Инесса Кольцова
Рабочая программа дополнительного образования речевой кружок «Научите меня говорить правильно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЧЕВОЙ КРУЖОК
«Научите меня говорить правильно»
Автор составитель: О. И. Крупенчук СПб. : Издательский Дом «Литера», 2017. -208 с: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
Образовательная область : Речевое развитие.
Возраст: дети 4- 6 лет
Срок реализации: 2 год.
Руководитель:
Кольцова Инесса Евгеньевна,
воспитатель
2017 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования речевой кружок „Научите меня говорить правильно“» размещена в разделах
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков и студий. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов! Кружковая работа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей.
Кружок "непослушный язычок" - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.
Актуальность:
Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции. Поэтому возникла идея оказать коррекционную помощь детям среднего возраста. Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме коррекционно-развивающего кружка. Кружковая работа направлена на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным освоением лексических тем.
Таким образом, своевременно осуществлённая коррекция поможет преодолеть речевые нарушения у воспитанников.
Цель: содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения.
Задачи:
• развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки,
• формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
• работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий,
• совершенствовать мелкую моторику рук,
• формировать общие речевые умения.
Участники программы :
• дети 4- 6 лет
• родители;
• воспитатели группы.
• Учитель - логопед
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы. Кружок создан для детей среднего дошкольного возраста с 4 до 6 лет для своевременной профилактики и коррекции речевых нарушений. Основными направления в работе являются :
1. Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок).
2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики. Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.
3. Развитие лексико-грамматических категорий. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями.
Формирование связной речи. При развитии связной речи созданы условия для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).
3. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ :
• Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
• Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
• Правильное употребление грамматических категорий;
• Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале;
• Формирование связной речи;
• Умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кружковая деятельность реализуется в рамках коррекционно- развивающего процесса по формированию коммуникативных навыков у детей среднего возраста на основе тематического принципа планирования занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Деятельность кружка осуществляется на основе методических пособий О. И. Крупенчук НОД проводится 1 раз в неделю по 25 минут во второй половине дня.
Перспективное тематическое планирование кружковой деятельности
Сентябрь 4- я неделя
«Грибы» стр. 6
Октябрь 1-я неделя
«Фрукты» стр. 12 2-я неделя
«Овощи»
стр. 18
3-я неделя
«Ягоды. Домашние заготовки»
стр. 25 4-я неделя
«Осень. Деревья» стр. 31
Ноябрь 1-я неделя
«Дикие животные» стр. 39 2-я неделя
«Дикие животные готовятся к зиме» стр. 46 3-я неделя
«Перелетные птицы» стр. 51 4-я неделя
«Зимующие птицы» стр. 58
Декабрь 1-я неделя
«Домашние животные» стр. 65 2-я неделя
«Домашние животные и птицы и их детеныши» стр. 72 3-я неделя
«Зима. Зимняя одежда» стр. 79 4-я неделя
«Зимние забавы. Новый Год» стр. 86
Январь 1-я неделя
2-я неделя
«Человек. Части тела» стр. 92 3-я неделя
«Транспорт» стр. 99 4-я неделя
«Транспорт. Правила дорожного движения» стр. 106
Февраль 1-я неделя
«Материалы и инструменты» стр. 113 2-я неделя
«Профессии. Строительство» стр. 120 3-я неделя
«Защитники отечества» стр. 127 4-я неделя
«Времена года. Календарь. Весна.» стр. 133
Март 1-я неделя
«Мамин день. Семья» стр. 139 2-я неделя
«Ранние праздники весны. Первые цветы» стр. 145 3-я неделя
«Электроприборы. Ателье» стр. 152 4-я неделя
«Весна в природе» стр. 158
Апрель 1-я неделя
«Труд людей весной» стр. 165 2-я неделя
«Космос» стр. 171 3-я неделя
«Возвращение птиц. Насекомые.» стр. 178 4-я неделя
«Посуда продукты питания» стр. 185
Май 1-я неделя
2-я неделя
«Животные жарких стран» стр. 192 3-я неделя
«Город где ты живешь. Адрес.» стр. 199
Список литературы
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием. – СПб. ,2001.
2. Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб. ,1994.