людмила шишкина
Рабочая программа хоровой студии «Трель» (художественно-эстетическое направление). Возраст: 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа «Трель» (далее-Программа) разработана в
соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273. Содержание программы соответствует федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования,
целям и задачам основной общеобразовательной программы муниципального
Публикация «Рабочая программа хоровой студии „Трель“ (художественно-эстетическое направление), Возраст: 4–5 лет» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 общеразвивающего вида».
Направленность Программы – художественно-эстетическая.
Рабочая программа вокальной студии «Трель» направлена на развитие личности ребенка в целом, а также развитие музыкальных и творческих способностей детей.
Люди, не безразличные к музыке, умеющие понимать ее язык, острее воспринимают чужую боль, они добрее и отзывчивее. Они эмоциональны и активны в жизни. Они лишены уныния. Им помогает музыка в трудную минуту. Эти люди всегда желанны и интересны в любом коллективе. С ними легко. Они чувствуют себя уверенно и свободно, потому что они любимы. А как важно чувствовать себя уверенно даже маленькому человеку. Этому нужно учить детей с детства мягко, деликатно и мудро. Эту задачу педагог может решить и посредством музыкального воспитания.
1.2. Актуальность рабочей программы вокально-хоровой студии «Трель».
Создание программы актуально для нашего детского сада, так как позволяет проводить углубленную работу по следующим областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Девиз программы - «Чувствовать, познавать, творить», а что, как не пение, позволяет развивать эмоции и чувства, воображение и творческие способности? Работа по программе способствует творческой реализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, укрепляет связи ДОУ с семьей.
Данная программа отличается от уже существующих своей воспитательной направленностью : подобранный репертуар способствует формированию экологического и патриотического сознания, нравственных чувств у детей.
Пение – основное средство музыкального воспитания детей, самое близкое
и доступное детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Пение помогает развитию речи. Слова выговариваются протяжно, напевно, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слов.
Пение объединяет детей общим настроем, они учатся быть одним «организмом», когда от каждого зависит успех. Дети учатся слышать и реагировать на то, что когда кто-то торопится или отстает, то нарушается общий строй.
Огромное значение пения и в том, что оно способствует укреплению легких, да и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Ну и конечно, важен для эмоционального развития тот настрой, в котором находится ребенок во время исполнения любимой песни, та душевная радость, которую переживает он! Ребенок может точно предать характер, обыграть любимую песню, по сути дела пережить ситуацию, которая скрыта в ее содержании. А какие искренние слезы сострадания или любви вызывают в детях некоторые тексты песен, а порой и просто музыка. Я абсолютно уверена, что посредством музыкального воспитания, ребенка можно научить самому главному в жизни: уметь сострадать, быть чутким и отзывчивым к чужой беде, уметь прийти на помощь нуждающемуся.
Пение повышает самооценку ребенка: выступая на сцене, получая заслуженные аплодисменты, ребенок верит в свои силы, в свой успех, в свои способности.
Руководствуясь ФГОС, а именно зная основные направления развития и образования детей, программа направлена на их осуществление и реализацию.
1.3. Порядок использования Программы в практической деятельности:
Данная Программа предусматривает построение процесса развития по спирали с усовершенствованием на каждом его. Один и тот же учебный материал может использоваться для разного возраста детей, но трансформироваться в зависимости от фантазии и выдумки педагога. Это есть процесс творчества, мастерства.
Занятия проводятся с октября по апрель. Форма организации - фронтально, в вечернее время.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 20-25 минут в музыкальном зале. Участниками студии могут стать дети 4-5 лет (средняя группа). Главный принцип набора - желание детей.
1.4. Цели и задачи Программы.
Главная цель Программы :
-Сформировать у детей устойчивый интерес и любовь к песенному творчеству.
Основные задачи:
- Формировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость на музыку:
ладовое чувство, музыкально-слуховые направления, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса.
- Формировать основы музыкальной культуры. Ознакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.
