Елена Киселёва
Пути диагностирования навыков игры в футбол у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вниманию педагогов представлены результаты совместной работы педагога ДОУ Спалинь Е. А. и преподавателя Киселёвой Е. В.
Многочисленные исследования А. Валлона, Л. С. Выготского, Т. А. Ильина, Ж. Пиаже и других учёных свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка.
По мнению Э. Й. Адашкявичене, Л. Д. Глазырина, Ю. Д. Железняк, С. О. Филипповой, Г. Н. Понаморева двигательные занятия с элементами игры в футбол способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Пути диагностирования навыков игры в футбол у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В процессе тренировки ребенок постепенно приспосабливается к высоким напряжениям, что сопровождается перестройкой всей его деятельности, расширением функциональных возможностей его органов, наибольшей сложностью их функций, особенно в состоянии спортивной формы.
Нами была поставлена цель – способствовать повышению уровня физической подготовки дошкольников к игре с элементами футбола.
Задачи :
1. Обследовать уровень физической подготовки и интереса к физическим упражнениям у детей экспериментальной группы
2. Проанализировать полученные результаты и определить рекомендации каждому ребёнку.
3. Разработать и внедрить в практику двигательной деятельности старших дошкольников навыки овладения элементами игры в футбол.
Эта работа проводилось в старшей группе «Земляничка» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 411» Красноглинского района, г. Самара. В исследовании приняли участие 11 человек, из них 8 мальчиков и 3 девочки.
Первоначально провели диагностику уровня физической подготовки детей по методике О. Б. Лапшина.
Были выбраны параметры умений: вести мяч правой ногой, вести мяч левой ногой, останавливать мяч ногой.
Каждому ребё нку было предложено:
- вести мяч по-прямой, удобной ногой (серединой подъёма или носком) на расстояние 5-10 метров;
- остановить мяч подошвой ноги, катнуть его назад и развернуться;
- продолжить ведение мяча другой, неудобной ногой, затем остановить мяч подошвой ноги.
1. Умение вести мяч правой и левой ногой, выполняется несильными ударами, толчками ногой внешней или внутренней частью стопы с использованием следующих подводящих упражнений:
- ведение мяча по прямой в медленном темпе, при каждом шаге мяч касается ноги;
- ведение мяча по линии круга попеременно левой и правой ногой. Сначала выполнять шагом, затем медленным бегом:
- ведение мяча по коридору (ограничение из кеглей или любых предметов) шириной 1 м. Постепенно уменьшать ширину коридора;
- ведение мяча между предметами, расставленными по прямой линии на расстоянии 50 см друг от друга;
- выполнение ведения произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость.
2. Основные фазы выполнения остановки мяча ногой.
Подготовительная фаза - исходное положение: масса тела переносится на опорную ногу, которая немного согнута в колене для устойчивости. Останавливающая нога выносится навстречу мячу.
Рабочая фаза - производится уступающее движение останавливающей ногой, которая несколько расслаблена. Скорость движения ноги постепенно снижается.
Завершающая фаза - центр тяжести переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. По способу выполнения есть остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
Техника остановки мяча - игрок концентрирует внимание на движущемся мяче и выполняет остановку внутренней стороной стопы или подошвой.
При определении уровня физической подготовки детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии О. Б. Лапшина:
Высокий уровень (3 б.) - дети выполняют задания, без какой либо помощи.
Средний уровень (2 б.) - дети выполняют задания после минимальной помощи взрослого (словесной подсказки).
Ниже среднего (1 б.) - дети выполняют задания после дополнительной мотивации и прямого показа.
Из 11 обследованных детей показали : высокий уровень -3 ребёнка; средний -6 детей; ниже среднего - 2 ребёнка.
Методика изучения интереса дошкольников к физическим упражнениям, строилась на рекомендациях Петренкиной Н. Л., Соловьевой Т. В. Обследование проводилось как во второй половине дня, так и на занятиях по физической культуре.
При обследовании мы учитывали, что в интересе выделяют эмоциональный и когнитивный (познавательный) компоненты, а в дошкольном возрасте большее значение имеет эмоциональный компонент интереса.
