Получи документы

Рабочая программ по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет

Кочеткова Валентина Викторовна
Рабочая программ по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка к рабочей программе по экспериментальной деятельности

для детей 5 – 6 лет.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Темочки:

Перспективный план составлен на основе программы «Детство» с использованием методических разработок :

• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П. Чистякова А. Е., Детство-пресс 2007 г. ;

«Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». Новиковская Ольга, Детство – пресс 2005 г. ;

• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой М. ,2010;

• «Естественные - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Иванова А. И. ТЦ Сфера, 2004 г. ;

«Лаборатория в детском саду». Рыжова Н. А. «Линка - Пресс»,2009 г.

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно – экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развитие познавательных интересов;

• развитие мыслительных процессов, самостоятельности;

• воспитание гуманно – ценностного отношения к природе;

• формирование толерантности;

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• развитие умения отстаивать свою точку зрения и доказывать её правоту.

План составлен с учетом проведения одной игры – эксперимента в неделю.

Используемая литература:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г

2. Л. Н. Меншикова «Экспериментальная деятельность детей», 2009г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

7. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.

Месяц Игры - эксперименты Дидактические игры Наблюдения

сентябрь «Что нужно для растений»

Цель: Познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений (свет, вода, тепло).

«Песок и его свойства»

Цель: Установить свойства песка (сыпучесть, вязкость).

«Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, бесцветный, невидимый).

«Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию. «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий. «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Мое облако» Цель: развивать воображение, образное восприятие природы. «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей. «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Строение растений. Цветок. Цель: знакомить детей со строением растений. Насекомые около клумбы. Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы. Наблюдение за песком Цель: закрепить свойства песка. Наблюдение за водой Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой.

октябрь «Свойства почвы»

Цель: Познакомить с состоянием почвы (сухая, влажная).

«Свойства глины»

Цель: Познакомить со свойствами глины (водонепроницаемость, сохранение формы) «Свойства бумаги» Цель: Расширять и уточнять знания детей о свойствах бумаги (гладкая, тонкая, цветная, шероховатая, прозрачная, белая).

«Эта удивительная соль»

Цель: Изучения особенностей соли, её свойств и качеств.

«Что растет в лесу?» Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях. «Где что можно делать?» Цель: активизировать в речи детей глаголы. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Когда это бывает?» Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях; развивать внимание. «Составь предложение» Цель: научить составлять предложение с заданным словом. «Грибная полянка» Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелетных птицах. Наблюдение за березой. Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность. Наблюдение за бумагой. Цель: определить, какая бумага размокает быстрее. Наблюдение солнцем. Цель: обратите внимание, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет.

ноябрь «Чудо магнит» Цель: Познакомить со свойствами магнита. «Камни» Цель: Показать разнообразие камней по внешним признакам. «Металл» Цель: Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека «Дерево» Цель: Знакомить детей со свойствами деревянных предметов. «Поймай рыбку» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов.

«Добавлялки» Цель: развивает речевое творчество детей. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Узнай по описанию» Цель: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию. «Что из чего сделано?» Цель: активизировать произношение прилагательных. «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Наблюдение за погодой. Цель: определение состояние погоды. Наблюдение за деревьями.

Цель: обратите внимание детей на то, что листьев на деревьях, кустарниках осталось мало. Наблюдение за грузовым транспортом. Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.

Наблюдение за изморозью и инеем.

Цель: обратить внимание детей на то, что изморозь появляется при понижении температуры воздуха. Наблюдение за синицей.

Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым.

декабрь «Ткани»

Цель: Познакомить с различными видами тканей.

«Стекло»

Цель: Познакомить детей со стеклом, его свойствами.

«Родственники стекла»

Цель: Познакомить с предметами из фаянса, фарфора. Сравнить и качественные характеристики и свойства.

«Снег и его свойства»

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

«Волшебные лоскутки» Цель: учить называть ткани, сравнивать их по свойствам.

«Я начну, а ты закончи» Цель: активизировать в речи предлог У.

«Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

«Угадай, чей голосок» Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

«Что ты делаешь?» (Народная игра) Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих проф. действия.

«Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый).

Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

Наблюдение за солнцем.

Цель: обратить внимание, что солнце светит все реже, поднимается невысоко. Наблюдение за птицами.

Цель: уточнить, какие птицы остались зимовать.

Наблюдение за снегом.

Цель: определить, какой снег тает быстрее - рыхлый или утрамбованный.

Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: обратить внимание, что понижение температуры приводит к заморозкам.

январь «Лёд и его свойства»

Цель: Познакомить со свойствами льда (твёрдый, холодный, не тонет в воде).

«Иней»

Цель: Познакомить с образованием инея, воспитывать любознательность.

«Ветер»

Цель: Познакомить с причинами возникновения ветра, его влиянием на жизнь человека.

«Облака – белогривые лошадки»

Цель: Познакомить с образованием облаков (испарение воды).

«Ворчливый шарик» Цель: знакомить с движением воздуха.

«Я знаю» Цель: формировать знания о природе.

«Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания об объектах природы.

«Где снежинки» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.

«Летает, плавает, ходит» Цель: закреплять знания об объектах живой природы.

«Экотаблица» Цель: систематизировать знания о животном мире, развивать образное мышление.

Наблюдение за поведением птиц у кормушек.

Цель: формировать представления об особенностях поведения птиц в зимнее время.

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы. Наблюдение за снегопадом. Цель: формировать понятие о явлениях природы зимой.

Наблюдение за небом.

Цель: формировать реалистическое понимание не живой природы.

Наблюдение за солнцем. Цель: закреплять знание о солнце (светит, но не греет).

февраль «Человек»

Цель: Познакомить детей со способами реагирования тела на окружающий мир.

«Ушки на макушке»

Цель: Познакомить детей с органом слуха – ухом.

«Наши помощники – глаза»

Цель: Познакомить детей с органом зрения как частью тела.

«Вкус и запах»

Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. «Узнай по голосу» Цель: развивать слуховое внимание.

«Музыкант» Цель: развивать слух, внимание, ритм.

«Найди с закрытыми глазами» Цель: развивать чувство ориентирования.

«Определи на вкус» Цель: развивать органы чувств.

«Определи по запаху» Цель: развивать органы чувств.

«Наши друзья» Цель: закрепить знания детей о значении органов чувств в жизни человека.

Наблюдение за работой дворника. Цель: ценить и беречь труд взрослых.

Наблюдение за походкой людей в гололёд. Цель: формировать представление о безопасности передвижения в зимнее время.

Наблюдение за елью.

Цель: назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.

Наблюдение за свойствами снега.

Цель: продолжать знакомство со свойством снега.

Наблюдения за живыми объектами.

Цель: продолжать наблюдение за деревьями зимой.

март «Свет повсюду»

Цель: Показать, что источники света могут быть природные и искусственные.

«Солнечные зайчики»

Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков.

«Черное и белое» Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет.

«Тень»

Цель: Познакомить с образованием тени.

«Узнай по силуэту» Цель: развивать зрительное внимание.

«Так бывает или нет?» Цель: развивать логическое мышление.

«Отгадай предмет по названиям его частей» Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

«Хорошо - плохо» Цель: учить детей выделять в окружающем мире положительное и отрицательное.

«Кто дружит со светом?» Цель: закрепить представление о том, что свет нужен всему живому.

«Времена года» Цель: закрепить знания детей о существенных признаках каждого времени года.

Наблюдение за сугробами.

Цель: обратить внимание как сугробы, переливаясь, блестят на солнце. Наблюдение за сосульками.

Цель: рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов.

Наблюдение за трудом взрослых.

Цель: обратить внимание детей на работу взрослых.

Наблюдение за солнцем.

Цель: обратить внимание, что солнце светит сильнее, поднимается выше.

Наблюдение за птицами.

Цель: формировать представление о перелетных птицах, возвращающихся из тёплых стран.

апрель «Солнце и Земля» Цель: Объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли.

«День и ночь» Цель: Объяснить, почему бывает день и ночь. «Кто придумал лето?» Цель: Объяснить детям, почему бывает зима и лето. «Далеко, близко» Цель: Установить, как расстояние до солнца влияет на температуру воздуха.

«Найди лишнее» Цель: развивать логическое мышление, память.

«Какое время года» Цель: учить соотносить описание природы с определённым временем года.

«Когда это бывает?» Цель: развивать логическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи.

«Космонавты» Цель: развивать предикативный словарь.

«Скажи наоборот» Цель: расширять словарный запас, развивать мышление.

«Планета Земля» Цель: расширять кругозор детей, формировать экологические представления.

Наблюдение за ивой.

Цель: обратить внимание на пушистые почки, проследить, как они меняются, если поставить их в воду.

Наблюдение за световым днём.

Цель: обратить внимание на увеличение долготы дня.

Наблюдение за ветками в вазе.

Цель: обнаружить изменения в состоянии веток – заметить набухшие почки.

Наблюдение за луком (1).

Цель: уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук.

Наблюдение за луком (2).

Цель: обнаружить изменения в состоянии луковицы; рост корней и зелени.

май «На свету и в темноте» Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. «Кому лучше?» Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. «Где лучше расти?» Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. «Лабиринт» Цель: Установить, как растение ищет свет. «Угадай, что где растёт?» Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений.

«Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

«Вершки и корешки» Цель: учить детей составлять целое из частей.

«Детки с какой ветки?» Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев.

«Береги природу» Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

«Польза - вред» Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые. Наблюдение за мать и мачехой.

Цель: учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям.

Наблюдение за погодой.

Цель: определить состояние погоды весной.

Наблюдение за многолетними цветами.

Цель: обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах.

Наблюдение за солнцем.

Цель: отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером.

Наблюдение за муравьями.

Цель: проследить, куда они ползут, что несут.

Публикации по теме:

Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей»Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей» Фоторепортаж о Городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности с целью повышения познавательной активности детей».

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группыФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группы Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе для детей с ОВЗ «Цветные льдинки»Конспект экспериментальной деятельности в средней группе для детей с ОВЗ «Цветные льдинки» Конспект экспериментальной деятельности в средней группе для детей с ОВЗ "Цветные льдинки" Цель: В процессе экспериментирования показать.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей 5–7 лет с ОВЗ «Поможем Лунтику сделать мыльные пузыри» Цель: Познакомить дошкольников с ОВЗ со свойствами мыла, его разновидностями и назначением, со способами образования мыльных пузырей. Задачи:.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы» Актуальность заявленной темы. В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей «Свойства воды» Образовательные задачи:Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей. Опыт «Шарик-магнит»Фотоотчет об экспериментальной деятельности детей. Опыт «Шарик-магнит» Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Шарик-магнит» Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№21 «Лесовичок» г. о. Балашиха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программ по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет
Опубликовано: 16 октября 2020 в 15:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программ по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Кочеткова Валентина Викторовна (УИ 381013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД