Петкунова Карина Михайловна
Рабочая программа для старшей группы по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказом МО и науки РФ от 30. августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Публикация «Рабочая программа для старшей группы по развитию речи» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом МО и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155;
• постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
• Устава МБДОУ
• Образовательной программы МБДОУ.
Направленность: «Речевое развитие» - развитие речи
Цели:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи:
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.
Формирование словаря
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья, в том числе глаголов с приставками (забегал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
Развивать умение поддерживать беседу
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.
Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с послетовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Формы реализации:
Система работы включает :
Игровые занятия; дидактические игры; беседы; проблемно-игровые ситуации; рассматривание картинок, иллюстраций, произведений искусства; обсуждение средств выразительности.
Условия для реализации:
В группе создана предметно-пространственная среда, организованная в виде разграниченных зон, оснащенные играми и развивающими материалами.
Программа рассчитана на ___ академических часов (1 академический час равен 20-25 минутам).
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Диагностика:
В целях выявления уровня освоения программы детьми предполагается проведение контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.
Продуктивное взаимодействие с семьей:
Беседы, индивидуальные консультации.
Прогнозируемые результаты :
К концу года дети должны:
- Может участвовать в беседе.
- Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
- Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
- Определяет место звука в слове.
- Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.