- Воспитывать патриотические чувства:
любовь к Родине, родному городу, интерес к истории.
- Воспитывать интерес к музыкально - художественной деятельности.
- Анализировать содержание песни, уметь ясно выражать свои мысли:
понимать значение песни, ее характер, а главное – стремится исполнять ее так, чтобы эта песня запомнилась слушателю надолго.
-Во время исполнения песни учить детей владеть своим телом, быть свободным и раскованными.
- Прививать культуру поведения в коллективе: слушать того, кто говорит,
исполняет. Учить слушать выступающего, соблюдая при этом тишину. Уважать, оценивать и анализировать.
- Посредством исполнения песен, дать детям такие нравственные установки, которые стали бы для них жизненными правилами:
(Не обижай животных, люби и береги природу, люби маму, гордись своей страной).
- Воспитывать в детях чувство любви к музыке:
Побуждать желание и содействовать тому, чтобы дети продолжали музыкальное образование в музыкальных школах.
- Знакомить детей с основами нотной грамоты.
1.5 Принципы, положенные в основу Программы.
Работа строится на базе основных принципов музыкальной культуры:
- Принцип доступности - заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоения их детьми
должны соответствовать возрасту и возможностям детей различных возрастных групп. Отобранный репертуар должен соответствовать знаниям детей, задачам программы и обязательно разъяснен ребенку не в стихотворной форме. Непосильный для детского понимания репертуар делает исполнение песен формальным и снижает у детей интерес к пению.
Как и в любом важном деле, педагог, развивающий в ребенке любовь к песенному творчеству, должен четко понимать, чего он хочет добиться в своей работе.
Какой конечный результат хочет увидеть, и, имея желание научить, должен ясно понимать и соблюдать ряд неукоснительных правил, которые касаются особенностей детского голоса. Главным принципом в этой работе должен быть принцип - «не навреди». Голосовой аппарат ребенка очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос несильный, но звонкий. И слово «пойте громче» забыть.
Такие слова, как: пойте звонче, радостнее, веселее, светлее - дают лучший результат. Не вредят ребенку.
- Принцип наглядности - в процессе развития певческих навыков большую роль играет звуковая наглядность: во время пения музыкальный руководитель показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках, опуская вниз
- на низких. Если ребенок сам поднимает руку вверх при пении высокого звука, то у него, помимо органов слуха и зрения, участвует еще и мышечное чувство. На занятиях используются картинки, игрушки, соответствующие репертуару, но основной прием наглядности - эмоциональное выразительное исполнение песни педагогом. Большую роль играет фонограмма с правильным, эмоциональным исполнением песни. Прослушав ее, у детей возникает особый интерес к песне и желание спеть ее так же. Наглядность в данном виде деятельности способствует более легкому и прочному усвоению материала.
- Принцип сознательности - необходимо различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, ритмом, динамикой, регистрами, метроритмом, ладом) для того, чтобы дети пели осознанно, а не механически. Дети должны сознательно относиться и к требованиям педагога к позе ребенка при исполнении, т. е. им нужно объяснять, почему нужно сидеть прямо, не сутулясь, почему нужно хорошо открывать рот, держать ровно голову. Они должны понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз) и направлять соответственно свой голос. Нужно донести до детей, что эмоциональное, выразительное исполнение оставит глубокий след в душе слушателя.
- Принцип прочности закрепления - выученные детьми песни через некоторое время забываются, вокальные умения утрачиваются, если их систематически не закреплять. Формы закрепления песенного репертуара разнообразны: утренники в детском саду, концерты для малышей, участие в общегородских, семейных праздниках, поздравление сверстников с днем рождения. Ребенок должен получать удовольствие от исполнения песни, не забывая в то же время и о том, чтобы доставить удовольствие слушателю.
1.6. Прогнозируемые результаты Программы :
В результате работы по программе предполагается не только развить певческие навыки у детей, но и актерские способности, умение выражать чувства в пении, мимике, пантомимике, а также нравственные качества: умение сочувствовать, сопереживать, желание помочь и утешить, а также эстетические чувства (понимать прекрасное).
Положительная динамика в развитии интереса к пению. Становление избирательности, появление предпочтении в выборе песенного материала. Развитие певческих умений. Использование песенного материала в свободной самостоятельной деятельности.
Диагностика проводится 2 раза в год (см. приложение).
Форма проведения итогов реализации Программы :
выступления детей на открытых мероприятиях;
участие в тематических праздниках;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
открытые занятия для родителей;
отчетный концерт по итогам года.
II.Содержательный раздел Программы.
2.1. Примерный учебно-тематический план.
Октябрь 1. Знакомство, диагностика. 2.«Дружба» 3. Осень 4. День музыки
1. Распевки:
- «Здравствуйте»,
- «Как тебя зовут?»
- «Сидит Дед»,
- «Курочка по зёрнышку».
2. «Улыбка» Шаинский
3. «Дождик» Парцхаладзе
4. «Осень» Самойлова
5.«Огородная-хороводная» Можжевелова
6.«Я хочу увидеть музыку» Г. Струве 4 20 мин.
Ноябрь 1. Знакомство с нотной грамотой 2. День пожилых людей 3. День согласия и примирения 4. День матери
1. Распевки: - «Кто как кричит», - «Падают листики» - попевка «Тучка».
2.«Осень» муз. Кюн;
3.«Журавленок» Френкель; 4. песни о мире,
4. Повторение песен о дружбе.
5. «Будьте добры» Крылатов. 6. «Спор Маши и Вити о сказках» Г. Гладков.
7. «Мама всё простит» Зарицкая
8. «Бабушка моя»
Декабрь 1.«Здравстуй, гостья Зима».2.«Песенки зимы» 3.«Зимние забавы» 4.«Новый Год»
1. Распевки:- «Андрей-воробей», - «Небо синее».
2. «Вот какая ёлочка» Витлин
3. «Снежинки» Берта,
4. «Здравствуй, Зимушка-Зима»
5. «Шёл весёлый дед Мороз»
6. инд. Работа. Песня «Снегурочка».
7. Инд. Песня Лисы
8. «Елка» Айдоницкий.
9. «Здравствуй, гостья Зима»
Январь 1. Игровые сюжетные песни-инсценировки 2. Праздничный концерт в форме досуга «До свидания, ёлка».3. Нотная грамота 4. Рождество
1. Повторение любимых песен из репертуара новогоднего утренника.
2. Упражнения: «Дом-мажор» (игрыповторилки).
3. «Песенное творчество на стихи А. Барто»
4. «Ах, как хорошо!» (Автор Гомонова)
5. «Детский сад» (Автор Пелипенко)
Февраль 1. День защитника Отечества 2.«Родина любимая моя» 3.«Мама» 4. Нотная грамота
1. «Мы солдаты» (автор Слонова)
2.«Солнечный круг» муз. Островского
3. «Моя Россия» Г. Струве.
4. «Как наша Россия прекрасна» З. Роот
5.«Мы запели песенку» (Автор Рустамова);
6. «Ты не бойся, мама» (Автор Протасов);
7. Работа с музыкальной лесенкой из 5 ступеней. (Узнай направление мелодии. Доммажор. Игры-повторилки, Попевка «Лифт», «Теремок» Картушина).
Март 1.«Мама – праздник 8 марта». 2.«Весна» 3.«Родной край» 4. День Театра
1. Музыкальные игры - попевки.
2. Игра-попевка «КастрюляХитрюля», «Теремок» (Автор Картушина) «Детство начинается»
3.«Мама все простит» (Автор Гомонова);
4.«Весенняя капель» Китаева,
5.«Ласточка» Крылатов,
6.«Кораблик» Л. Китаева
7. «Родные места»;
8. «Уголок России» Шаинский
9. «Пестрый колпачок» (Автор Струве);
10. «Козлик» (Автор Струве)
Апрель 1. Любовь к природе, животным 2. День здоровья 3. День Земли
4. День космонавтики
1. Попевки из пройденного материала. Работа с музыкальной лесенкой
2.«Волшебный цветок» Савельев
3.«Прекрасное далеко» Чичков.
4.«Звездная страна»
Л. Китаева
5.«Детство это ты и я»
Чичков;
6. «Если добрый ты» (Автор Савельева).
Май 1.«Знакомство с музыка П. И. Чайковского» 2.«9 мая» 3.«Бессмертный полк» 4. «Отчётный концерт»
2.2. Содержание ООД.
Октябрь.
1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!». Игры – повторялки. Пропой свое имя (творчество ребенка). Пение интервалов по показу педагога. Пение гаммы «до мажор» вверх и вниз. Беседа по теме «Дружба» Игра «Веселый мяч» (знакомство с детьми).
Понятие «Унылая пора очей очарованье…» Как чувствуют эти строки дети в песнях об осени. Мажор и минор в осени, (Что радостного и грустного есть в осени. и т. д.)
Беседы на тему: «Лес, точно терем расписной…» Связать эту фразу с пением «Осенины на Руси», «Ах! Какая осень».
Беседы на тему: «С чего начинается Родина». Разговор о том, как дети понимают слово Родина, чем оно дорого. Воспитание патриотических чувств. Продолжать знакомство с нотной грамотой.
Знакомство с acapella, дуэт, соло. Игры - повторялки, «Зоомагазин».
Беседы о похожих людях (о внимательном отношении детей к людям преклонного возраста, вспомнить любимые песни из репертуара прошлого года, знакомство с новыми песнями)
Ноябрь.
Продолжать разговор о теме осень - понятие поздняя осень, «Сравнить, дать характеристику золотая осень и поздняя». Переход к теме «Зима».
Тема народного единства (4 ноября) Идея – создание единого нерушимого государства – Русь (Новые имена Минин и Пожарский.). Понятие: Россия - священная наша держава). Беседы, диалоги с детьми. Воспитание чувства гордости за свое отечество.
Декабрь.
Тема: «Зима». Создание радостного настроения: ожидание Нового года, сказки. Беседы о зиме, о красоте русской зимы (пушистая, морозная, волшебная)
Январь.
Пение – инсценировки. Развивать творчество в детях. Исполнение песни в форме концерта.
Знакомство с понятием «Зритель – артист». Работа над умением детей слушать выступающего, поощрение активных детей, активизировать более застенчивых. Исполнение песни группами, соло, отдельно мальчики и девочки.
Февраль.
Продолжение бесед о патриотическом воспитании в преддверии дня защитника отечества.
Разговор об армии, о предстоящей службе в ней всех мальчиков, будущих защитников.
Тема: «Мама» Беседы о маме, бабушке. Связать доброту, ласку заботу мамы с характером музыкального произведения. Сравнить: «Мама – Родина». Какая связь?
Март.
Беседы о наступающей весне, о радости скорого тепла, пробуждения природы, о сходстве весны и праздника мамы. Использование на занятиях музыкальных
инструментов, помогающих изучать приближение весны. Во время исполнения песен использовать форму концерта: мальчики поют для девочек. (подарок - песня)
Апрель.
Беседы о пробудившейся природе, о возвращение птиц в родные места, о том, что пробудилось ото сна, ждет любви и бережливого отношения к себе. Бережное отношение к природе, к живому миру. Воспитывать чувство любви ко всему живому.
Беседы о предстоящем дне Победы. Раскрыть идею праздника. «Русский солдат, солдат – победитель». Создание чувства радости от предстоящего праздника. Прощание с садом.
Разговоры с детьми о радости предстоящей школы.
Повторение любимых песен за прошедший учебный год.
Формы: концерт для маленьких, отчетный концерт для родителей.