Анастасия Кошелева
Рабочая программа дополнительного образования «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.
В настоящее время появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Скоро в школу“» размещена в разделах
Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для раскрытия возрастного потенциала ребенка, успешной подготовки к обучению в школе.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Занятия в кружках, и студиях позволяют ребёнку раскрыться, а взрослым увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!
Направленность дополнительной образовательной программы
по тематической направленности – социально – педагогическая,
по функциональному предназначению – учебно – познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем :
Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе.
Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра — с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Актуальность
Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка — развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и «Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет, чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры.
Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.
В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению дальнейшего образования — обязанность школы. Но на практике это работает редко. В действительности большинство школьных учителей предпочитает (и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки — иногда заслуженно, иногда — из жалости.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Образовательная программа «Скоро в школу» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Данная программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т. е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
- игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно – коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
Цель программы : Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики
Основные задачи при реализации данной программы :
По первому разделу:
Развитие речи и обучение грамоте:
• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
• обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
• развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
• развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
• развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
• подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
По второму разделу:
Развитие математических представлений и логики:
• развитие математических представлений о числах и цифрах;
• знакомство с математическими знаками;
• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно, что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю.
Форма занятий - совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
По первому разделу:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать простые слова
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
По второму разделу:
- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше - меньше, равно);
- уметь составлять и решать арифметические задачи;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Скоро в школу» – открытое занятие для родителей.
3. Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы
№ Наименование разделов и тем Количество
всего теория практика
Октябрь Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Числа-цифры
(Развитие математических представлений и логики) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Ноябрь Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Числа-цифры
(Развитие математических представлений и логики) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Декабрь Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Арифметические задачи
(Развитие математических представлений и логики) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Январь Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Арифметические задачи
(Развитие математических представлений и логики) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Февраль
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Арифметические задачи
(Развитие математических представлений и логики) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Март
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Арифметические задачи
(Развитие математических представлений и логики) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Апрель
Звуки и буквы
(Развитие речи и обучение грамоте) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Логические задачи
(Развитие математических представлений и логики) 4 занятия по 30 минут 10 мин 20 мин
Итого часов 56 занятий
4. Содержание изучаемого курса
Месяц Название темы Краткое описание темы
Октябрь
Звуки и буквы Гласные звуки и буквы
А,У,О
Согласный звук М (Мь, буква
Согласный звук С (Сь, буква
Согласный звук Х (Хь, буква
Числа-цифры Цифры от 0 до 5;
Математические знаки +, -,=
Ноябрь Звуки и буквы Звук Ш, буква Ш
Сопоставление С и Ш
Согласный Л (Ль,буква Л
Гласный Ы
Числа - цифры Цифры от 5 до 10
Математические знаки > ,<
Декабрь Звуки и буквы Согласный звук Н (Нь, буква
Согласный звук Р (Рь) ,буква
Сопоставление Р и Л
Согласный звук К (Кь, буква
Арифметические задачи Арифметические задачи на сложение
Январь Звуки и буквы Согласный звук П (Пь, буква
Согласный звук Т (Ть) ,буква
Гласный И
Согласный звук В (Вь, буква
Арифметические задачи Арифметические задачи на вычитание
Февраль Звуки и буквы Согласный звук З (Зь, буква Сопоставление З и С
Согласный звуки Ж, буква
Согласный звук Б (Бь, буква
Арифметические задачи Составление арифметических задач
Март Звуки и буквы Согласный звук Г (Гь, буква
Согласный звук Д (Дь, буква
Звук Й
Ь - показатель мягкости
Арифметические задачи Составление арифметических задач
Апрель Звуки и буквы Гласные Я, Ю, Е
Согласные Ц, Ч
Звуки Щ, Ф (Фь)
Гласный Э
Логические задачи Логические задачи на внимание
Закрепление умения решать все виды задач
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
Форма занятий – игровая.
Приемы и методы.
Игровые: использование игр и игровых персонажей.
Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры).
Словесные: объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки).
Практические: выполнение заданий
Дидактический материал:
азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)
фланелеграф;
индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;
картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);
предметные картинки для составления предложений и задач
сюжетные картинки для составления рассказов;
тетради в клетку;
мнемотаблицы;
рабочие листы - прописи букв, цифр;
игры со словами
Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, телевизор, ноутбук, магнитофон.
6. Список литературы
1. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – М. : Новая школа, 1994, - 448 с.
2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе : методическое пособие / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2011, - 48 с.
3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе : учебная литература / О. И. Жукова. – М. : АСТ, 2009, – 66 с.
4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте: учебно – методическое пособие / Г. Я. Затулина. М. : Центр педагогического образования, 2008, - 64 с.
5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый учебник. ФГОС ДО / Л. В., Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015, - 96 с.
6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2 (комплект). К книге "Азбука. Мой первый учебник / Л. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015, - 80 с.
7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе : методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2014, - 48 с.
8. Новиковская, О. А. Сложи словечко: игровые модели обучения и воспитания /О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург: Паритет, 2006, - 15 с.
9. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. В. Соловьевой. – М. : Просвещение, 2014
10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015, - 160 с.
11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность» : пособие для педагогов / Н. А. Федосова. М. : Просвещение, 2015.
12. Федосова, Н. А. От слова к букве: Пособие для детей 5—7 лет. В 2 частях. Часть 1. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015, - 112 с.
13. Федосова, Н. А. От слова к букве: Пособие для детей 5—7 лет. В 2 частях. Часть 2. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015, - 95 с.
14. Шевелев, К. В. Готовимся к школе : Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М. : Ювента, 2015, - 64 с.
15. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать: Обучение дошкольников чтению : программа-конспект / Д. Г. Шумаева. М. : Детство – Пресс, 2010, - 188 с.
Интернет – ресурсы
1. Азаматова, О. В. Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «Скоро в школу» (для детей 5-7 лет, https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/06/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-psikhologicheskoy-podgotovke
2. Вишнякова, Н. А. Программа дополнительного образования детей 6-7 лет «От А до Я», https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2013/01/28/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey-6-7-let-ot
3. Мощанова, Т. Н. Рабочая программа объединения «АБВГДЕЙКА» социально – педагогической направленности, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2012/09/06/programma-po-podgotovke