Показатели проявления интереса к физическим упражнениям у детей среднего и старшего дошкольного возрастов.
Глубина.
А) проявляет специфический интерес к какому-либо виду физических упражнений, задает вопросы на уточнение значения упражнения, качества его выполнения - 3 балла;
Б) задает поверхностные вопросы, не стремясь проникнуть в сущность упражнения, выполнять его технически грамотно - 2 балла;
В) не проявляет специфического интереса ни к одному виду упражнений - 1 балл.
Широта.
А) интересуется разными видами физических упражнений (6-7 упражнений) - 3 балла;
Б) интересуется рядом физических упражнений (4-5) - 2 балла;
В) узкий интерес к различным физическим упражнениям (1-3) - 1 балл.
Действенность.
А) активно проявляет интерес, добиваясь создания условий для реализации своего интереса - 3 балла;
Б) активно проявляет интерес, но не добивается создания условий для его удовлетворения - 2 балла;
В) пассивен в проявлении своего интереса, но с удовольствием наблюдает за выполнением упражнений другими детьми - 1 балл.
Мотивированность.
А) сознательно проявляет интерес к выполнению физических упражнений, может объяснить, почему нравится упражнение, зачем его выполнять - 3 балла;
Б) проявляет случайный интерес, возникший после воздействия внешнего ряда факторов (например, просмотр интересной телепередачи) - 2 балла;
В) не может объяснить, почему нужно выполнять это упражнение и нравится ли оно ему, - 1 балл.
Устойчивость.
А) выполняет любимое упражнение постоянно, использует его в своих играх, преодолевает различные трудности - 3 балла;
Б) выполняет любимые упражнения время от времени - 2 балла;
В) устойчивого интереса к каким-либо упражнениям не проявляется - 1 балл.
Избирательность.
А) при большой широте интересов выделяет один вид упражнений - 3 балла;
Б) проявляет интерес к одному виду упражнений, игнорируя другие, - 2 балла;
В) не относится избирательно ни к одному виду упражнений -1 балл
РЕЗУЛЬТАТЫ: 14 бал. - 1 реб. ; 13 бал. - 2 реб. ; 12 бал. -3 реб. ; 11 бал. - 2 реб. ; 9 бал. - 1реб. ; 8 бал. - 2 реб.
Таким образом, стало ясно, что заинтересованность в физических упражнениях у детей старшего дошкольного возраста группы «Землянички» находится на среднем уровне.
Исследование уровня физической подготовки к игре в футбол у старших дошкольников показало, что дети недостаточно подготовлены, как в теоретическом плане, так и в практическом. Педагоги не учитывают возрастные особенности старших дошкольников, разный уровень подготовки физического развития детей, тип телосложения и пол. Интерес детей к целенаправленным движениям невысок, мы не проводили работу, направленную на развитие кругозора в отношении спортивных игр и игр с элементами футбола.
Был разработан план с целью научить старших дошкольников простейшим технико-тактическим действиям с мячом: умение вести мяч правой ногой, умение вести мяч левой ногой и умение ногой останавливать мяч.
Перспективный план занятий по обучению элементам игры в футбол включал три этапа.
- Последовательное обучение элементам техники игры в футбол.
- Самостоятельное моделирование детьми спортивных игр с элементами футбола.
- Педагогический анализ формирования интереса к играм с элементами футбола у старших дошкольников.
План организации деятельности педагогов по обучению игре с элементами футбола будет представлен в следующих материалах
Литература:
1. Лапшин О. Б. «Теория и методика подготовки юных футболистов», -М, :
Человек,2009.-176с.
2. Лазоренко В. И., Филиппова С. О. Интерес детей старшего дошкольного
возраста к занятиям физическими упражнениями /Актуальные вопросы
физической культуры детей дошкольного возраста : Сборник научно-методических трудов. – СПб. : Белл, 2004. – С. 94-98.
3. Петренкина Н. Л., Соловьева Т. В. Проблема изучения интереса к занятиям физической культурой у дошкольников. / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2013. - 103-107С.