Приложение МААМ

Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет

Каримова Айгул Комильевна
Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Публикация «Программа кружка „Занимательная математика“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Рабочая программа составлена на основании программ Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Игралочка» и «РАЗ - ступенька, ДВА - ступенька».

Цель кружка «Занимательная математика» : Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Направленность программы.

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Основные задачи программы :

• научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;

• ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

• развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• развитие творческих способностей.

• закрепление представлений о величине;

• развитие способности группировать предметы по цвету и величине;

• освоение способов измерения с помощью условной мерки;

• развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;

• развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

• Дать представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.

• Учить считать по образцу и названному числу.

• Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

• Учить воспроизводить количество движений по названному числу.

• Учить писать цифры от 1 до 10.

• Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

• Упражняться в различении количественного и порядкового счета в пределах 10.

• Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

• Учить, как из неравенства сделать равенство.

• Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

• Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.

• Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

• Ознакомление с плоскими геометрическим фигурами - ромб, цилиндр, трапеция, конус, призма.

• Ознакомление с объемными геометрическими телами - цилиндр, конус, призма.

• Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.

Работа распределяется по разделам:

Количество и счет.

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Определение величины.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Решение логических задач.

Участники:

1 год – дети 3-4 лет.

2 год – дети 4-5 лет.

3 год – дети 5-6 лет.

Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Режим занятий.

1 год. 2 раза в неделю 15-20 мин.

2 год. 2 раза в неделю 20-25 мин.

3 год. 2 раза в неделю 25-30 мин.

Формы проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;

- наглядный (с помощью наглядных материалов : картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).

Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых

Раздел Задачи Игры

Количество

и счет Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти. «Назови следующее, предыдущее число»,

«Назови соседей»,

«Назови меньше на 1, больше на 1»,

«Вверх, вниз по числовой лестнице»,

«Составь и реши задачу»

Ознакомление с геометрическими фигурами Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур. «Назови предметы данной формы»,

«Что общего и чем отличаются фигуры»,

«Найди предмет

такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм», «Пифагор».

Определение величины Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т. д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. «Подбери шарф для куклы»,

«Подбери мебель для 3-х медведей»,

«Что выше?»,

«Построим забор».

Ориентировка во времени и в пространстве Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. «Вчера, сегодня, завтра»,

«Дни недели»,

«Режим дня»,

«Когда это бывает?»,

«Что перепутал художник?»

Решение логических задач Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) Кубики Никитина,

Блоки Дьенеша,

Палочки Кьюизене,

«Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг»,

Кроссворды и задачи в стихах

Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика» для детей 3-4 лет

№ Наименование мероприятий Месяц Количество занятий

1 Развитие зрительного внимания.

1. «Раскрась две одинаковые матрёшки».

2. «Раскрась двух одинаковых зайчиков».

3. «Раскрась два одинаковых ведра».

4. «Раскрась две одинаковые ёлочки». октябрь 8

2 Развитие концентрации зрительного внимания.

1. «Закрась овощи, которые есть в путанице».

2. «Закрась геометрические фигуры, которые есть в путанице».

3. «Закрась цифры, которые есть в путанице».

4. Закрась фрукты, которые есть в путанице». ноябрь 8

3 Анализ и синтез предметов сложной формы.

1. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована кошка».

2. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик».

3. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована собачка».

4. «Закрась геометрические фигуры из которых нарисована машина». декабрь 8

4 Поиск недостающих предметов.

1. «Дорисуй мячик».

2. «Дорисуй ёлочку».

3. «Дорисуй домик».

4. «Дорисуй карандаш». январь 8

5 Ориентировка в пространстве.

1. «Закрась кубик справа – красным цветом, в середине – жёлтым, слева – синим».

2. «Нарисуй справа от мишки мяч, а слева – грибок».

3. «Закрась карандаш справа – зелёным, в середине – красным, слева – жёлтым»».

4. «Нарисуй справа от ёлочки зайчика, а слева – мишку». февраль 8

6 Количество и счёт.

1. «Дорисуй шарики».

2. «Посчитай игрушки и узнай на каком они месте».

3. «Нарисуй кружков столько, сколько корабликов».

4. «Сосчитай». март 8

7 Ориентировка во времени.

1. «Дорисуй картинку».

2. «Назови дни недели».

3. Узнай последовательность частей суток».

4. «Когда это бывает» Апрель. 8

8 Словесные логические игры.

1. «Задачи - шутки».

2. «Назови части суток, которые я пропустила».

Лабиринты

1. «Помоги белочке собрать грибы».

2. «Помоги Буратино взять ключик».

май 8

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Занимательная математика» Пояснительная записка Образовательная программа «Занимательная математика» направлена на развитие индивидуальных математических способностей,.

Фотоотчет «Занимательная математика»Фотоотчет «Занимательная математика» В нашей средней группе ведется большая спланированная работа по формированию элементарных математических представлений. Вся наша работа.

Конспект НОД по формированию математических представлений «Занимательная математика» для детей средней группы Образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Интеграция образовательных областей: речевое.

Открытое занятие с применением ТРИЗ-ртв для детей второй младшей группы «Занимательная математика» Ход ОД. Организационная часть. Воспитатель и дети сидят на стульчиках. В. : Ребятки, посмотрите все на меня! (Воспитатель поёт песню) В. :.

Проект по математическому развитию для детей второй младшей группы «Занимательная математика для малышей» Актуальность Как педагогов, так и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие качества личности.

Проект «Занимательная математика» Название проекта: «Занимательная математика» Вид проекта: познавательный Сроки реализации: краткосрочный (3 месяца) Участники: дети средней.

Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 56 Программа кружка Дополнительного образования «Веселая.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–7 лет Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%.

Рабочая программа развивающего кружка «Занимательная математика» По развитию логического мышления И математических способностей «Занимательная математика» Составитель: Повтарь Елена Сергеевна 2014-2015.

Семинар-практикум для родителей «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста» Цель: повышение интереса родителей к формированию у детей элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 22 октября 2016 в 16:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Каримова Айгул Комильевна (УИ 322833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД