Ольга Балагурова
Рабочая программа для детей с глубокой УО от 3 до 8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка»
Утверждено
МБДОУ "ДСКВ №28 "Ромашка"
Заведующий ___
«___» ___ 2019 г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
учителя – дефектолога
на 2019 год.
Составитель: учитель-дефектолог
О. В. Балагурова
Юрга
2019 г.
Оглавление
Наименование раздела Страница
Пояснительная записка. 3
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников групп компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта. 5
Публикация «Рабочая программа для детей с глубокой УО от 3 до 8 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы. 6
Принципы и подходы к формированию программы. 7
Прогнозируемые результаты реализации программы. 8
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки. 10
Перспективный план 11
Учебно-методическое обеспечение 13
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в соответствии с Основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжёлой степени ДОУ №28.
Программа представлена с учётом особенностей умственного, речевого, нравственного и физического развития дошкольников с умеренной и глубокой умственной отсталостью. В ней раскрываются задачи, цели, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность работы.
Педагогические задачи воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) успешнее всего решаются при правильном выборе видов деятельности, обеспечении оптимальных условий для их усвоения, при условии их взаимосвязи и соподчинения.
Большое значение в воспитании детей с ОВЗ имеет формирование навыков, определяющих способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми. Все приобретаемые ребенком навыки неразрывно связаны друг с другом: когда ребёнок играет не один, а с кем-нибудь, ему необходимо и уметь играть, и уметь взаимодействовать с другим человеком. Это, в свою очередь, связано с навыками тонкой моторики и сенсорно-перцептивной сферой детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Формирование мотивационной стороны подразумевает развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым, формирование интереса к различным видам деятельности (прежде всего предметно-манипуляторной, игровой, элементарно - продуктивной). "Внешняя" стимуляция осуществляется за счет использования ярких, красочных игрушек, дидактического материала, предметов обихода, то есть за счет особой организации среды ребенка. Кроме того, значительную роль играет организующая активность взрослого, его эмоциональность.
Большое значение в развитии ребёнка играет формирование игровой деятельности. Оказывая решающе влияние на весь ход психического развития в дошкольном возрасте, игра в её разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач.
В тесной связи с овладением различными видами деятельности и по мере расширения представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью развивается коммуникативное общение. Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению такими детьми способами речевого и коммуникативного общения, общения с помощью жестов, мимики.
Целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов друг с другом. Как все разделы программы в совокупности, так и каждый в отдельности дают возможности для решения основных коррекционно-воспитательных задач.
Коррекционно-воспитательные задачи решаются в основном в процессе индивидуальной работы с детьми умеренной отсталостью (умеренной и тяжелой). Продолжительность занятий составляет 2-5 минут.
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников групп компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефекта
Занятия будут проводиться с детьми от 3 до 8 лет:
дети с детским церебральным параличом, с нарушением умственного развития умеренной и тяжелой степени выраженности с сопутствующими нарушениями в физическом развитии, патологии развития зрительных и слуховых функций, расстройствами психологического развития. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС. Дети моторно неловки, у них отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательная активность от крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Дети равнодушны к играм и игрушкам или проявляют кратковременный интерес (до 1 минуты). Им требуется постоянная помощь взрослого при действиях с играми и игрушками. Самостоятельной игровой деятельности у детей нет. Коммуникативные навыки не формируются самостоятельно. Только при постоянном взаимодействии с педагогами возможно формирование элементарных невербальных навыков общения (жестовых или мимических). Дети не воспринимают обращенную речь, часто не реагируют на свое имя. Собственной речи нет или она представлена несколькими звукоподражаниями, звукокомплексами. Представления об окружающем мире не сформированы. Они не знают названия окружающих предметов, их назначение.
Культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания не владеют.
В эмоциональном развитии детей также отмечается ряд особенностей. Большинство детей пассивны, избегают трудностей, не проявляют интереса к окружающему миру, избегают контакта с другими детьми. Работоспособность чрезвычайно низкая (от 30 сек. до 5 минут, внимание привлекается с трудом, оно неустойчиво, дети легко отвлекаются и быстро утомляются.
Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы
Рабочая программа направлена на :
создание условий для позитивной социализации ребёнка, разностороннее развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью; сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.
Ведущие цели рабочей программы :
• всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными особенностями,
• обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
• максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах
Задачи педагогической деятельности:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно- эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;
• социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
• формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности;
Главными задачами, прежде всего, являются развитие собственной активности детей, их интереса к окружающему, формирование навыков адекватного поведения и общения с окружающими, а также поэтапное формирование предметной деятельности. Контингент детей с тяжелым дефектом здоровья отличается по уровню познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений ЦНС.
Принципы и подходы к формированию программы.
Рабочая программа группы :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на доступных детям формах работы, учитывающих их индивидуальные способности и возможности. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Прогнозируемые результаты реализации программы
• динамика индивидуального развития детей;
• создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности
При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).
Цель педагогической диагностики (мониторинга) : оценка индивидуального развития детей.
Периодичность педагогической диагностики (мониторинга) :декабрь, май.
Система мониторинга эффективности освоения детьми содержания образовательных областей позволяет осуществлять оценку индивидуального развития детей путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности.
Физическое развитие
- Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;
- Выполнять движения по подражанию взрослому;
- Выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию;
- Захватывать мелкие предметы щепотью.
Социально-коммуникативное развитие
- Эмоционально, мимически реагировать на ласковые обращения знакомого взрослого;
- Эмоционально откликаться на появление близких взрослых;
- Понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
- Принимать помощь взрослого во время непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах;
- Откликаться на свое имя;
- Положительно реагировать на педагогов и детей;
- Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и к действиям с ними;
- Не совершать неадекватные действия с игрушками;
- Выполнять элементарные манипуляции с игрушками;
Познавательное развитие
- Фиксировать взгляд на предметах во время действия с ними, прослеживать взглядом их движения;
- Узнавать (показывать) себя; показывать или называть предметы одежды, мебели, посуды и пр. ;
- Узнавать знакомых животных;
- Пользоваться рукой или жестом для решения коммуникативных задач;
- Эмоционально реагировать на чтение художественной литературы;
- Воспроизводить знакомые звукоподражания лепетные слова;
- Выполнять действия по простой речевой инструкции, подкрепленным жестом или без жеста;
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки.
Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.
Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей компенсирующей группы с умеренной и тяжелой степенью отсталости планируется в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка и не превышает 10 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей дошкольного возраста с тяжелой и умеренной умственной отсталостью не зависимо от возраста не превышает 30 мин. ,
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Перспективный план
Сроки Недели
Праздники, знаменательные даты Педагогические задачи
Итоговые мероприятия
Январь 1-2 неделя Развитее зрительного восприятия.
Научение ребенка фиксированию взгляда, слежению за предметом.
Развитее интереса к окружающему, игрушкам. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему, взрослым. • Привет
• Куда он прячется?
• Игра со шляпами
• Гляделки
• Смотри-ка, что я вижу.
• Чудный свет
• Куда подевалась игрушка?
• Зеркальные игры
• Прятки с куклой
Февраль 1-2 неделя Развитее слухового восприятия.
Развитее интереса к звучаниями предметов, собственным звукам и голосам других людей.
Определение источника звука в пространстве.
Развитее понимания эмоциональной составляющей коммуникации. • Игра с погремушками
• Разговоры с малышом
• Жили у бабуси 2 веселых гуся
• Звуки повсюду
• Где прячется музыка?
• Веселые погремушки
• Коровка говорит «Му»
• Чтение сказок : Три поросенка, Аленький цветочек, Мойдодыр, Муха-Цокотуха,Айболит
3-4 неделя
23 февраля – День защитника отечества Развитие кинестетического восприятия.
• Игра с ветерком
• Хлоп, хлоп, хлоп
• Пальчики
• Резиновые игрушки
• Моем игрушку
• Пирамидка
• Свойства предметов
• Работа
Март 1-2 неделя Формирование пространственных представлений. • Куда пойдешь, что найдешь
• Найди игрушку
• Что изменилось?
• Художники
• У кого что получилось
3-4 неделя Развитие Мелкой моторики. • Утюг
• Пила
• Тесто
• Мама
• Терка
• Дрель
• Барашки
• Морозко
• Футбол
Апрель 1-2 неделя Развития обоняния.
Развитее речи. • Лото запахов
• Ароматная игра
• Что приготовили на обед?
• Кто у нас любимый?
• Игра "Нету!"
3-4 неделя Знакомство с игрушками (каждый день новая игрушка) Знакомство с мячом, мишкой, обезьянкой, машинкой….
Май 1-2 неделя
9 мая – День Победы Знакомство с одеждой.
Развитее цветового восприятия.
Что это за вещь? (каждый день ребенок знакомится с новой вещью)
3-4 неделя Расширить знания детей о мебели.
Активизировать словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о цвете, величине, количестве, форме.
Упражнять в рисовании пальчиками и штампами, лепке, наклеивании.
Развивать мышление, память, мелкую моторику, координацию движений. Согласование слов и движений. • Чудесный мешочек.
• Укажи на предмет мебели, которую я назову.
• Большое и маленькое кресло.
• Разложи диванные подушки.
• Стол и табуретки.
• Спинка кресла.
• Застели кровати.
Июнь 1-4 неделя Диагнотика.
Учебно-методическое обеспечение
1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. - Ж. Дефектология, № 3, 1999.
2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. - Ж. Дефектология, № 4, 1999.
3. Финни Нэнси «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие»;
4. Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. «Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий».