валентина платонова
Рабочая образовательная программа (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей первой младшей группы (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка». Содержание образовательного процесса в первой младшей группе выстроено в соответствии с программой «Детство» : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.
Публикация «Рабочая образовательная программа (первая младшая группа)» размещена в разделах
Рабочая программа по развитию детей первой младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие
«Физическое развитие»
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования, утв. 30.08. 2013 г. № 1014;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздо-ровления детей и молодежи"
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013, № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Особенностью образовательного процесса является формирование познавательных способностей у дошкольников, развитие интеллектуальных качеств и компетенций, что достигается решением задач приоритетного направления ДОУ в ходе образовательной деятельности с воспитанниками. Наш город, Торопец, очень древний. С детьми проводится большая работа по ознакомлению с родным городом, его историей, памятниками архитектуры. Наш край богат церквями и храмами, что способствует духовно-нравственному воспитанию детей, которое актуально в наше время.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит при-общение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирова-ния основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для раз-вития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в раз-ных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверен-ности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиоло-гических особенностей;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его пози-тивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих спо-собностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой си-стему условий социализации и индивидуализации детей.
Ведущими целями является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры лич-ности; всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в совре-менном обществе.
Задачи развития и воспитания.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов дея-тельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзыв-чивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоя-тельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включать-ся в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодей-ствие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интел-лектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образова-тельной области, с обязательным психологическим сопровождением через разнообразные виды детской деятельности.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого вос-питателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого до-стигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1. Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенче-ского, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Принцип сотрудничества с семьёй;
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, об-щества и государства;
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Программа основывается на следующих подходах:
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психо-логии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей данного возраста с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по ос-новным направлениям:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие».
1.1.3. Значимые для разработки программы характеристики, в том числе осо-бенностей развития детей
На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем лег-ких ребенка пока небольшой, и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой возду-ха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками» : не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем бо-лее разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начина-ют проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, кото-рых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ре-бенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, вос-производить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное разви-тие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольни-ков.
Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмо-циональное общение (обмен положительными эмоциями, и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
а) Учебный план
п/№ Образовательные области / НОД Количество занятий
(в неделю)
1. Познавательное развитие 1.5
Познание 0.5
Математическое развитие 1
2. Речевое развитие 1
Развитие речи 1
3. Художественно-эстетическое развитие 3.5
Конструирование 0.5
Аппликация 0.5
Рисование 0.5
Лепка 0.5
Музыка 2
Чтение художественной литературы 0.5
4. Физическое развитие 3
Физическая культура 3
Итого 9
Часы в неделю 1 ч 30 мин
Часы в год
Примечание: 1 неделя в феврале – каникулы
б) Календарный учебный график
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познание
Ме-сяц Тема недели Число Тема НОД Время про-ведения НОД
октябрь Золотая осень 05.10 Рассматривание игрушек 20мин.
Предметы которые нас окружают 19.10 «Мультик в гости к нам пришел»
ноябрь Родная стана 02.11 Выходной 10мин.
Дикие животные 16.11 Игра – инсценировка «Про де-вочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»
декабрь Домашние животные 14.12 Игровая ситуация «Накормим куклу Машу» 20мин.
Новый год у ворот. 28.12 «Скоро Новогодний праздник»
январь Зимние забавы 11.01 Рассматривание картины «ката-емся на санках» 20мин.
Безопасность на воде 25.01 «Про маленькую капельку»
февраль Декоративно – при-кладное искусство 08.02 «Русская матрешка» 10мин.
День защитника Отече-ства 22.02 выходной
март Весна. Живая природа. 08.03 выходной 10мин.
Птицы родного края. 22.03 Литературный калейдоскоп
апрель Неделя книги
05.04 Рассматривание картины - кос-моса 20мин.
Красная Горка. Пасха. 19.04
май День Победы 03.05 Выходной 20мин.
Здоровье 17.05
31.05
Математическое развитие
Ме-сяц Тема недели Число Тема НОД Время про-ведения НОД
октябрь Золотая осень 04.10 «Что выбрал Петрушка?» 40мин.
Дары осени 11.10 «Что нам привез Мишутка?»
Предметы, которые нас окружают 18.10 «Разноцветные фонарики»
Наши любимые мульт-фильмы
25.10 «Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы»
ноябрь Родная страна 01.11 выходной 40мин.
Природа родного края 08.11 «Разноцветные ленточки»
Дикие животные 15.11 «Отгадай, что в мешочке»
День матери 22.11 «Разложи в коробке»
декабрь Краски зимы 29.11 «Разложи предметы на группы» 50мин.
Добрые дела. Нрав-ственное воспитание 09.12 «Найди место грибку»
Домашние животные 16.12 «Разноцветные колечки»
Новый год у ворот 23.12 «Разноцветные поляны»
Новый год у ворот 30.12 «Найди такую же»
январь Зимние забавы 10.01 «Какой это формы?» 30мин.
Знакомство с родным городом, краем. День освобождения Торопца. 17.01 «Куда плывет рыбка?»
Безопасность на воде 24.01 «Соотношение предметов по цвету»
февраль Каникулы 31.01 30мин.
Декоративно – при-кладное искусство 07.02 «Принеси и покажи»
Игры и игрушки 14.02 «Какой мяч больше?»
День защитника отече-ства 21.02 «Что катится?»
март Самые любимые. 8 марта 28.02 «Найди свой домик» 50мин.
Весна. Животные вес-ной 7.03 выходной
Весна. Неживая приро-да 14.03 «Что изменилось?»
Птицы родного края 21.03 «Что ещё такого же цвета?»
Опасные предметы, безопасность в быту 28.03 «Найди всё»
апрель Неделя книги 04.04 «Разноцветные бусы» 40мин.
Космос 11.04 «Что ещё такой же формы»
Красная Горка. Пасха 18.04 «Найди всё»
Пожарная безопасность 25.04 «Что лишнее?»
май День Победы. 02.05 выходной 30мин.
Моя семья, мой дом 09.05 выходной
Здоровье 16.05 «Найди палочку»
Права детей. 1 июня – день защиты детей. 23.05 «Найди свой домик»
30.05
Конструирование
Ме-сяц Тема недели Число Тема НОД Время про-ведения НОД
октябрь Дары осени 12.10 20мин.
Наши любимые мульт-фильмы 26.10
Ноябрь Природа родного края 12.11 «Башенка из кирпичиков» 20мин.
Моя мама. День матери 26.11 «Скатерть»
Декабрь Добрые дела. Нрав-ственное воспитание 10.12 «Машина» 20мин.
Новый год у ворот 24.12 «Поезд для матрешки»
январь 07.01 выходной 10мин.
Знакомство с родным городом, краем. День освобождения Торопца 21.01 «Поезд большой и маленький»
февраль Каникулы 04.02 «Дорожка для матрешки» 20мин.
Игры и игрушки 18.02 «Дорожка широкая»
март Самые любимые 04.03 «Дорожка широкая и узкая» 30мин.
Весна. Неживая приро-да. 18.03 «Стол»
Опасные предметы, безопасность в быту. 01.04 «Стул»
апрель Космос 15.04 «Мебель для матрешки» 20мин.
Пожарная безопасность 29.04 «Диван»
май Моя семья 13.05 «Кровать» 20мин.
Права детей. 1 июня – День защиты детей 27.05 «Кресло»
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
Ме-сяц Тема недели Чис
ло Тема НОД Время про-ведения НОД
октябрь
октябрь
о Золотая осень 05.10 40 мин
Дары осени 12.10 «Знакомство с куклой Катей»
Предметы, которые нас окружают 19.10 «Кто что делает?»
Наши любимые мульт-фильмы 26.10 «Колобок»
ноябрь Родная страна 03.11 выходной 40мин.
Природа родного края 10.11 «Игры с зонтиком»
Дикие животные 17.11 «Игрушки»
Моя мама. День матери 24.11 «Звук (а)
декабрь Краски зимы 01.11 «Купание куклы» 50мин.
Добрые дела. Нрав-ственное воспитание 08.12 «Игра с овощами»
Домашние животные 15.12 Звук (у)
Новый год у ворот 22.12 «Наряжаем елку игрушками»
Новый год у ворот 29.12 Рассматривание с. к. «Мать купает ребенка»
январь Зимние игры и забавы 12.01 Звук (о) 30мин.
Знакомство с родным городом, краем. День освобождения Торопца 18.01 Рассматривание с. к. «Дети моют руки»
Безопасность на воде 25.01 «Звук (у)»
февраль Каникулы 02.02 - 30мин.
Декоративно – при-кладное искусство 09.02 «Уложи куклу спать»
Игры и игрушки 15.02 Звук (д)
День защитника отече-ства 23.02 выходной
март Самые любимые. 02.03 «Наши мамы» 50мин.
Весна. Животные вес-ной 09.03 «Кукла собралась на прогулку»
Весна. Неживая приро-да 16.03 Звук (т)
Природа родного края 23.03 «Игра с солнечным зайчиком»
Опасные предметы, безопасность в быту 30.03 «Прятки»
апрель Неделя книги 06.04 Звук (м) 40мин.
