Светлана Балычева
Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича 2 раздел
▼ Скачать + Заказать документы
II Содержательный раздел Программы
Принципиальная структура возрастно – ориентированной модели поддержки детской инициативы и формирования культурных практик представлена как структура содержания процесса и деятельности в каждой конкретной образовательной ситуации (в образовательных процессах ситуации развития преобразуются в образовательные ситуации) :
- содержание образовательного процесса;
- содержание деятельности образующего (смысл действий, действия, позиция образующего);
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В, В, Воскобовича 2 раздел» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- содержание совместной образовательной деятельности;
- содержание педагогической деятельности (позиция, действия, смысл действий педагога)
Модель образовательного процесса и педагогической деятельности
Тип образовательной ситуации Предметно-игровая Сюжетно- игровая
Содержание базового образовательного процесса Многообразная предметная среда, определяющая исследовательскую активность ребенка, его предметно-игровые действия. Содержание культурных практик, формирующих культурные средства - способы действия Адекватные дошкольному возрасту культурные практики при ведущей роли игровой
Содержание деятельности ребенка
Позиция Позиция «Я есть МЫ» «Я как ТЫ»
Действия ребенка Изображает роль действий с предметами. Исследует новые предметы в действии. Подражает взрослому, сотрудничает с ним, выполняет его задания Моделирует в сюжетной игре деятельность и отношения взрослых. Исследует природный и социальный мир. Сотрудничает со сверстниками
Смысл действий ребенка Реализация собственных побуждений к действиям, стремление действовать «как взрослый», заслужить одобрение близкого взрослого
Стремление войти в мир взрослых, проникнуть в смысл и мотивы деятельности взрослых, познать окружающий мир
Содержание совместной образовательной деятельности Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли совместной партнерской деятельности Свободная деятельность ребенка совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли самостоятельной деятельности детей
Содержание деятельности педагога
Позиция Партнер модель Партнер сотрудник
Действия педагога Создает насыщенную предметную среду. Направляет активность детей на культурные практики. Инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств- способов действий
Проявляет заинтересованность в деятельности детей и совместной деятельности, включается во взаимодействие с детьми в культурных практиках, в обсуждение результатов действий
Смысл действий педагога
Перевод ненаправленной активности детей в русло культурных практик, вовлечение детей в основные формы совместной деятельности
Актуализация творчества детей, оснащение образовательным содержанием основных форм совместной деятельности
Согласно данной модели через Программу реализуется :
- особенности образовательной деятельности разных играх Воскобовича;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагога с детьми.
2.1. Описание образовательной деятельности в кружке дополнительного образования
По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы : игры, направленные на логико-математическое развитие, игры с буквами, звуками, слогами и словами, универсальные игровые обучающие средства.
В данном кружке мы используем игры, направленные на логико-математическое развитие, которые входят в образовательную область «Познавательное развитие» Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями-манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
- Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений обосновных свойствах и отношениях объектов окружающего мира : форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста являются содержанием технологии кружка.
Содержание психолого- педагогической работы
Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5<6 на 1, 6>5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин —всех игрушек поровну—по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента —самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно—с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо —овальные, тарелки —круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди (спереди)- сзади (за, слева-справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Целостность педагогического процесса обеспечивается путем сочетания примерной основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» программы воспитания и обучения в детском саду Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. и вариативных программ и тенологий :
-Авдеевой Н., Князевой О., Стеркиной Р. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Программе коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» Филичевой Т. ,Чиркиной Р. Бондаренко "Развивающие игры в ДОУ", Развивающие игры Воскобович" Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко.
2.2.1. Описание вариативных форм, актуальности, целей и задач, способов реализации программы
Примерная структура занятий:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Игры-тренинги. Логические концовки, задачи.
3. Интеллектуальные игры.
Первый этап освоения игр.
Применяются игры, которые развивают мелкую моторику, сенсорные и интеллектуальные способности, игры логического характера и система игровых упражнений. Эти игры- красочные и состоят из большого количества простых игровых заданий и упражнений.
Второй этап освоения игр.
На данном этапе дети осваивают приемы, приобретают навыки конструирования. В большей степени вводятся игры, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий, концентрации внимания и памяти.
Третий этап освоения игр.
На этом этапе большое внимание отводится развитию творчества и самостоятельности детей.
Следует учесть, что задачи интеллектуального развития детей должны реализоваться совместными усилиями педагога и родителей. Суть преемственной деятельности заключается в признании способности детей дошкольного возраста к глубоким интеллектуальным переживаниям, уникальности и неповторимости каждого их них.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
Цель: развивать познавательные интересы и интеллект.
Задачи:
— формировать сенсорные способности;
— развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) дея-тельность;
— формировать элементарные математические представления;
— расширять кругозор.
Формы организации образовательного процесса, реализация образовательной области
«Познание»
№ п/п Направления развития ребенка, образовательная область
Познавательное развитие
ФЭМП
• Занятия познавательного
цикла
• Наблюдения
• Беседы
•Занятия
•Развивающие игры
•Интеллектуальные досуги
•Занятия по интересам
•Индивидуальная работа
Задачи по логико-математическим играм. Первый квартал
1. Анализ классификация предметов по свойствам (форма, размер, цвет) Развитие сенсорной и знаковой культуры.
2. Выявление сходства и различий фигур по сравнению с геометрическими эталонами (круг, квадрат, прямоугольник и др.)
3. Развитие понятий о числе и цифре. Соотношение числа и цифры.
4. Отношение: часть-целое. Представление о сложение.
5. Выделение пространственных отношений (На, над, под, слева, справа, от).
6. Формировать умение объяснять этапность выполнения логических заданий алгоритм действий.
7. Развивать связную речь (объяснительную речь, умение формулировать вопросы.
8. Развивать словарный запас, используя в речи математические термины.
9. Развитие внимания, память, воображение.
Задачи по логико-математическим играм. Второй квартал
1. Развитие понятий о количестве, понимание связей и взаимоотношений в натуральном ряде чисел. Состав числа 1-3. Удаление части от целого. Развивать навыки счета.
2. Определение сходных и отличительных признаков геометрических фигур (четырехугольники). Многоугольник. Деление целое на части, составление целого из частей.
3. Классификация предметов по форме, цвету, размере. Умение анализировать, комбинировать. Развитие сенсорной и знаковой культуры.
4. Развитии пространственной ориентировки: между, посередине, внутри, снаружи, графические способности.
5. Привитие навыков и умений логического решения задач. Алгоритм выполнений действий.
6. Тренировка мелкой моторики мышц пальцев и руки.
7. Развивать объяснительную речь, умение формулировать вопросы.
8. Активизация словарного запаса, с использование в речи математических терминов.
9. Развивать внимание, память, воображение.
Задачи по логико-математическим играм. Третий квартал
1. Количественный состав чисел и единиц и двух меньших в пределах десяти: измерения, деление целого на части, сравнение 1-5.
2. Измерение длины различными условными мерками (палочками, клеточка, флажок)
сравнение величин на основе измерения. Сформировать представление о числе.
3. Классификация геометрических, по цвету, по форме, по размеру. Сериация.
4. Ориентировка в пространстве по определенной схеме, чтение схем. Моделирование.
5. Определение времени по часам, сутки, дни недели, календаря.
6. Развитие воображения, фантазии, творческого конструирования.
7. Развивать связную речь, умение формулировать вопросы.
8. Развивать словарный запас, используя в речи математические термины.
9. Развитие мелкой моторики мышц пальцев и руки.