Галина Лифенко
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности во II младшей группе общеразвивающей направленности (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУЦРР д/с №40 с учетом примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. А. Бабаевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 4 лет.
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе „Детство“» размещена в разделах
Цель программы : создание каждому ребёнку в группе возможностей для развития способностей, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации и широкого взаимодействия с окружающим миром.
Задачи реализации программы :
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе с ОВЗ).
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
• Развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
• Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
• Обеспечение вариативности разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей
• Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программные задачи по образовательным областям
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет
Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себявести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Детиимеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболеераспространенных мужских и женскихпрофессий,овидах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др., постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображенных на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого,встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем?Для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм,темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становитсяболее связной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности : дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
Планируемые результаты освоения
Программы детьми среднего дошкольного возраста
Социально-коммуникативное развитие
Игра как особое пространство развития ребенка
(Программа «Детство» -стр. 85)
- Охотно отражает в играх представления о труде взрослых, наблюдается разнообразие сюжетов.
- Ребенок называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры
- Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с
Интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, делится игрушками
- Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей
- Вступает в ролевой диалог, доброжелателен, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей
- Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами
- Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.
- В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу
Дошкольник в мире социальных отношений
(Программа «Детство»-стр. 101)
- Преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен. Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения
- Проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи через общение со взрослыми и сверстниками: задает вопросы и отвечает на них, использует простую объяснительную речь
- Самостоятельно (без напоминания) выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы», благодарить)
- Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы
- Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.
- Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к
воспитателю.
Развитие ценностного отношения к труду
(Программа «Детство»-стр. 102– 103)
- Самостоятелен в самообслуживании, процессах личной гигиены, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий для достижения результата.
- Проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике
- Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.
Формирование основ безопасного поведения
(Программа «Детство»-стр. 104)
- С интересом познает правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы, сказки и стихи, рассуждает на эту тему, задает вопросы,разгадывает загадки
- В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения
- Привлекает внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций
Познавательное развитие
(Программа «Детство»-стр. 120-121)
- Проявляет любознательность, наблюдательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?», высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности
- С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия для выделения свойств, качеств предметов и материалов, по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты (свойства предметов, способы обследования и др.)
- Откликается на красоту природы, родного города, проявляет интерес к городским объектам, транспорту, отражает свои впечатления в рисунках, речи.
- Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения
- Различает людей по полу, возрасту, профессии, как в реальной жизни, так и на картинках.
- Художественно-эстетическое развитие
Изобразительное искусство и развитие продуктивной деятельности, детского творчества (Программа «Детство»-стр. 152)
- Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике, близкой опыту
- Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные
признаки, некоторые средства выразительности
- В соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями, некоторыми способами создания изображения в разных видах деятельности
- Проявляет элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами;
- Любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью, высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам
- Художественная литература
- (Программа «Детство»-стр. 154)
- С интересом слушает литературные тексты,легко включается в процесс восприятия книги,
Охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев
- Воспроизводит тексты, самостоятельно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихии поэтические сказки, придумывает с небольшой помощью взрослого поэтические рифмы, короткие описательные загадки и рассказы, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности
- Проявляет слово творчество, интерес к языку
- Имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица
- С желанием рисует иллюстрации к художественным текстам, активно участвует в театрализованных играх, стремится к созданию выразительных образов
- Физическое развитие
- (Программа «Детство»-стр. 177)
- В двигательной деятельности проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость
- Уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика рук
- Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость дл ядостижения хорошего результата, потребность в двигательной активности
- Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность
- Проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности : видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх
В приобщении к здоровому образу жизни
- С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, слушает литературные произведения о здоровом образе жизни, участвует в их обсуждении, задает вопросы, делаетвы воды.
- Элементарно охарактеризовывает свое самочувствие, привлекает внимание взрослого в случае недомогания, зовет на помощь в ситуациях, угрожающих здоровью
Образовательная область «Речевое развитие» :
«Программа развития речи дошкольников» Ушаковой О. С.
Средний возраст (4-5 лет)
- Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
- Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
- Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
- Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
- Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».
- Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком.
- Различает на слух гласные и согласные звуки.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (музыка)» : программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И.
Средний возраст (4-5 лет)
Музыкально-ритмические движения: умеют выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.
Развитие чувства ритма, музицирование: пропевают простейший ритмический рисунок или играют его на любом музыкальном инструменте, подбирают ритм к определенной картинке или картинку к ритму.
Слушание: самостоятельно определяют жанр музыки (танец, марш, песня, различают двухчастную форму, определяют простыми словами характер произведения.
Распевание, пение: узнают песню по вступлению, а так же по любому отрывку, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, начинают и заканчивают пение с музыкой, придумывают мелодии на небольшие фразы, аккомпанируют себе на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы: знают простейшие танцевальные движения и самостоятельно их выполняют в творческих плясках, выполняют солирующие роли, выражают в движении образы героев игр и хороводов. Начинают и заканчивают движение с началом и окончанием музыки.
Образовательная область «Познавательное развитие» : «Математика в детском саду» Новиковой В. П
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
- умеют образовывать число 2, 3, 4, 5;
- знают цифры 1,2,3,4,5
- считают в пределах 5;
- соотносят количество с цифрой;
- называт предметы разной формы;
- считают и раскладывают предметы правой рукой слева направо
- составляют предмет из 3 равнобедренных треугольников;
- сравнивают предметы по высоте;
- знают геометрические тела – куб и шар;
- знают прямоугольник, отличат от квадрата;
- ориентируются на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу);
- составляют узор из геомерических фигур;
- моделируют предмет из палочек одной длины;
- сравнивают предметы с помощью условной мерки;
- владеют количественным и порядковым счетом;
- правильно употреляют слова «сегодня», «завтра», «вчера»;