Лариса Бородина
«Работа с родителями по оздоровлению детей в рамках ФГОС ДО. «Работа с родителями по оздоровлению детей в рамках Фгос…»
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»)
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С. КРАСНОАРМЕЙСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОАРМЕЙСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Консультация
«Работа с родителями по оздоровлению детей в рамках ФГОС ДО».
Автор: инструктор по ФИЗО Бородина Л. Н.
2014 год
Публикация «„Работа с родителями по оздоровлению детей в рамках ФГОС до“, „Работа с родителями по оздоровлению детей в рамках Фгос…“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Совершенствование физического воспитания и здоровья детей дошкольного возраста приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных и других важнейших функций ребёнка, развитии его физических и личностных качеств, формировании основ физического, психологического, интеллектуального и социального здоровья.
Всем известно, что в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период. Это помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Очевидно, что родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако, для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходимо целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Это сегодня является одним из требований ФГОС дошкольного образования. Все мы знаем, что стандарт направлен на решение многих задач, и одна из них - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Одной из наиболее важных проблем современного дошкольного образования является переход на проектирование специального организованного здоровьесберегающего образовательного пространства детского сада, внутри которого при соблюдении оптимальных психофизических нагрузок организуется жизнедеятельность детей – дошкольников, обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья. Особую актуальность сегодня приобретает работа по привлечению детей и родителей к ведению здорового образа жизни. Именно над этим работает наш педагогический коллектив.
Традиционный подход в нашей работе предполагал, что главная функция педагога заключалась в непосредственной организации деятельности детей, передачи им в этой деятельности своего взрослого опыта. Сегодня личностно – ориентированная модель отводит педагогу иную роль, которая обеспечит самостоятельную деятельность и эффективное накопление ребёнком своего личного опыта. И немаловажную роль в этом играет именно работа с родителями. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива детского сада. Основным принципом совместной работы с семьёй по воспитанию здорового ребёнка для нас является принцип здоровьесбережения, построение целостной системы работы по здоровьесбережению с педагогами, детьми и родителями.
Основные направления работы : информационно-просветительская, консультативная, организационная, диагностическая.
Информационно-просветительская работа с родителями включает в себя проведение
• родительского всеобуча, т. е. цикла бесед и лекций («Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома», «Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровье детей» и т. д.);
• цикла коллективных консультаций для родителей («Утренняя гимнастика», «Безобидные сладости» и т. д.);
• использование родительских уголков как средства информационного просвещения;
• оформление и использование наглядно – текстовой информации (буклеты, папки, стенды, памятки и т. д.).
Консультативная работа с родителями предполагает
• проведение работы психолога с родителями по укреплению их психологического здоровья (консультации, АКС – анализ конкретных ситуаций, практикум);
• консультации и рекомендации инструктора по ФИЗО, логопеда, воспитателей, музыкальных руководителей.
Диагностическая работа включает в себя
• собеседование;
• интервьюирование;
• анкетирование.
Организационная работа –
• проведение общедошкольных родительских собраний;
• работа родительских клубов;
• Дни открытых дверей;
• проведение семинаров – практикумов;
• проведение совместных мероприятий с целью вовлечения родителей в образовательный процесс (НОД с родителями, совместные утренние гимнастики и т. д.);
• проектная деятельность в детском саду.
На освещении проектной деятельности в детском саду разрешите мне остановиться более подробно. Особенность взросло - детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме НОД, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательно – образовательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах. Привлечение специалистов детского сада позволяет сделать проект более познавательным. Например, в 2013-14___году в нашем детском саду был реализован проект «Вместе с мамой, вместе с папой я здоровым быть хочу». В этом проекте принимали участие методист, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители, дети. С целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка, провели анкетирование. Остановимся на итогах.
Нас интересовало:
1. Как они оценивают здоровье ребенка?
2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей?
3. Что (или кто) является источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?
4. Каков образовательный запрос родителей в данной области.
Анализ ответов показал, что 63% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее.
Оценка родителей иногда не совпадает с реальным положением дел. Так, например, некоторые родители детей старшего дошкольного возраста оценивают здоровье своего ребенка как «хорошее», отмечают, что в прошедшем календарном году ребенок болел редко, но тут же указывают четыре и более случаев острых заболеваний, на основе чего фактически его можно отнести к группе часто болеющих.
Основными причинами заболеваний ребенка родители считают «слабый иммунитет» и «адаптацию к дошкольному учреждению». Среди других причин заболеваний мы увидели такие, как «переохлаждение на прогулке», «недостаточную закаленность ребенка», «контакты с больными», «сквозняки», что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями по вопросам организации прогулок, закаливания, теплового и воздушного режима, адаптационного периода и др.
Обращает на себя внимание, что родителей указывают на изменение здоровья ребенка за время посещения детского сада. Такие выводы родителей нацеливают нас на необходимость регулярного информирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого.
Интересно то, что среди важнейших условий формирования здорового образа жизни ребенка, родители выделяют, прежде всего, психологический комфорт. Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители понимают важность психологической защищенности для здоровья ребенка, которая возможна только в атмосфере внимания, заботы и любви окружающих взрослых. Среди других условий родители выделили :
• достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе;
• здоровую гигиеническую среду;
• рациональное питание;
• соблюдение режима;
• закаливание;
• полноценный сон.
Однако, анализ анкет показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. Кроме того, мы не увидели должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, что, безусловно, является не менее важными условиями, определяющими здоровье ребенка-дошкольника.
В ходе изучения нас интересовали причины, мешающие родителям уделять должное внимание здоровью ребенка. У более половины опрошенных - это дефицит времени вследствие высокой занятости. Нередко в этом случае мы сталкиваемся и с дефицитом внимания к ребенку, что, естественно, отражается на его здоровье, поэтому такие семьи – особая зона педагогического участия и помощи. Анализ анкет показал востребованность разнообразной информации родителями.
В ходе проекта были проведены мероприятия: анкетирование по обж, «В какие игры вы играете дома», родительские собрания в нетрадиционной форме «Здоровый образ жизни», «Безопасность детей в наших руках», «Мы за здоровый образ жизни». Фото выставки «Спортивная семья», «Один дома», «Мой папа солдат». Кружок «Школа мяча» и его презентация соревнование «Пионербол». Экскурсия по д/с «Знакомство с уголком противопожарной безопасности». Вечер загадок и отгадок «Огонь в загадках», НОД «Ваза с фруктами», «Я здоровье сберегу - быть здоровым я хочу», сюжетно – оздоровительные по сказкам «Лисичка сестричка и серый волк», «Каша из топора» (М. Ю Картушина, открытый нод для педагогов района и родителей «Я здоровым бять хочу». Консультации: «О закаливании ребёнка – секрет успеха», «Не спина – а знак вопроса», «Формирование у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью», «Безопасное поведение дошкольников». Развлечения и праздники «Путешествие в страну светофорию», «День защитника отечества», КВН с мамами, «Путешествие в страну здоровья», туристический поход с родителями «Фестиваль дворовых игр».
Ожидаемый результат:
- сформировано у дошкольников и их родителей основ здорового образа жизни;
- ответственного отношения к своему здоровью:
- дети получили практические знания по укреплению и сохранению своего здоровья;
- дети научились проводить простейшие исследования, анализировать, делать выводы, для дальнейшего применения полученных знаний в повседневной жизни.
Возможные риски:
- недостаточность литературы
- недостаточное финансирование
Таким образом, работа с родителями включает в себя повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий здоровьесберегающего воспитания детей, привлечения их и родителей к здоровому образу жизни; взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития и оздоровления детей.