Александра Смирнова
Рабочая программа «Давайте поиграем» для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
Публикация «Рабочая программа „Давайте поиграем“ для младшего возраста» размещена в разделах
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех»,
«Сложи узор».
Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.
Цели и задачи программы «Давайте поиграем»
Главной целью программы является идея последовательного формирования навыков нестандартных решений с детьми, а также обучение детей нестандартными дидактическими средствами. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Основными задачами являются:
1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
2. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)
3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
В контексте познавательного развития решаются так же задачи математического образования детей дошкольного возраста :
1. Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
2. Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.
3. Закрепление детьми математической терминологии.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
-принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
-принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
-принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
-принцип гуманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Все перечисленные принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Предполагаемые результаты освоения программы первого года обучения:
Возраст детей 3-4 года
Сформирован начальный интерес к развивающим играм
Сформировано математическое мышление в соответствии с возрастом детей
Развита способность к элементарному анализу и синтезу, развит\о пространственное мышление и воображение
Расширен и активирован словарный запас, развита диалоговая речь
Скоординирована мелкая моторика рук
Умение ориентироваться на плоскости, в пространстве, относительно себя
Умение работать самостоятельно, в коллективе, оказывая друг другу помощь
Условия для реализации осуществления программы :
Непосредственная образовательная деятельность детей организуется по программе с 3-х летнего возраста в форме кружковой работы. В занятиях участвует подгруппа детей 5-10 человек.
Длительность непосредственной образовательной деятельности два раза в неделю в группе 3-4 года составляет 15 минут.
Длительность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Формы работы :
- непосредственная образовательная деятельность в форме игры
- непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия
- непосредственная образовательная деятельность в форме беседы
Содержательный раздел
работы по программе «Давайте поиграем»
Учебный план
№ п/п
Раздел
Основные задачи
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Развитие математического и логического мышления
17
4
13
2
Развитие творческого мышления
16
4
12
3
Развитие образного и пространственного мышления
17
4
13
4
Развитие интеллектуальных способностей
17
4
13
ИТОГО
67
16
51
Тематический план
Месяц
Название и основное содержание занятий
Дидактические игры
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
Количество часов
Октябрь
*Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
*Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.
*Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
*Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
*Блоки Дьенеша для самых маленьких
«Страна блоков и палочек»
«Вместе весело играть»
«Лепим нелепицы»
* Игры Воскобовича:
«Ларчик»
*Игры Никитина «Сложи узор»;
«Чудокубики» для игры «Сложи узор».
*Палочки Кьюизенера;
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
«На золотом крыльце…» Альбом.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
8 часов
Ноябрь
*Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
*Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.
*Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
*Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
*Блоки Дьенеша для самых маленьких
«Страна блоков и палочек»
«Вместе весело играть»
«Лепим нелепицы»
* Игры Воскобовича:
«Чудоцветик»
* Игры Никитина:
«Уникуб»
Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
*Палочки Кьюизенера;
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
«На золотом крыльце…» Альбом
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы
8 часов
Декабрь
*Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
*Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
*Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
*Развитие познавательных процессов;
формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета
*Блоки Дьенеша для самых маленьких
«Страна блоков и палочек»
«Вместе весело играть»
«Лепим нелепицы»
* Игры Воскобовича:
«Геоконт»;
«Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. ;
, и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
*Игры Никитина «Сложи узор»;
«Чудокубики» для игры «Сложи узор».
Альбом заданий 2-5 лет;
Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
*Палочки Кьюизенера;
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
«На золотом крыльце…» Альбом.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы
8 часов
Январь
*Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
*Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
*«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
«Страна блоков и палочек»;
«Лепим Нелепицы»;
«Вместе весело играть»;
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
* Игры Воскобовича:
«Геоконт»;
«Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. ;
, и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы
. часов
Февраль
*Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
*Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
*Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
*Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
*«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
«Страна блоков и палочек»;
«Лепим Нелепицы»;
«Вместе весело играть»;
* Игры Воскобовича:
«Геоконт»;
«Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г. ;
, и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
* Игры Никитина:
«Уникуб»
Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
*Палочки Кьюизенера;
«Волшебные дорожки» для детей 3-4 лет.
Альбом-игра;
«На золотом крыльце…» Альбом.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы
8 часов
Март
*Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
*Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.
*Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
*Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
*«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
«Страна блоков и палочек»;
«Лепим Нелепицы»;
«Вместе весело играть»;
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
* Игры Воскобовича:
«Чудоцветик»;
. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2009 г.
*Игры Никитина «Сложи узор»;
«Чудокубики» для игры «Сложи узор».
Альбом заданий 2-5 лет;
Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
*Палочки Кьюизенера;
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
«На золотом крыльце…» Альбом. Палочки Кьюизенера;
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
«На золотом крыльце…» Альбом.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы
8 часов
Апрель
*Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
*Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.
*Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
*Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
*«Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
«Страна блоков и палочек»;
«Лепим Нелепицы»;
«Вместе весело играть»;
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
* Игры Воскобовича:
«Ларчик»;
Методическое пособие.
* Игры Никитина:
«Уникуб»;
Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
*Палочки Кьюизенера;
«Волшебные дорожки» для детей 2-3 лет.
Альбом-игра;
«На золотом крыльце…» Альбом.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы
8 часов
Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей 3-4 лет; анализ деятельности за год.
Диагностика познавательного развития
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий
8 часов
Итого часов
64 часа
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
№ занятия
Наименование темы
Кол-во часов
Планируемые
сроки
Фактич.
сроки
1
Вводное. «Давай дружить»
1
2.10.2019
2
«Помоги Лунтику»
1
3.10.2019
3
«Веселый нолик»
1
9.10.2019
4
«Что сначало, что потом»
1
10.10.2019
5
«Длинное-короткое»
1
16.10.2019
6
«Путешествие в страну геометрических фигур»
1
17.10.2019
7
«Мы по лесенке шагаем»
1
23.10.2019
8
«Зверята и их игрушки»
1
24.10.2019
9
«Единичка нам сестричка»
1
30.10.2019
10
«Угадай-ка»
1
31.10.2019
11
«Мишка потерялся»
1
6.11.2019
12
«В гостях у ежика»
1
7.11.2019
13
«Найди пару»
1
13.11.2019
14
«Мостик через реку»
1
14.11.2019
15
«Узкое- широкое»
1
20.11.2019
16
«Волшебный ларчик»
1
21.11.2019
17
«Тяжелое-легкое»
1
27.11.2019
18
«Что лишнее?»
1
28.11.2019
19
«Цифра два всегда права»
1
4. 12.2019
20
«Паравоз Букашка»
1
5.12.2019
21
«Что за чем идет»
1
11.12.2019
22
«В поисках Машеньки»
1
12.12.2019
23
«Кому что?»
1
18.12.2019
24
«Сложи из палочек картинку»
1
19.12.2019
25
«Сложи таких человечков»
1
25.12.2019
26
«Путешествие в сказочный лес»
1
26.12.2019
Итого в I полугодии
26
27
«Три, четыре, пять поиграем мы опять»
1
09.01.2020
28
«Умный квадрат»
1
15.01.2020
29
«Мягкое и твердое»
1
16.01.2020
30
«В гостях у сказки»
1
22.01.2020
31
«Горяячее-холодное»
1
23.01.2020
32
«Точечки»
1
29.01.2020
33
«Цифра четыре живет у нас в квартире»
1
30.01.2020
34
«Путешествие к Снежной королеве»
1
05.02.2020
35
«Правое-левое»
1
06.02.2020
36
«Как Ваня и Маша ходили в зоопарк»
1
12.02.2020
37
«Расскажи»
1
13.02.2020
38
«День рождение Чебурашки»
1
19.02.2020
39
«С цифрой пять хотим играть»
1
20.02.2020
40
«Буратино в стране Играндии»
1
26.02.2020
41
«Дорожка к детскому саду»
1
27.02.2020
42
«Путешествие к весне»
1
04.03.2020
43
«Сложи для мамочки узор»
1
05.03.2020
44
«Цифра шесть на свете есть»
1
11.03.2020
45
«Переправа через ручеек»
1
12.03.2020
46
«Предметы и сюжеты»
1
18.03.2020
47
«Кубики для всех»
1
19.03.2020
48
«Цифра семь-интересна всем»
1
25.03.2020
49
«Сложи узор»
1
26.03.2020
50
«Цифра восемь, в гости просим»
1
01.04.2020
51
«Точечки»
1
02.04.2020
52
«Палочки-развлекалочки»
1
08.04.2020
53
«Найди клад»
1
09.04.2020
54
«Колобок все забыл»
1
15.04.2020
55
«Прозрачный квадрат»
1
16.04.2020
56
«Забавная девятка»
1
22.04.2020
57
«Угадай-ка»
1
23.04.2020
58
«Какие предметы спрятаны в картинках»
1
29.04.2020
59
«Если бы мы были художниками»
1
30.04.2020
60
«До десяти мы сосчитали и все цифры мы узнали»
1
06.05.2020
61
«Точечки»
1
07.05.2020
62
«Запоминаем вместе»
1
13.05.2020
63
«Герои в масках спешат на помощь» мини-квест
1
14.05.2020
64
«В гостях у цифр»
1
20.05.2020
65
«Любимые игры»
1
21.05.2020
66
«Загадай себе лето»
1
27.05.2020
67
Заключительное итоговое занятие «Все мы молодцы»
1
28.05.2020
Итого в II полугодии
41
Всего
67
Взаимодействие педагога с родителями
№ п/п
Форма взаимодействия
Тема
Сроки
1
Родительские собрания
Установочное
сентябрь
2
Совместные мероприятия
Открытые занятия
Январь, май
3
Индивидуальные и групповые консультации
По вопросам родителей
По требованию
4
Другое
Папки-передвижки для родителей в группе
В течение года
Педагогическая диагностика
В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагогическая диагностика развития детей не проводится с целью оценки реализации программы (см. раздел 4 п. 4.3). Однако, педагогу важно иметь объективную картину развития каждого ребенка, оценивать эффективность педагогического воздействия на достижения детей. Диагностические данные позволяют выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, корректировать содержание работы, подбирать игровой материал.
Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей и игровой деятельности, оценка выполнения ими различных игровых заданий.
Цель диагностики: выявление уровня математического и психомоторного развития ребенка (развития внимания, развития памяти, развития восприятия, развития воображения, развития мышления) начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Объект педагогической диагностики (мониторинга)
Формы и методы педагогической диагностики
Периодичность проведения педагогической диагностики
Длительность проведения педагогической диагностики
Сроки проведения педагогической диагностики
Индивидуальные достижения детей в области творческой деятельности
Наблюдение
2 раза в год
2 недели
Сентябрь
Май
Список используемой литературы.
1. Балацкая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
2. Воскобович цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
3. Агапова И. Лучшие ребусы и головоломки для детей — Москва, Лада, 2006
4. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников,«Просвещение»,1990
6. Фескожова Л. Б. Воспитание сказкой- Харьков, Фолио, 1996
7. Б. Никитин Ступеньки творчества. Развивающие игры. Москва 2017
8. Гарибян С. А. Школа памяти. Москва, Цицеро, 1992
10. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - : СПб, 2003.
11. «Страна блоков и палочек»;
12. «Лепим Нелепицы»
13. «Вместе весело играть».
14. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
15. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
16. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
17. «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.