Наталья Красноперова
Дидактические игры и упражнения по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задание №1
Задачи: сформировать знания детей о мере измерения жидких веществ; учить детей пользоваться мерным стаканчиком.
Материал: большой кувшин воды, стакан для измерения, линейка, весы, градусник.
Описание: П: Ребята, перед вами стоит кувшин, в него налита вода. Как вы думаете, сколько воды находится в кувшине? Можем ли мы как то измерить количество воды? Посмотрите, у меня есть градусник, он подходит для измерения? А весы, может, кувшин поставим на них? Или линейкой измерим? А еще есть стаканчики. Ребята, чем вы предлагаете измерить воду в кувшине?
Публикация «Дидактические игры и упражнения по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности» размещена в разделах
П: Давайте вспомним, что измеряют градусником? Когда мы выходим на улицу, для чего мы смотрим на него? (узнать температуру). А если мы поставим кувшин на весы, то мы узнаем вес кувшина с водой, а не количество воды, а линейкой длину или ширину самого кувшина. Тогда что остается?
Д: Стаканчики.
П: Правильно, именно стаканчиками мы будем измерять, потому что в них мы можем перелить жидкость и узнать сколько её. Берем мерный стаканчик и переливаем туда воду, льем аккуратно, чтобы не пролить. Доливаем до определенной разметки. В следующий раз будем наливать до этой же разметки, чтобы количество воды было равное в каждом стаканчике.
А теперь по одному подходите ко мне и будете наливать воду в стаканчик.
Задание №2
Задачи: продолжать учить измерять детей количество жидкости; показать детям, что в зависимости от выбранной меры для измерения, меняется результат.
Материал: вода синего цвета и вода красного цвета в прозрачных емкостях, мерные стаканчики (большой и маленький, емкости для выливания жидкости.
Описание: П: Вчера Винни Пух с Пяточком приготовили лимонад, каждый выпил его разное количество стаканов, но лимонада было поровну. Они не могут понять, почему так получилось. Я пообещала, что мы поможем им решить их проблему. Узнав, сколько было лимонада, приготовила точно такое же количество жидкости и покрасила его водой. Посмотрите внимательно на баночки, может, Винни и Пятачок ошиблись, и его было не одинаковое количество?
Д: Одинаковое.
П: Тогда будем выяснять в чем дело. Ребята, давайте поделимся на две группы: одна будет измерять синюю жидкость, а другая – красную. Каждый из вас будет по очереди наливать жидкость в стаканчик, не забывайте, как нужно правильно заполнять стаканчик. Только вот в чем дело, Винни и Пятачок пили из разных стаканов, они нам их принесли, поэтому будем измерять ими.
Дети измеряют жидкость, в итоге получается неравное количество стаканов.
П: Значит нас не обманули, действительно разное количество стаканов. Тогда же в чем дело? А давайте, вы поменяетесь местами и измерите другую жидкость, но своим стаканчиком.
П: Получился вновь тот же результат. А посмотрите: Винни пил свой лимонад и у него вышло 6 стаканов, а когда мы измерили лимонад Пуха его стаканчиком, то получилось такое же количество, получается, все-таки лимонада было одинаковое количество.
Выходит он меры измерения, зависит результат.
Задание №3
Задачи: учить детей уравнивать количество жидкости; продолжать учить измерять жидкость.
Материал: разные сосуды: один высокий и узкий, другой низкий и широкий, мерные стаканчики, стаканы для переливания (прозрачные).
Описание: Детям демонстрируются разные сосуды и задается вопрос: «В каком сосуде жидкости больше?». Дети делятся на команды и проверяют, в каком сосуде воды больше. Педагог спрашивает: «Сколько стаканчиков получилось в первом сосуде?», «Во втором сосуде?». В итоге, выясняется, что в широком и низком воды больше. Педагог объясняет детям, что с помощью переливания одного стакана, мы сможем уравнять количество воды. Дети переливают стакан из одного сосуда в другой и измеряют жидкость вновь. На этот раз её будет поровну.
Задание №4
Задачи: продолжать учить детей пользоваться разными мерами при измерении жидкости.
Материал: Емкость с обозначениями количества жидкости, мерный стаканчик, мерная ложка.
Описание: П: Ребята, недавно вы узнали, что измерять жидкость можно разными стаканчиками и даже маленькой мерной ложкой, когда жидкости останется совсем мало. Сегодня мне пришло задание: нам нужно с вами узнать, какими способами можно получить вот такое количество жидкости (показывает литр). Мы с вами будет пробовать наливать жидкость, каждый раз используя разные измерительные меры.
П: Что мы возьмем сначала? Давайте сделаем только самые большие стаканчики.
Совместно с детьми, педагог чередует разные стаканчики и ложечку, чтобы показать, что можно разными мерками сделать равное количество жидкости.
Задание №5
Задачи: упражнять детей в измерении жидкости, тренировать память детей.
Материал: большой стаканчик, маленький стаканчик и мерная ложка для измерения, подкрашенная вода 3 видов и емкость для выливания.
Описание: П: А вы знаете, ребята, что ученые для создания чего-то используют свои записи. Чтобы получить, то, что они хотят они берут разное количество веществ. Давайте, представим, что мы находимся в лаборатории и нам нужно приготовить лекарство. Я буду называть вам что и сколько брать, вы будете подходить, наливать её к себе в стаканчик, а потом сравним полученные результаты.
П: Итак, ученые, сегодня наш рецепт лекарства: берет 1 мерную ложечку красного вещества, 2 маленьких стаканчика синего вещества и 1 большой зеленый стаканчик и в заключении добавляем еще половину стаканчика красного вещества.
Задание №6
Задачи: формирование представлений детей об общепринятой мерке «литр», способ получения литра воды, активизировать употребление слова «литр».
Материал: 1, 5 литровые банки на каждую группу детей (всего 3, мерные стаканчики.
Описание: П: Ребята, мы с вами уже выполняли с вами это задание. Вам нужно разными способами налить определенное количество воды, оно помечено красной линией. Как только набираете нужное количество воды, аккуратно сливаете его обратно в емкость с водой и наливаете вновь. Вам нужно получить три разных способа.
После завершения самостоятельной работы детьми, педагог спрашивает: какими способами дети наливали воду, какие использовали мерки и в каком количестве.
П: А знаете ли вы, что количество воды, которое вы сегодня наливали, называется литр? Давайте вместе повторим это слово: «литр». Теперь вы знаете сколько и каких стаканчиков для измерения составляют литр.
Маша, а каким способом ваша команда получила литр? Миша, а ваша команда смогла сделать три разных способа, чтобы получить литр? Катя, сколько больших стаканчиков составляют литр?