Космос 13.04 Инсценировка рассказа Н. Павло-вой «На машине»
Красная Горка. Пасха 20.04 Кто что делает?
Пожарная безопасность
27.04 Звук (б)
май День Победы 04.05 Рассматривание предметных кар-тинок с изображением домашних птиц 40мин.
Моя семья, мой дом 11.05 Рассматривание с. к. «Дети кормят рыбок»
Здоровье 18.05 Звук (п)
Права детей. 1 июня – День защиты детей 25.05 Повторение
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(чтение художественной литературы)
Ме-сяц Тема недели Число Тема НОД Время про-ведения НОД
октябрь Золотая осень 05.10 Чтение потешки «Водичка, во-дичка» 20мин.
Предметы, которые нас окружают 19.10 Чтение стихотворения А. Барто «Мячик»
ноябрь Природа родного края 09.11 Обыгрывание потешки «Чики-чики-чикалочка» 20мин.
Моя мама. День матери. 23.11 Разучивание потешки «Чики-чики-чикалочка»
декабрь Добрые дела. Нрав-ственное воспитание 07.12 Обыгрывание потешки «Бежала лесочком лисичка с кузовочком» 20мин.
Новый год у ворот 21.12 Инсценировка потешки «Бежало лесочком лисичка с кузовочком»
январь Знакомство с родным городом, краем. День освобождение Торопца 18.01 Чтение потешки «Водичка – во-дичка» 10мин.
февраль Каникулы 08.02 - 10мин.
Игры игрушки 15.02 Разучивание стихотворение А. Барто «Зайка»
март Самые любимые 01.03 Разучивание сихотворения А. Барто «Лошадка» 30мин.
Весна. Неживая приро-да. 1503 Чтение стихотворения Н. разучи-вание стихотворения А. Барто «Мишка»
Опасные предметы, безопасность в быту 29.03 Разучивание стихотворение А. Барто «Бычок»
апрель Космос 12.04 Разучивание стихотворение Г. Лаздынь «Петушок» 20мин.
Пожарная безопасность 26.04 Чтение сказки Г. Балл «Желтя-чок»
май Моя семья. 10.05 Выходной 10мин.
Права детей. 1 июня – день защиты детей 24.05 Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(рисование/лепка)
Месяц Тема недели Число Тема НОД Время прове-дения НОД
рисование лепка
октябрь Золотая осень 07.10 «Яблочки для ёжи-ка» 40мин
Дары осени 14.10 «Что за палочки такие?»
Предметы, которые нас окружают 21.10 «Что это такое»
Наши любимые муль-тфильмы 28.10 Рисование (наблю-дение)
ноябрь Родная страна 04.11 выходной 30мин
Природа родного края 11.11 Ленточка для кук-лы
Дикие животные 18.11 Зернышки для птиц
Моя мама. День мате-ри 25.11 Ниточка для шари-ков
декабрь Краски зимы 02.12 Ёжик 50мин
Добрые дела. Нрав-ственное воспитание 09.12 Снег идет
Домашние животные 16.12 Забор у дома
Новый год у ворот 23.12 Украсим елку
Новый год у ворот 30.12
январь Зимние игры и забавы 13.01 Кольца для пира-мидки
30мин
Знакомство с родным городом, краем. День освобождения Тороп-ца 20.01 Украсим куклы платье
Безопасность на воде 27.01 Бусы для куклы
февраль Каникулы 03.02 ---
30мин
Декоративно – при-кладное искусство 10.02 «Кренделёк»
Игры и игрушки 17.02 «Колеса для маши-ны»
День защитника оте-чества 24.02 «Самолёт»
Март Самые любимые 03.03 «Тарелки» 40мин
Весна. Животные весной 10.03 «Гусеничка на зе-лёном листочке»
Весна. Неживая при-рода 17.03 «Поможем жучкам спрятаться в траве»
Природа родного края 24.03 «Угостим ёжика яблочком»
Опасные предметы, безопасность в быту
апрель
Неделя книги 02.04 «Расчёски для ку-кол 50мин
Космос 09.04 Кто живет в из-бушке?»
Красная Горка. Пасха 16.04 Летит ракета в космос»
Пожарная безопас-ность 23.04 «Кренделёк для ку-колки»
Безопасность – терро-ризм, безопасность в быту 30.04 «Огонь – добрый, огонь - злой»
май День Победы 07.05 «Салют» 40мин
Моя семья, мой дом 14.05 «Тарелочки с по-лосками»
Здоровье 21.05 Витаминчики» «
Права детей. 1 июня-День защиты детей 28.05 «Солнышко, цветы растут, жучки в траве»