Снежана Сергеевна Гарбуз
Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Хакасия – мой край родной…».
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования определила постановку новых задач личностно-ориентированного воспитания, формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважение к традициям своего и других народов и экологически грамотного поведения на основе концепции национально-регионального компонента республики Хакасии.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Хакасия — мой край родной“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика Хакасия
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
В Республике Хакасия используются разнообразные современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Однако, существующие базовые программы воспитания, обучения и развития не отражают проблемы национально-регионального компонента Республики Хакасия. Национально-региональный компонент – составная часть содержания образования, отражающая национальное и региональное своеобразие, потребности и интересы народов Хакасии.
Различные исследователи свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста не достаточно сформированы знания и воспитания любви к малой Родине. Поэтому и возникла необходимость в разработке программы для проведения кружковой работы «Хакасия – мой край родной…».
Цель программы кружковой работы : «Хакасия — мой край родной…» — приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента.
Задачи:
1. Сформировать у детей осознанные представления, знания о природно-климатическом, этнографическом, топонимическом, экологическом, семантическом своеобразии Хакасии.
2. Создать условия для развития внутренней положительной мотивации.
3. Развивать у детей чувственное восприятие через искусство и красоту.
4. Приобщать детей к регионально-значимым этнокультурным, общечеловеческим ценностям.
5. Воспитывать гражданскую активность; толерантное отношение к представителям других культур.
Кружковая работа проводится в пятницу во второй половине дня 1 занятие (25 минут)
Задачи работы кружковой деятельности, и показатели развития дошкольников
Старшая группа :
Познавательная деятельность:
— расширить представления детей об окружающей действительности (страна, республика, города, поселки);
— познакомить с символикой столицы р. Хакасия, родного города, с некоторыми его достопримечательностями;
— развивать интерес к традициям и обычаям хакасского народа;
— продолжать знакомство с растительным и животным миром Хакасии;
— воспитывать у детей чувство любви к своей родине, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности.
К концу года дети должны знать:
— Абакан – столица Хакасии; некоторые его достопримечательности;
— труд людей города и села;
— называть, помимо своих ФИО, родословную своей семьи;
— иметь представления о расположении предметов быта в юрте (национальном жилище хакасов); этикет гостеприимства хакасского народа;
— называть 1-2 озера, 2-3 реки Республики Хакасия;
— знать 1-2 животных, занесенных в «Красную книгу» Хакасии;
— уметь различать и называть деревья и кустарники;
— уметь определять по внешнему виду и называть 4-5 птиц своей местности.
Показатели развития:
— имеют некоторые культурно-исторические представления об истории своей семьи;
— проявляют интерес к родному городу, его символике, к традициям и обычаям;
— проявляют интерес к своей культуре и культуре своих народов.
Речевое развитие и художественная литература:
учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста;
читать наизусть небольшие стихотворения;
участвовать в драматизации;
продолжать знакомство с произведениями устного народного творчества, с писателями и поэтами Хакасии;
развивать выразительность речи;
воспитывать у детей интерес к хакасской литературе.
К концу года дети должны знать:
— 3-4 пословицы, 3-4 загадки, 1-2 колыбельные песни;
— стихи Доможакова Н. Г., Кильчичакова М. Е. ;
— уметь отличать хакасские сказки (волшебные, бытовые, о животных) от сказок других народов;
— уметь пересказывать небольшие литературные тексты;
— уметь отличать жанры литературных произведений (сказка, потешка, загадка, стихотворение).
Показатели развития:
называют несколько литературных произведений по выбору;
выразительно читают небольшие стихотворения;
проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, стихов; к книгам, иллюстрированным местными художниками.
Художественно-эстетическое развитие:
— формировать у детей представление о видах изобразительного искусства и народного творчества (орнамент, пиктография (наскальные рисунки, книжная графика, средства художественной выразительности;
— развивать художественное восприятие;
— воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
К концу года дети должны знать:
элементы хакасского орнамента;
— узнавать иллюстрации художника-графика Тодыкова В. А. ;
— уметь украшать изделия хакасским орнаментом;
— уметь отличать наскальные рисунки от схем;
Показатели развития:
— проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;
— используют в собственной деятельности: средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, проявляют инициативу, творчество;
— используют орнаменты и узоры в декоративно-прикладном искусстве.
Способы проверки знаний:
Диагностические методики.
Диагностика когнитивного компонента сформированности чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Автор: О. В. Саковичене.
Список оборудования:
Карта РХ,
Символика РХ,
Наборы иллюстраций животных и птиц нашего края,
Фотографии города Саяногорска, национальной одежды и обуви, хакасской утвари,
Национальное украшение - пого,
Макет юрты, кукла в национальной одежде, макет бубна,
Фонотека:гимн Хакасии, музыка хакасских композиторов,
Видеофильмы о Хакасии.