Кочеткова Валентина Викторовна
Рабочая программ по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к рабочей программе по экспериментальной деятельности
для детей 5 – 6 лет.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Публикация «Рабочая программ по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Перспективный план составлен на основе программы «Детство» с использованием методических разработок :
• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г. П. Чистякова А. Е., Детство-пресс 2007 г. ;
• «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». Новиковская Ольга, Детство – пресс 2005 г. ;
• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой М. ,2010;
• «Естественные - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Иванова А. И. ТЦ Сфера, 2004 г. ;
• «Лаборатория в детском саду». Рыжова Н. А. «Линка - Пресс»,2009 г.
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно – экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развитие познавательных интересов;
• развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
• воспитание гуманно – ценностного отношения к природе;
• формирование толерантности;
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• развитие умения отстаивать свою точку зрения и доказывать её правоту.
План составлен с учетом проведения одной игры – эксперимента в неделю.
Используемая литература:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г
2. Л. Н. Меншикова «Экспериментальная деятельность детей», 2009г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
7. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.
Месяц Игры - эксперименты Дидактические игры Наблюдения
сентябрь «Что нужно для растений»
Цель: Познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений (свет, вода, тепло).
«Песок и его свойства»
Цель: Установить свойства песка (сыпучесть, вязкость).
«Свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета).
«Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (прозрачный, бесцветный, невидимый).
«Что это такое?» Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; развивать фантазию. «Земля, вода, огонь» Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий. «Что лишнее?» Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. «Мое облако» Цель: развивать воображение, образное восприятие природы. «Игра в загадки» Цель: расширять словарный запас детей. «Закончи предложение» Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Строение растений. Цветок. Цель: знакомить детей со строением растений. Насекомые около клумбы. Цель: знакомить с жизнью насекомых; развивать наблюдательность. Наблюдение за сезонными изменениями. Цель: закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы. Наблюдение за песком Цель: закрепить свойства песка. Наблюдение за водой Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой.
октябрь «Свойства почвы»
Цель: Познакомить с состоянием почвы (сухая, влажная).
«Свойства глины»
Цель: Познакомить со свойствами глины (водонепроницаемость, сохранение формы) «Свойства бумаги» Цель: Расширять и уточнять знания детей о свойствах бумаги (гладкая, тонкая, цветная, шероховатая, прозрачная, белая).
«Эта удивительная соль»
Цель: Изучения особенностей соли, её свойств и качеств.
«Что растет в лесу?» Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях. «Где что можно делать?» Цель: активизировать в речи детей глаголы. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Когда это бывает?» Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях; развивать внимание. «Составь предложение» Цель: научить составлять предложение с заданным словом. «Грибная полянка» Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. Наблюдение за перелетными птицами. Цель: закреплять знания о перелетных птицах. Наблюдение за березой. Цель: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность. Наблюдение за бумагой. Цель: определить, какая бумага размокает быстрее. Наблюдение солнцем. Цель: обратите внимание, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет.
ноябрь «Чудо магнит» Цель: Познакомить со свойствами магнита. «Камни» Цель: Показать разнообразие камней по внешним признакам. «Металл» Цель: Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека «Дерево» Цель: Знакомить детей со свойствами деревянных предметов. «Поймай рыбку» Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов.
«Добавлялки» Цель: развивает речевое творчество детей. «Живая и неживая природа» Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. «Узнай по описанию» Цель: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию. «Что из чего сделано?» Цель: активизировать произношение прилагательных. «Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета.
Наблюдение за погодой. Цель: определение состояние погоды. Наблюдение за деревьями.
Цель: обратите внимание детей на то, что листьев на деревьях, кустарниках осталось мало. Наблюдение за грузовым транспортом. Цель: учить отличать грузовой автомобиль от легкового.
Наблюдение за изморозью и инеем.
Цель: обратить внимание детей на то, что изморозь появляется при понижении температуры воздуха. Наблюдение за синицей.
Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым.
декабрь «Ткани»
Цель: Познакомить с различными видами тканей.
«Стекло»
Цель: Познакомить детей со стеклом, его свойствами.
«Родственники стекла»
Цель: Познакомить с предметами из фаянса, фарфора. Сравнить и качественные характеристики и свойства.
«Снег и его свойства»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
«Волшебные лоскутки» Цель: учить называть ткани, сравнивать их по свойствам.
«Я начну, а ты закончи» Цель: активизировать в речи предлог У.
«Кто больше увидит и назовёт» Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
«Угадай, чей голосок» Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств
«Что ты делаешь?» (Народная игра) Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих проф. действия.
«Кто больше?» Цель: упражнять в подборе определений к существительным. (Снег какой? (холодный, мокрый, белый).
Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Наблюдение за солнцем.
Цель: обратить внимание, что солнце светит все реже, поднимается невысоко. Наблюдение за птицами.
Цель: уточнить, какие птицы остались зимовать.
Наблюдение за снегом.
Цель: определить, какой снег тает быстрее - рыхлый или утрамбованный.
Наблюдение за температурой воздуха.
Цель: обратить внимание, что понижение температуры приводит к заморозкам.
январь «Лёд и его свойства»
Цель: Познакомить со свойствами льда (твёрдый, холодный, не тонет в воде).
«Иней»
Цель: Познакомить с образованием инея, воспитывать любознательность.
«Ветер»
Цель: Познакомить с причинами возникновения ветра, его влиянием на жизнь человека.
«Облака – белогривые лошадки»
Цель: Познакомить с образованием облаков (испарение воды).
«Ворчливый шарик» Цель: знакомить с движением воздуха.
«Я знаю» Цель: формировать знания о природе.
«Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания об объектах природы.
«Где снежинки» Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
«Летает, плавает, ходит» Цель: закреплять знания об объектах живой природы.
«Экотаблица» Цель: систематизировать знания о животном мире, развивать образное мышление.
Наблюдение за поведением птиц у кормушек.
Цель: формировать представления об особенностях поведения птиц в зимнее время.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы. Наблюдение за снегопадом. Цель: формировать понятие о явлениях природы зимой.
Наблюдение за небом.
Цель: формировать реалистическое понимание не живой природы.
Наблюдение за солнцем. Цель: закреплять знание о солнце (светит, но не греет).
февраль «Человек»
Цель: Познакомить детей со способами реагирования тела на окружающий мир.
«Ушки на макушке»
Цель: Познакомить детей с органом слуха – ухом.
«Наши помощники – глаза»
Цель: Познакомить детей с органом зрения как частью тела.
«Вкус и запах»
Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. «Узнай по голосу» Цель: развивать слуховое внимание.
«Музыкант» Цель: развивать слух, внимание, ритм.
«Найди с закрытыми глазами» Цель: развивать чувство ориентирования.
«Определи на вкус» Цель: развивать органы чувств.
«Определи по запаху» Цель: развивать органы чувств.
«Наши друзья» Цель: закрепить знания детей о значении органов чувств в жизни человека.
Наблюдение за работой дворника. Цель: ценить и беречь труд взрослых.
Наблюдение за походкой людей в гололёд. Цель: формировать представление о безопасности передвижения в зимнее время.
Наблюдение за елью.
Цель: назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.
Наблюдение за свойствами снега.
Цель: продолжать знакомство со свойством снега.
Наблюдения за живыми объектами.
Цель: продолжать наблюдение за деревьями зимой.
март «Свет повсюду»
Цель: Показать, что источники света могут быть природные и искусственные.
«Солнечные зайчики»
Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков.
«Черное и белое» Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет.
«Тень»
Цель: Познакомить с образованием тени.
«Узнай по силуэту» Цель: развивать зрительное внимание.
«Так бывает или нет?» Цель: развивать логическое мышление.
«Отгадай предмет по названиям его частей» Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
«Хорошо - плохо» Цель: учить детей выделять в окружающем мире положительное и отрицательное.
«Кто дружит со светом?» Цель: закрепить представление о том, что свет нужен всему живому.
«Времена года» Цель: закрепить знания детей о существенных признаках каждого времени года.
Наблюдение за сугробами.
Цель: обратить внимание как сугробы, переливаясь, блестят на солнце. Наблюдение за сосульками.
Цель: рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов.
Наблюдение за трудом взрослых.
Цель: обратить внимание детей на работу взрослых.
Наблюдение за солнцем.
Цель: обратить внимание, что солнце светит сильнее, поднимается выше.
Наблюдение за птицами.
Цель: формировать представление о перелетных птицах, возвращающихся из тёплых стран.
апрель «Солнце и Земля» Цель: Объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли.
«День и ночь» Цель: Объяснить, почему бывает день и ночь. «Кто придумал лето?» Цель: Объяснить детям, почему бывает зима и лето. «Далеко, близко» Цель: Установить, как расстояние до солнца влияет на температуру воздуха.
«Найди лишнее» Цель: развивать логическое мышление, память.
«Какое время года» Цель: учить соотносить описание природы с определённым временем года.
«Когда это бывает?» Цель: развивать логическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи.
«Космонавты» Цель: развивать предикативный словарь.
«Скажи наоборот» Цель: расширять словарный запас, развивать мышление.
«Планета Земля» Цель: расширять кругозор детей, формировать экологические представления.
Наблюдение за ивой.
Цель: обратить внимание на пушистые почки, проследить, как они меняются, если поставить их в воду.
Наблюдение за световым днём.
Цель: обратить внимание на увеличение долготы дня.
Наблюдение за ветками в вазе.
Цель: обнаружить изменения в состоянии веток – заметить набухшие почки.
Наблюдение за луком (1).
Цель: уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук.
Наблюдение за луком (2).
Цель: обнаружить изменения в состоянии луковицы; рост корней и зелени.
май «На свету и в темноте» Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. «Кому лучше?» Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. «Где лучше расти?» Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. «Лабиринт» Цель: Установить, как растение ищет свет. «Угадай, что где растёт?» Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений.
«Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
«Вершки и корешки» Цель: учить детей составлять целое из частей.
«Детки с какой ветки?» Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев.
«Береги природу» Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
«Польза - вред» Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые. Наблюдение за мать и мачехой.
Цель: учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям.
Наблюдение за погодой.
Цель: определить состояние погоды весной.
Наблюдение за многолетними цветами.
Цель: обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах.
Наблюдение за солнцем.
Цель: отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером.
Наблюдение за муравьями.
Цель: проследить, куда они ползут, что несут.