Лучший педагог года

Рабочая программа «Формирование экологических представлений на основе ознакомления с природой Мамонтовского района»

Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа «Формирование экологических представлений на основе ознакомления с природой Мамонтовского района»
▼ Скачать + Заказать документы

]Содержание

1. Пояснительная записка.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

Цель рабочей программы

Задачи рабочей программы

Принципы работы по программе

Характеристика особенностей развития детей старшей группы

Сроки реализации программы

2. Календарно-тематическое планирование

3. Планируемые результаты освоения программы

4. Методическое обеспечение

5. Приложение к программе

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа „Формирование экологических представлений на основе ознакомления с природой Мамонтовского района“» размещена в разделах

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивность человека вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды.

Экологическое воспитание, как никогда является одной из актуальной проблемой современности. Мы обязаны беречь природу, охранять её богатство.

Воспитание любви к природе -одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что всё взаимосвязано. Если мы желаем, чтобы наши воспитанники бережно и гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения обращения с природой, необходимы знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти. Недостаточная разработанность этой проблемы указывает на необходимость изучения и поиска эффективных путей экологического воспитания детей.

Программа по экологическому воспитанию помогает приобщить детей к природе родного края, родной страны, формирует нравственно-эстетическое отношение к людям, традициям.

В связи с введением требований Федерального государственного образовательного стандарта в работе по экологической культуре с дошкольниками возникла необходимость интегрированного подхода.

Программа построена на принципах развивающего обучения и развития личности ребёнка в целом.

Цель: Создать условия для формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного села

Задачи:

1. Обеспечение детей познавательной информацией через знакомство с природой родного края

2. Создание условий для полноценного экологического воспитания.

3. Привлечение детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведения мероприятий (экскурсий, встреч, выставок и т. д.).

4. Создание условий для реализации продуктивной деятельности детей (изготовление подарков, оформление уголков, создание альбомов и т. д.)

Формы и методы реализации программы

В ходе реализации программы используются наглядные, словесные, игровые, практические методы.

Совместная деятельность воспитателя и детей

1. Экологсческие досуги

2. Беседы на экологические темы

3. Целевые прогулки, экскурсии

4. Чтение литературных произведений

5. Труд в уголке природы и на участке

6. Сбор коллекций семян, растений, плодов

7. Изготовление книг самоделок

8. Проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных, загадывание загадок)

Самостоятельная деятельность детей

1. Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций

2. Уход за растениями в уголке природы

3. Разные виды игр.

4. Самостоятельные наблюдения

Деятельность родителей

1. Создание развивающей среды (озеленение участка группы)

2. Участие в выставках, конкурсах

3. Совместные экскурсии по селу

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей

в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и

иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обоб-

щенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования и комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».

2. Календарно – тематическое планирование

Сроки реализации Тема

месяца Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями.

Сентябрь

Осень в гости к нам пришла Беседа:

«Наш дом природа»

Презентация:

«Я и природа»

Рассматривание фотоальбома:

«Жалобная книга Природы»

Художественная литература:

Э. Мошковская «Жил на свете человек», В. Орлов «Дом под крышей голубой»

Совместно с детьми:

«Осень глазами детей» (изготовление панно для группы из природного, бросового материалов и пластилина)

Совместно с родителями:

«Что нам осень подарила»

(поделки овощей, ягод, листьев)

Октябрь

Растительный мир с. Мамонтово

Беседа:

«Как растения готовятся к зиме»

«Овощи фрукты на нашем столе»

Художественная литература:

Приключения кузнечика Кузи

Презентация:

«Будь здоров!»

(лекарственные, ядовитые,

съедобные растения леса)

Совместно с детьми:

«Лисёнок - проказник»

(чтение и драмматизация сказки)

Совместно с родителями:

Изготовление атрибутов

для драматизации сказки

«Лисёнок-проказник».

