Стрелкова Татьяна
Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста
ГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Бельского района
Тверской области
Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста.
Составила:
Педагог-психолог
Т. А. Стрелкова
Публикация «Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
РФ, г. Белый
1. Актуальность проблемы
У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».
Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М. Р. отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»
Корекционно-развивающая программа имеет :
Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
Задачи:
1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
3. Развить волевую сферу.
4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.
2. Условия проведения
Данная программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.
3. Структура занятий
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах : эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему, и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
Индивид.
Работа
1
Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
2
Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
3
Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
4
Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
5
Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.
6
Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
7
Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
8
Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
9
Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
10
Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
1) Проведение контрольного среза.
2) Консультация родителей.
11
Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
12
Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти4; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
13
Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
14
Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
15
Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.
16
Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.
17
Развитие концентрации и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
18
Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
19
Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти, логического мышления, воображения.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
--- II --- II ---
20
Развитие концентрации, распределения внимания; смысловой памяти, логического мышления.
1ч. – 1ч. 10 мин.
40-50 мин.
1) Проведение контрольного среза.
2) Консультация родителей.
Итого:
23 часа
17 часов
Условия для знакомства детей в микро-группе
ЗАНЯТИЕ 01
Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.
1. Приветствие
Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра «Волшебный клубок».
Дети сидят в кругу.
Психолог:
«У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».
Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу, он говорит:
«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».
Психолог: «Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».
Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.
Упражнение на развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».
Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку.
Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова – невидимки».
Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.
Психогимнастическое упражнение.
Психолог: Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.
Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».
Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:
САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША
Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта «Счёт по командам».
Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций (+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, психолог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.
Упражнение на развитие логического мышления «Четыре числа».
Участникам даются числа: 1; 2; 3; 4.
Психолог: Посмотрите на эти числа. Какие арифметические действия можно с ними произвести, чтобы в итоге получить 8? Каждое число можно использовать только один раз.
Участники выполняют данное задание в тетрадях.
Упражнение на развитие концентрации внимания, дедукции «Кто старше?»
Психолог:
Послушайте внимательно.
1. Иван моложе Сергея и старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?
4. Рефлексия занятия
Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.
Предлагает участникам ритуал прощания.
Развитие концентрации, объёма и распределения внимания