Наргиза Базарбаева
Дополнительная общеразвивающая программа «Читайка» на учебный год для 6–7 лет
▼ Скачать
(МАДОУ г. Нягани «Д/с №1 «Елочка»)
«Читайка»
дополнительная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
на 2023-2024 учебный год
Возраст: 6-7 лет
срок реализации: 1 год
Разработал:
Сипунова Т. В.
Базарбаева Н. Д.
воспитатель
г. Нягань
Пояснительная записка
Актуальность и новизна:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Читайка“ на учебный год для 6–7 лет» размещена в разделах
Программа дополнительного образования Читайка» для детей дошкольного возраста 6-7 лет разработана в соответствии с законодательством РФ в области образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Дополнительная общеразвивающая программа выступает как углубление и расширение содержания работы по обучению чтению. В содержание работы дополнительного образования включены задачи, не входящие в содержание работы по основной образовательной программе : обучение послоговому чтению, обучение печатанию букв.
Отличительной особенностью программы является обучение дошкольников чтению, посредством методик и технологий, модифицированых в зависимости от индивидуальных, возрастных и психофизиологических потребностей воспитанников, а структура занятий предоставляет обучающимся возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в игровой учебной ситуации проблемно-поискового характера. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 7-го года жизни (подготовительная к школе группа).
Программа рассчитана на 56 часа в год, 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 минут.
Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного и дошкольного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы, адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.
Следуя рекомендациям Л. С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
По утверждению Л. А. Венгера и С. В. Мухиной: «дети шестилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Главное место в обучении детей старшего дошкольного возраста отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. При реализации содержания программы учтена словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, это упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л. С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
Цель реализации программы :
Формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи:
Обучающие:
Учить чтению поэтапно. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями. Учить ребенка выделять на слух звук из слога и слова (звуковой анализ слова).
Развивающие:
Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний. Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи. Воспитывать культуру речи.
Уровень сложности и направленность: программа рассчитана на базовый уровень сложности, направленность – интеллектуально-творческой направленности.
Категория воспитанников: дети 5 - 7 лет. Специальный отбор не проводится.
Объем и срок освоения программы
Год обучения Общее количество часов Количество часов в неделю Количество недель
2023/2024 учебный год 56 2 28
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности.
Очная. Часть программы реализуется с помощью электронного обучения.
Условия реализации программы : формирование учебных групп кружка осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Пол участвующих детей в освоении программы не учитывается. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется. Наличие физической и практической подготовки не требуется.
Планируемые результаты освоения программы :
По завершению реализации программы дополнительного образования у детей должны быть сформированы:
Умеения:
– строить сложные предложения разных видов;
– находить слова с определенным звуком;
–разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
Знания:
–звуко-буквенный анализ слов;
–все буквы алфавита;
–схемы слов, предложений;
–порядок звуков в слове;
–местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
Навыки:
– овладевают сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание) :
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания;
– умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдают пробел между словами;
–определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.