Ноябрь

Животный мир

с. Мамонтово

Беседа:

«Беседа о перелетных птицах»

Презентация:

«Как убивают природу»

Рассматривание фотоальбомов:

«Животные осенью»

Художественная литература:

«Малая родина»*

Экскурсия к водоему:

«Наша гордость»

Совместно с детьми и родителями:

изготовление кормушек

Декабрь

Волшебница—

вода Беседа:

«Круговорот воды в природе», «Эта волшебница -Вода»

Презентация:

«Вода и её загрязнение»

Художественной литература:Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели»

Январь

«…А за окном зима…»

Беседа:

«Беседа о зимних явлениях в природе»

Презентация:

«Волшебница –зима»

Совместно с детьми:

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой»

Совместно сродителями:

«Дети и природа»

(консультация для родителей)

Февраль

Природа и человек

Беседа:

«Зимовка диких и домашних животных»

Презентация:

«Добрые поступки»

(Работы по благоустройству села,посадка ели.)

Художественная литература: заучивание стихотворений о зиме.

Совместно с детьми:

Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…»

Март

Весна---красна

Беседа:

«Весенние явления в живой и неживой природе»

Презентация:

«Весна шагает по планете»

Художественная литература:

«чтение художественной литературы о жизни животных и растений в разных экосистемах)

Апрель

Природа

с. Мамонтово КВН

«Что мы знаем о природе и её охране»

.

1. Дидактическая игра:

«Что за дом и кто живет в нем?»(животный мир с. Мамонтово)

2. Подвижная игра:

«Положи в корзинку, полюбуйся,но не трогай!»(съедобные, ядовитые, лекарственные растения с. Мамонтово)

3. Ситуации в картинках:

«Верно-неверно» ( правила поведения в разных местах: на водоеме, в лесу, на лугу и т. д.)

4. Викторина о животных и растениях

Подведение итогов, награждение

Совместно с детьми:

создание команд, придумывание их названий, приветственных слов, эмблем

изготовление знаков «Берегите природу»

Совместно с родителями:

(изготовление атрибутов для проведения КВНа)

Май

Земля – живая планета

Беседа:

«Берегите первоцветы»

.

Художественная литература:

Чтение литературы о весне

Экскурсия

«Этот удивительный мир насекомых»

Совместно с родителями:

Консультация «Почему дети обижают насекомых»

3. Планируемые результаты

После реализации программы дети будут готовы и способны:

1. Бережно относится к природе

2. Обеспечивать уход за растениями в цветниках, и уголке природы.

3. Самостоятельно рассказывать о животном и растительном мире Мамонтовского района, о родном селе, озере.

4. Выполнять правила поведения в природе.

5. Иметь представление о многообразии природных явлениях, сезонных изменениях в природе.

6. Оказывать помощь в уборке мусора на участке.

7. Изготавливать поделки из природного материала.

После реализации рабочей программы в развивающей предметно-пространственной среде :

1. Произведено озеленение участка группы

2. Изготовлены альбомы «Растительный мир» и «Животный мир» Мамонтовского района.

3. Подобраны дидактические игры

Список литературы:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой»)

-Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников.

-«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артёмова Л. Н.

-Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания. Изд. -во 2000г.

- «Мир растений и животных». Дидактический материал для занятий с детьми.

-Рыжова Н. А. «Не просто сказки» Экологические сказки и праздники- М;Линка-Пресс, 2002г.

-Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания/ Автор составитель Николаева С. Н. : ООО «Фирма Издательство АСТ»-1998

-Л. Г. Горького, Л. Г. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»

-З. Ф. Аксёнова «Войди в природу другом»

-Меремьянина О. Р., Суворова С. А. «Давайте сохраним»

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Творческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленностиТворческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленности Развитие творческой деятельности у воспитанников – одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Формирование экологических представлений на основе ознакомления с природой Мамонтовского района»
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 17:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Формирование экологических представлений на основе ознакомления с природой Мамонтовского района»» (включая файлы) размещена пользователем Гололобова Татьяна Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД