татьяна доронина
Рабочая программа «Здоровье» для детей младшего и среднего возраста (2017–2020 гг)
▼ Скачать
Пояснительная записка
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Публикация «Рабочая программа „Здоровье“ для детей младшего и среднего возраста (2017–2020 гг)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.
Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
По заключениям медицинских исследований дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста - дело не только семьи, но и педагогов.
Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Нет какой-то одной единственной технологии здоровья. Здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный и личностный. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным аспектом — знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности и позитивное взаимодействие с окружающими. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под словом «успех». В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методик немедикаментозной профилактики заболеваемости и формирования навыков здорового образа жизни.
Цель: воспитание у дошкольников навыков ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению через использование современных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Создать в группе оздоровительный микроклимат.
2. Способствовать снижению уровня заболеваемости воспитанников.
3. Формировать у воспитанников привычку к здоровому образу жизни.
4. Уточнить представления у воспитанников о факторах, влияющих на улучшение и ухудшение здоровья человека.
5. Способствовать повышению их интереса к двигательной активности.
6. Укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.
7. Способствовать обогащению практического опыта детей и родителей по использованию нетрадиционных методик укрепления здоровья.
8. Мотивировать всех участников образовательного процесса на ежедневное использование современных здоровьесберегающих технологий.
9. Развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию, физические навыки (глазомер, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику, развитие дыхания).
10. Воспитывать у участников потребность быть здоровым, оказывать помощь в укреплении здоровья другим людям
При разработке программы «Здоровье» учтены основные положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе:
• в ходе реализации мероприятий программы интегрированы образовательные области и виды детской деятельности, основополагающие в дошкольном детстве;
• программа «Здоровье» предусматривает взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса и включает в себя средства речевого, музыкально-ритмического и физического развития.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов программы в любой группы детского сада с адаптацией возраста детей.
Данная программа также позволяет педагогу тщательно анализировать оздоровительную работу в группе, продумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом детские занятия и развлечения, которым посвящена работа программы «Здоровье», не способствуют проявлению у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях, откладываются в памяти ребенка надолго.
Принципы построения программы
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Принцип доступности обучения (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
Принцип научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками).
Принцип активности (участие педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
Принцип целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели).
Принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
Принцип систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю).
Сроки и этапы реализации программы
2 года - старшая и подготовительная группы.
Реализуется в течение учебного года с сентября по май.
I этап - подготовительный:
1. Анализ здоровья воспитанников.
2. Обогащение предметно-развивающей среды группы.
3. Подбор материала, атрибутов, литературы, для реализации программы.
II этап - основной:
1. Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации цели программы.
2. Реализация тематического плана мероприятий программы
3. Выстраивание линии взаимодействия с родителями для реализации цели и задач данной программы.
III этап - результативный:
1. Оценка результатов работы, постановка новых целей и задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация процесса реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения детей старшего возраста (2-5лет). Продолжительность занятий по реализации программы : вторая группа раннего возраста – 10 мин. ,младшая группа – 15 мин., средняя группа– 20 мин., в;
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть, а так же предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематике.
Родители являются активными участниками процесса: совместно с детьми они могут проводить закаливающие процедуры в домашних условиях, оформить фотогазеты совместно с детьми, изготовить в домашних условиях нетрадиционное оборудование в физкультурный уголок.
Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.
Взаимодействия ДОУ и сотрудников:
Для реализации программы используются следующие инновационные здоровьесберегающие технологии :
• познавательные занятия с элементами экспериментирования;
• использование цветового игротренинга Н. М. Погосовой в различных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, беседах;
• валеологические занятия с использование методики ТРИЗ;
• пескотерапия (игры с живым песком);
• ритмическая мозаика со степами по методике А. И. Бурениной;
• комплекс упражненией по профилактике нарушений зрения В. Ф. Базарного а также для снятия утомляемости глаз мы используем упражнение «Пальминг» для глаз по методике Уильяма Бейтса;
• физкультурные развлечения, спортивные досуги, познавательно-исследовательская деятельность с использованием дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой.
Факторы успешности реализации программы
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации программы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:
• соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену видов детской деятельности;
• соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима в группе, при организации всех режимных моментов;
• наличие заинтересованности родителей и педагогов в вопросах укрепления здоровья детей;
• наличие нестандартного оборудования в предметном пространстве группы;
• наличие фото, видеоматериалов, художественной и энциклопедической литературы по теме;
• тесное взаимодействие с педагогами ДОУ;
• партнёрское взаимодействие педагога, родителей и каждого ребёнка группы.
Формы и методы партнёрской деятельности с детьми
• занимательное дело на основе взаимосвязи различных видов детской деятельности;
• дыхательная гимнастика А. Н. Срельниковой;
• комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В. Ф. Базарного;
• упражнение для снятия утомляемости глаз по методике Уильяма Бейтса «Пальминг»;
• технология воздействия цветом Н. М. Погосовой;
• программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»;
• закаливание;
• релаксационные упражнения;
• пескотерапия (игры с живым);
• использование подвижных игр и физкультминуток;
• экскурсии;
• экспериментирование;
• спортивные развлечения, воспитательные мероприятия, досуги, викторины;
• чтение художественной литературы;
• беседы с детьми;
• конструирование;
• выставки детских работ в детском саду (коллективные и индивидуальные).
Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.
Формирование здорового образа жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», «делаешь не правильно». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Именно поэтому основная задача кружка «Азбука здоровья», привить детям желание получать знания, мотивировать детей следить за своим здоровьем и поведением.
(НОД по валеологии "Куда девается еда")
овладение основными видами движений - спрыгивание