валентина балабанова
Программа дополнительного образования (кружок) «В гостях у Гномика» (подготовка руки к письму)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа «В гостях у Гномика» направлена на всестороннее развитие
ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для
выполнения предметно – практических действий.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не
утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и переключения
внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов,
коммуникативных навыков, эмоционально – волевой сферы и мелкой
моторики.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкой моторики и координации
Публикация «Программа дополнительного образования (кружок) „В гостях у Гномика“ (подготовка руки к письму)» размещена в разделах
движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и
мышления.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но
и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить
коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной
деятельности.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов
и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по
развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «В гостях у
Гномиков».
Актуальность программы
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка,
так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко
не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному
вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из
актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в
последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно
определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого
класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных
форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих
предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают
серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность
дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они
забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть
одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы
нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые
отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная
медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений
руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми
нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо
развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют
строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец,
недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи,
занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе:
В. М. Лыков, Ю. Ф. Змановский, Н. Т. Терехова, А. В. Кенеман, М. Ю.
Кистяковская, Т. И. Осокина, М. В. Антропова, М. М. Кольцова, С. О.
Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются
ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на
предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране
с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в
школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к
овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких
координированных движений руки. Техника письма требует слаженной
работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого
зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная
зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму,недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия,
внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе,
неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к
обучению письму требует особого педагогического воздействия,
выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это
должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая
деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в
короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма
формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению
письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном
возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом,
создать условия для накопления ребенком двигательного и практического
опыта, развития навыков ручной умелости.
2. Цель Программы :
обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование
интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение
нарушений и трудностей в овладении письмом.
3. Задачи программы :
Образовательные :
1. Научить детей владеть графическими навыками письма
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Особенности детей данной возрастной группы
Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Основные направления реализации программы :
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
оригами
конструирование
графические упражнения
игры и действия с предметами
лепка
аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Конструирование» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Результатом работы по данной программе должно стать :
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
-крупных движений и умения владеть своим телом;
«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);
-активной речи, словарного запаса;
-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 30 минут.
Форма занятий: по подгруппам (6 - 7 детей в подгруппе)
Методы и средства:
Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения.
Работа с родителями:
Беседы, консультации об особенностях психофизиологического развития детей 5-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
Разучивание пальчиковой гимнастики.
Перспективное планирование
Сентябрь
1Диагностика
Выявление ведущей руки
2 «Детский сад и игрушки»
Развивать мелкую
моторику пальцев,
тактильную
чувствительность.
Формировать графические
умения и навыки.
3 «Детский сад и игрушки»
Развивать мелкую
моторику пальцев;
Учить примазывать кусочки
пластилина, заполняя
пространство внутри
контура.
4 «Осень»
Развивать уровень мелкой
моторики и тактильной
чувствительности.
Закрепить умение
придавливать шарики,
добиваясь изображения
листьев.
Октябрь
5 «Овощи»
Развивать координацию
движений пальцев рук.
Учить раскрашивать в
одном направлении, не
выходя за контур.
6 «Фрукты»
Развивать мелкую
моторику пальцев.
Учить наносить пластилин
на основу.
7 «Ягоды»
Развивать мелкую
моторику пальцев, учить
выкладывать фигуру по
контуру.
Продолжать учить
примазывать кусочки
пластилина, заполняя
пространство внутри.
8 «Перелетные птицы»
Упражнять в
выкладывании фигур из
палочек.
Работать над развитием
зрительно моторных
функций.
Продолжать учить
работать с ножницами.
Ноябрь
9 «Домашние птицы»
Развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Учить
штриховать мелкими
штрихами.
10 «Зимующие птицы»
Развивать мелкую
моторику пальцев.
Упражнять в проведении
линий без отрыва от
бумаги, закреплять навыки
штриховки разными
способами.
11 «Семья»
Развивать мелкую
моторику пальцев;
ориентировку на
плоскости.
Продолжать формировать
графические навыки.
12 «Наш город»
Учить ориентироваться на
микроплоскости.
Декабрь
13 «Зима»
Развивать мелкую
моторику пальцев;
учить преобразовывать
квадрат в части дома:
основание и крышу.
Развивать внимание,
логическое мышление.
14 «Зимние забавы»
Упражнять в координации
движений с речью.
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Научить скатывать шарики
из салфеток.
15 «Новый год»
Развивать мелкую
моторику пальцев;
16 «Новый год»
Развивать мелкую
моторику пальцев.
Учить складывать круг
пополам, находить
середину круга.
Учить соблюдать ритм при
выкладывании фигур.
Январь
17 «Мебель. Квартира»
Развитие мелких движений
пальцев рук, их
двигательной активности.
Развитие ориентировки на
плоскости.
Совершенствовать
зрительную память.
18 «Одежда и обувь»
Развитие мелких движений
пальцев рук, их
двигательной активности.
Учить детей шнуровать.
19 «Домашние животные»
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Совершенствовать
графические умения и
навыки, закреплять умение обводить рисунок по
точкам и штриховать
мелкими штрихами.
Февраль
20 «Дикие животные».
Продолжать работать над
развитием зрительно-
моторных функций.
Продолжать учить
работать с ножницами.
Познакомить с новым
видом штриховки: клубок.
21 День Святого Валентина.
Учить действовать по
словесной инструкции.
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Учить работать с бумагой.
22 «Защитники Отечества»
Продолжать развивать
зрительно моторные
функции.
Учить штриховать в
разных направлениях.
23 «Комнатные растения»
Продолжить работать над
развитием мелкой
моторики, координацией
движений.
Учить штриховать в разных
направлениях.
Март
24 «Мамин праздник»
Развивать мелкую
моторику.
Учить действовать по
словесной инструкции.
Продолжать учить
складывать цветы из
бумаги.
25Бытовые приборы
Продолжить работать над
развитием мелкой
моторики, координацией
движений.
Учить штриховать в разных
направлениях.
26 «Правила дорожного движения»
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики
Учить работать с
ножницами.
27 «Транспорт»
Развивать зрительно-
двигательную
координацию и моторику
пальцев рук.
Закрепить назначение
транспорта.
Продолжать учить
складывать фигуры из счётных палочек.
Апрель
28 «Весна»
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики, координацией
движений.
Учить работать с крупой.
29 «Космос»
Продолжать учить действовать по
словесной инструкции.
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Продолжать учить работать с бумагой.
30 «Весенние цветы»
Учить работать с
трафаретами и
шаблонами.
Продолжать учить
работать с бумагой.
31 «Рыбы».
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Развивать зрительное
внимание, память.
Продолжать учить
работать с пластилином.
32"Школа и библиотека".
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики.
Совершенствовать
графические умения и
навыки, закреплять умение обводить рисунок по
точкам и штриховать
мелкими штрихами.
33 «Насекомые»
Продолжать работать над
развитием зрительно
моторных функций.
Совершенствовать
графические навыки.
Продолжать учить
работать с пластилином.
34 «Бабочки»
Продолжать работать над
развитием мелкой
моторики, координации
движений.
Закрепить умение
работать в технике
оригами.
35 "Откуда хлеб пришел".
Продолжать развивать
зрительно моторные
функции.
Учить штриховать в
разных направлениях.
36 "Диагностика"
Обследование мелкой моторики.