4 Космические просторы
Петя – петушок
Наскальный рисунок
Цирковые пони
Праздничный салют над городом
Отражение в реке
Волшебные цветы
Веселые картинки Тонирование по сырому, восковой мел + акварель
Сюжетное рисование с элементами декоративной росписи
Рисование иглой на картонных тарелочках
Рисование по заданной схеме с элементами барельефа
«Проступающий рисунок», свойства воска и акварели
Трехмерная монотипия
Рисование сказочных цветов с использованием элементов декоративной росписи
Самостоятельный выбор детьми техники рисования
Подготовительная группа
Месяц № Тема Практическое занятие нетрадиционные техника
Октябрь 1
2
3
4 В волшебном царстве
Осенний вальс
Растения рядом с нами
Астры Рассматривание разных оттенков спектра
Тиснение листьев восковыми мелками
Рисование с натуры
Рисование пастелью
Ноябрь 1
2
3
4 Расписное оконце
Волшебный карандашик
Мир дельфинов
Снег, снег, кружится Витражное рисование
Знакомство с каракулеграфией
Рисование пастелью
Рисование пейзажа (черно-белый граттаж)
Декабрь 1
2
3
4
5 Перо жар-птицы
Серебряное копытце
Северное сияние
Морозный узор на стекле
Зимние напевы Сочетание графических, аппликативных, коллеграфических элементов
Рисование гелевыми ручками на темном фоне
Рисование пастелью
Рисование в технике фотокопия (свеча + гуашь)
Рисование поролоном, пенопластом, ватными палочками
Январь 1
2
3 «Ожившая сказка»
Посмотри в свое окно
Игривые рыбки Рисование сказочных сюжетов
Рисование по замыслу (восковой мел и акварель)
Декоративное рисование с элементами письма
Февраль 1
2
3
4 На морском дне
Превращалочка
Такие разные мамы
Корабли пустыни Силуэтное рисование (ватные палочки, нить)
Кляксография с трубочкой
Рисование фигуры человека
Использование шаблона и трафарета
Март 1
2
3
4 Черемуха
Я рисую море – голубые дали
Оттиски и отпечатки
Ночной пейзаж Рисование тычком ватной палочкой, торцом карандаша на черном фоне
Рисование экспериментирование с использованием пены для бритья
Экспериментирование с разными материалами и инструментами
Черно-белый граттаж
Апрель 1
2
3
4 Космические просторы
На далекой удивительной планете
Красивые картинки из разноцветной нитки
Прогулка по Африке Рисование пастелью и витражом
Рисование – фантазия (восковой мел, акварель)
Рисование кистью (акварель, клей ПВА, нитки)
Рисование африканских животных и растений из геометрических фигур
Май 1
2
3
4 Избушка на курьих ножках
Белая береза
Цирковые собачки
В царстве королевы Кисточки Барельеф
Рисование в технике – батик
Рисование по схеме
Рисование сюжетных картин без использования кисточки
Приложение № 1
Методическое обеспечение
• Устойчивые столы с легко моющим покрытием;
• Изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, тушь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, пастель, уголь, сангвина);
• Кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, салфетки;
• Бумага, тонированная и цветная, картон, трафареты, шаблоны, печатки, трубочки для коктейля, клей ПВА, пробки, искусственные цветы, пенопласт;
• Репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных промыслов России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры.
Приложение № 2
«Подсолнух»
Старший возраст
№ Ф. И. ребёнка Умение смешивать краски, получать новые оттенки Умение правильно комповать элементы в листе Рисование с натуры Рисование по представлению, составление узоров Рисование животных, человека Применение нетрадиционных техник
1
2
3
4
Уровни развития на начало года (октябрь, конец года (май)
Выше среднего <+> Низкий <-> Средний <0>
Приложение № 3
Диагностика по программе «Подсолнух»
Средний возраст
№ Ф. И. ребенка Умение смешивать краски Знание формы Знание цветовой гаммы Составление узоров Рисование растений, животных Применение не традиционных техник
1
2
3
Список используемой литературы
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1, часть 2;
2. И. В. Новикова «Объемная аппликация и ИЗО деятельность в детском саду»;
3. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей рисованию. Лепке, аппликации в игре»;
4. И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» Занятия в ИЗО студии;
5. Т. Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду». М., 2006
6. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я … имею право.» М., 2007;
7. В. А. Сухомлинский «О воспитании» М., 1975;
8. Д. И. Фельдштейн «Развитие в пространстве-времени детства». М., 1998;
9. Н. В. Микляева «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей». М. 2004;
10. Материалы Интернет – сайтов по теме.