Кочеткова Валентина Викторовна
Рабочая программ по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к рабочей программе по экспериментальной деятельности
для детей 5 – 6 лет.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Перспективный план составлен на основе программы «Детство» с использованием методических разработок :
• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П. Чистякова А. Е., Детство-пресс 2007 г. ;
• «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». Новиковская Ольга, Детство – пресс 2005 г. ;
• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой М. ,2010;
• «Естественные - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Иванова А. И. ТЦ Сфера, 2004 г. ;
• «Лаборатория в детском саду». Рыжова Н. А. «Линка - Пресс»,2009 г.
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно – экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развитие познавательных интересов;
• развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
• воспитание гуманно – ценностного отношения к природе;
• формирование толерантности;
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• развитие умения отстаивать свою точку зрения и доказывать её правоту.
План составлен с учетом проведения одной игры – эксперимента в неделю.
Используемая литература:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г
2. Л. Н. Меншикова «Экспериментальная деятельность детей», 2009г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
7. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.
Месяц Игры - эксперименты Дидактические игры Наблюдения
сентябрь «Что нужно для растений»
Цель: Познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений (свет, вода, тепло).
«Песок и его свойства»
Цель: Установить свойства песка (сыпучесть, вязкость).
«Свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета).
«Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, бесцветный, невидимый).
«Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию. «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий. «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Мое облако» Цель: развивать воображение, образное восприятие природы. «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей. «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Строение растений. Цветок. Цель: знакомить детей со строением растений. Насекомые около клумбы. Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы. Наблюдение за песком Цель: закрепить свойства песка. Наблюдение за водой Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой.
октябрь «Свойства почвы»
Цель: Познакомить с состоянием почвы (сухая, влажная).
«Свойства глины»
Цель: Познакомить со свойствами глины (водонепроницаемость, сохранение формы) «Свойства бумаги» Цель: Расширять и уточнять знания детей о свойствах бумаги (гладкая, тонкая, цветная, шероховатая, прозрачная, белая).
«Эта удивительная соль»
Цель: Изучения особенностей соли, её свойств и качеств.
«Что растет в лесу?» Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях. «Где что можно делать?» Цель: активизировать в речи детей глаголы. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Когда это бывает?» Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях; развивать внимание. «Составь предложение» Цель: научить составлять предложение с заданным словом. «Грибная полянка» Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелетных птицах. Наблюдение за березой. Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность. Наблюдение за бумагой. Цель: определить, какая бумага размокает быстрее. Наблюдение солнцем. Цель: обратите внимание, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет.
ноябрь «Чудо магнит» Цель: Познакомить со свойствами магнита. «Камни» Цель: Показать разнообразие камней по внешним признакам. «Металл» Цель: Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека «Дерево» Цель: Знакомить детей со свойствами деревянных предметов. «Поймай рыбку» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов.
«Добавлялки» Цель: развивает речевое творчество детей. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Узнай по описанию» Цель: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию. «Что из чего сделано?» Цель: активизировать произношение прилагательных. «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета.
Наблюдение за погодой. Цель: определение состояние погоды. Наблюдение за деревьями.
Цель: обратите внимание детей на то, что листьев на деревьях, кустарниках осталось мало. Наблюдение за грузовым транспортом. Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.
Наблюдение за изморозью и инеем.
Цель: обратить внимание детей на то, что изморозь появляется при понижении температуры воздуха. Наблюдение за синицей.
Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым.
декабрь «Ткани»
Цель: Познакомить с различными видами тканей.
«Стекло»
Цель: Познакомить детей со стеклом, его свойствами.
«Родственники стекла»
Цель: Познакомить с предметами из фаянса, фарфора. Сравнить и качественные характеристики и свойства.
«Снег и его свойства»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
«Волшебные лоскутки» Цель: учить называть ткани, сравнивать их по свойствам.
«Я начну, а ты закончи» Цель: активизировать в речи предлог У.
«Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
«Угадай, чей голосок» Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств
«Что ты делаешь?» (Народная игра) Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих проф. действия.
«Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый).
Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Наблюдение за солнцем.
Цель: обратить внимание, что солнце светит все реже, поднимается невысоко. Наблюдение за птицами.
Цель: уточнить, какие птицы остались зимовать.
Наблюдение за снегом.
Цель: определить, какой снег тает быстрее - рыхлый или утрамбованный.
Наблюдение за температурой воздуха.
Цель: обратить внимание, что понижение температуры приводит к заморозкам.
январь «Лёд и его свойства»
Цель: Познакомить со свойствами льда (твёрдый, холодный, не тонет в воде).
«Иней»
Цель: Познакомить с образованием инея, воспитывать любознательность.
«Ветер»
Цель: Познакомить с причинами возникновения ветра, его влиянием на жизнь человека.
«Облака – белогривые лошадки»
Цель: Познакомить с образованием облаков (испарение воды).
«Ворчливый шарик» Цель: знакомить с движением воздуха.
«Я знаю» Цель: формировать знания о природе.
«Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания об объектах природы.
«Где снежинки» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
«Летает, плавает, ходит» Цель: закреплять знания об объектах живой природы.
«Экотаблица» Цель: систематизировать знания о животном мире, развивать образное мышление.
Наблюдение за поведением птиц у кормушек.
Цель: формировать представления об особенностях поведения птиц в зимнее время.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы. Наблюдение за снегопадом. Цель: формировать понятие о явлениях природы зимой.
Наблюдение за небом.
Цель: формировать реалистическое понимание не живой природы.
Наблюдение за солнцем. Цель: закреплять знание о солнце (светит, но не греет).
февраль «Человек»
Цель: Познакомить детей со способами реагирования тела на окружающий мир.
«Ушки на макушке»
Цель: Познакомить детей с органом слуха – ухом.
«Наши помощники – глаза»
Цель: Познакомить детей с органом зрения как частью тела.
«Вкус и запах»
Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. «Узнай по голосу» Цель: развивать слуховое внимание.
«Музыкант» Цель: развивать слух, внимание, ритм.
«Найди с закрытыми глазами» Цель: развивать чувство ориентирования.
«Определи на вкус» Цель: развивать органы чувств.
«Определи по запаху» Цель: развивать органы чувств.
«Наши друзья» Цель: закрепить знания детей о значении органов чувств в жизни человека.
Наблюдение за работой дворника. Цель: ценить и беречь труд взрослых.
Наблюдение за походкой людей в гололёд. Цель: формировать представление о безопасности передвижения в зимнее время.
Наблюдение за елью.
Цель: назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.
Наблюдение за свойствами снега.
Цель: продолжать знакомство со свойством снега.
Наблюдения за живыми объектами.
Цель: продолжать наблюдение за деревьями зимой.
март «Свет повсюду»
Цель: Показать, что источники света могут быть природные и искусственные.
«Солнечные зайчики»
Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков.
«Черное и белое» Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет.
«Тень»
Цель: Познакомить с образованием тени.
«Узнай по силуэту» Цель: развивать зрительное внимание.
«Так бывает или нет?» Цель: развивать логическое мышление.
«Отгадай предмет по названиям его частей» Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
«Хорошо - плохо» Цель: учить детей выделять в окружающем мире положительное и отрицательное.
«Кто дружит со светом?» Цель: закрепить представление о том, что свет нужен всему живому.
«Времена года» Цель: закрепить знания детей о существенных признаках каждого времени года.
Наблюдение за сугробами.
Цель: обратить внимание как сугробы, переливаясь, блестят на солнце. Наблюдение за сосульками.
Цель: рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов.
Наблюдение за трудом взрослых.
Цель: обратить внимание детей на работу взрослых.
Наблюдение за солнцем.
Цель: обратить внимание, что солнце светит сильнее, поднимается выше.
Наблюдение за птицами.
Цель: формировать представление о перелетных птицах, возвращающихся из тёплых стран.
апрель «Солнце и Земля» Цель: Объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли.
«День и ночь» Цель: Объяснить, почему бывает день и ночь. «Кто придумал лето?» Цель: Объяснить детям, почему бывает зима и лето. «Далеко, близко» Цель: Установить, как расстояние до солнца влияет на температуру воздуха.
«Найди лишнее» Цель: развивать логическое мышление, память.
«Какое время года» Цель: учить соотносить описание природы с определённым временем года.
«Когда это бывает?» Цель: развивать логическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи.
«Космонавты» Цель: развивать предикативный словарь.
«Скажи наоборот» Цель: расширять словарный запас, развивать мышление.
«Планета Земля» Цель: расширять кругозор детей, формировать экологические представления.
Наблюдение за ивой.
Цель: обратить внимание на пушистые почки, проследить, как они меняются, если поставить их в воду.
Наблюдение за световым днём.
Цель: обратить внимание на увеличение долготы дня.
Наблюдение за ветками в вазе.
Цель: обнаружить изменения в состоянии веток – заметить набухшие почки.
Наблюдение за луком (1).
Цель: уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук.
Наблюдение за луком (2).
Цель: обнаружить изменения в состоянии луковицы; рост корней и зелени.
май «На свету и в темноте» Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. «Кому лучше?» Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. «Где лучше расти?» Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. «Лабиринт» Цель: Установить, как растение ищет свет. «Угадай, что где растёт?» Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений.
«Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
«Вершки и корешки» Цель: учить детей составлять целое из частей.
«Детки с какой ветки?» Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев.
«Береги природу» Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
«Польза - вред» Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые. Наблюдение за мать и мачехой.
Цель: учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям.
Наблюдение за погодой.
Цель: определить состояние погоды весной.
Наблюдение за многолетними цветами.
Цель: обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах.
Наблюдение за солнцем.
Цель: отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером.
Наблюдение за муравьями.
Цель: проследить, куда они ползут, что несут.